- Планируемые результаты изучения темы
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся: - читать слова, верно выделяя ударный слог;
- отличать сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки;
- узнавать среди текстов различных жанров и сочинять собственные небылицы;
- различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст, работать с ними с помощью «Рабочей тетради»;
- уместно использовать понятия «слово», «предложение», «текст»; читать плавно по слогам;
- овладевать способом чтения целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений;
- участвовать в коллективных беседах по прочитанному; отличать прозаический текст от поэтического; знать жанровые особенности сказки, стихотворения и уметь различать эти жанры;
- понимать смысл термина «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;
- формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов;
- использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением; читать с использованием отдельных средств выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);
- составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Получат возможность научиться: - приему чтения целыми словами с опорой на гласные; при помощи чтения передавать настроение автора; ориентироваться в учебнике, его элементах, опираться на них при выборе книги;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности;
- построению монологического высказывания о героях и их поступках;
- находить нужную информацию в книге для чтения, у взрослых, иногда – в Толковом словаре;
- формировать эстетический вкус в процессе общения с литературным произведением.
| 1.Регулятивные - осознавать цели изучения раздела с помощью шмуцтитула;
- осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;
- уметь договариваться в паре, группе в ходе работы над текстом;
- учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности;
- учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
- оценивать поступок героя;
- коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;
- воспроизводить содержание произведения по серии сюжетных картин, по плану;
- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;
- овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения;
2.Познавательные - осознавать роль чтения.
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;
- пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
- восстанавливать предложение, текст на основе анализа речевой ситуации;
- сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему;
- сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;
- строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
- уметь воспринимать на слух художественное произведение;
- включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения;
- овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного;
- уметь работать с текстами разных жанров;
- выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.
3.Коммуникативные - уметь воспринимать на слух художественное произведение;
- включаться в диалог с участниками образовательного процесса;
- строить связное высказывание из 3-4 предложений по теме на основе готового плана;
- уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова смысловым;
- уметь формулировать вопросы по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным.
| - овладевать начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы;
- проявлять стремление понимать красоту поэтического слова в качестве эталона для употребления в своей речи;
- приобретать начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения;
- осознавать свой социальный статус ученика с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;
- бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;
- соблюдать корректность и бесконфликтность работы в паре, группе;
- оценивать поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;
- пользоваться цветными стикерами как простейшей формой самооценки на основе рефлексии;
- познакомиться со способами проявления адекватных эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;
- проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям, в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;
- понимать смысл терминов «модель, моделирование, проект»;
- знать и называть морально-нравственные ценности;
- знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.
|
Условные обозначения | У- учебник РТ – рабочая тетрадь |
- Этапы изучения темы (1+7 часов)
|
Тематическое планирование раздела и ресурсы | Содержание | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Вводное занятие Обращение авторов «Дорогой первоклассник!» С.3-4 (У) Входная диагностика «Хорошо того учить, кто хочет все знать» С.3-5 (РТ) | Фронтальная работа - Знакомство с учебником «Литературное чтение», его назначением, обращая внимание на:
-систему условных обозначе-ний, -элементы учебника (оглавление,титульный лист, аннотация,расположение уче-бного материала, иллюст- рации,словарь) - Шмуцтитул раздела, его содержание,
- Вступительная статья авто-ров на с. 4. С помощью комбинированного чтения: за авторов читает учитель, за учеников – хорошо читаю-щий ученик.
- Рубрика «Твоя библиотека», формулирование учебной задачи изучения раздела
- План рассказа
Индивидуальная работа - Входная диагностическая работа в рабочей тетради
- Пословицы
| 1 | - рассматривание учебника, его элементов - обложки, форзаца, титульного листа, шмуцтитула, нумерации страниц, условных обозначений, оглавления, словаря;
- работа с оглавлением: определение количества разделов, знакомство с названиями, упражнения в их поиске с помощью указанных в оглавлении номеров страниц, нахождение первого раздела;
- работа со шмуцтитулом: чтение названия, прогнозирование целей и задач изучения раздела, определение количества шмуцтитулов с помощью оглавления, представленного в конце книги, сравнение двух шмуцтитулов и на основе выявленных отличий определение необходимости и роли этой страницы
- слушание и чтение вступительной статьи авторов (приемы: хоровое чтение, чтение цепочкой, комбинированное чтение, участие в беседе) сопоставление результатов прогнозирования и фактического содержания раздела
- работа с выставкой книг сравнение, рассказы о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
| - научились ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию с помощью оглавления;
- знают назначение услов-ных обозначений, самосто-ятельно определяют орга-низационные формы обще-ния и виды деятельности на уроке при работе с текстом
- умеют устно формули-ровать собственное мнение и позицию о содержании и форме литературного произведения по содер-жанию шмуцтитула, иллюстрациям о приобрете-нии обязательных и возможных знаний;
- готовы слушать собеседника;
- умеют читать плавно по слогам;
- могут ориентироваться в тематике, изученных жанрах, содержании книг, умеют оформить выставку книг по этим признакам;
- умеют сравнивать книги по заголовку, оглавлению, иллюстрациям и т.д., представлять книгу в виде небольшого рассказа на основе готового плана;
- умеют осуществлять выбор книги по заданному параметру.
| - выявление уровня усвоения способов безошибочного чтения в процессе наблюдения и опроса;
- умение работать с книгой и рабочей тетрадью во время фронтальной и индивидуальной работы;
- выявление уровня усвоения учебного материала, в том числе: навыка чтения с целью последующей коррекции на основе результатов выполнения входной диагностической работы в РТ;
- рассказывание по плану в парах или группах
- оформление выставки книг
|
Урок№ 1 В.Данько.Загадочные буквы. С.5-8 (У) С.16-17 (РТ) | Фронтальная работа: У - Коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата.
- Повторение: ориентирование в книге (раздел, рубрика, шмуцтитул, словарь).
Индивидуальная работа РТ - Способы объяснения непонятных слов.
Фронтальная работа: У - Выделение первого звука по принципу «Азбуки в картин-ках». Названия букв русского алфавита.
- Чтение по строчкам, дополне-ние до предложения.
- Анализ: прием «Партитура чувств»-определение характера стихотворения, чувств в каждой строке, выбор средств выразительности.
- Выразительное чтение стихотворения по предложениям/ целиком.
Индивидуальная работа: РТ - Творческая работа в парах с «загадочными» буквами
| 1 |
- коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата;
- ориентирование в учебнике по заданию учителя;
- рассматривание иллюстраций на с.5;
- «открытие» способа нахождения спрятавшихся букв по принципу «Азбуки в картинках» с помощью 1 и 4 строк;
- применение способа для восстановления предложений и стихотворения в целом;
- определение характера стихотворения;
- определение настроения автора в каждой строке с помощью образа персонажа с иллюстрации;
- упражнения в выразительном чтении
|
- умеют находить в книге заданные элементы;
- умеют коллективно под руководством учителя формулировать тему и задачи урока;
- могут группировать сло-ва-синонимы;
- умеют слушать художест-венное произведение, определять настроение и характер и адекватно реа-гировать на услышанное;
- умеют под руководством учителя применять способ действия по определению отсутствующих букв;
- знают названия букв рус-ского алфавита;
- умеют читать выразитель-но после предварительной подготовки.
|
- умение группировать слова-синонимы по результатам выполнения в РТ задания№1 на с.16 с помощью цветных стикеров;
- ассоциативное мы-шление по результатам выполнения задания в РТ на с.16-17;
- усвоение способа действия по вос-становлению сти-хотворения в процессе проговаривания и практического примене-ния.
|
Урок№2 И.Токмакова. Ася, Кляксич и буква «А». Рубрика «Разноцветные страницы». С. 9-10, 24 (У) С.17-19 (РТ)
Урок№3 Рубрика «Разноцветные страницы» С.Черный.Живая азбука Ф.Кривин.Почему «А» поется, а «Б»нет С. 11-13,25 (У) С.19-21 (РТ) (На этом уроке и далее возможен выбор произведения для чтения на уроке из числа рекомендованных календарно-тематическим планированием с учетом особенностей класса, уровня компетентности и читательского вкуса учителя)
Урок № 4 Г. Сапгир. Про медведя. Проект «Создаем музей «Город букв». С.21 (У)
Урок № 5 М. Бородицкая. Разговор с пчелой И. Гамазкова. Кто как кричит? С.16-17 (У) С.22-23 (РТ)
Урок № 6 Рассказы и стихи о буквах С.18-21, 24-25(У) С.23-26 (РТ)
Урок № 7 Завершение проекта «Создаем музей «Город букв». Обобщение и проверка знаний по теме С.26-27(У) С.26-29 (РТ)
| Фронтальная работа: У - Рубрика «Разноцветные страницы»: совершенство-вание навыка чтения, рефлексия.
Индивидуальная работа - самооценка
- упражнения на расширение поля чтения, с.17
Фронтальная работа:У - Чтение отрывка из сказки И.Токмаковой «Ася, Кляксич и буква «А» учителем;
- Проблемный анализ;
- Усвоение учащимися различных приемов в процессе повторного чтения сказки
Выборочное чтение: У.10,3 Индивидуальная работа с.18-19 (РТ)
Фронтальная работа - Рубрика «Разноцветные страницы»: совершенствование дикции в процессе чтения стихотворения Лунина, продолжение работы по формированию грамотности и выразительности (в парах), взаимоконтроль и взаимооценка с использованием стикеров;
- Стихотворение С.Черного «Живая азбука» (У,с.11):
Фронтальная работа: - прогнозирование содержания по заголовку,
- выразительное чтение учителем,
- определение настроения произведения,
- словарная работа,
- подготовка к выразительному чтению,
- хоровое выразительное чтение,
- чтение хорошо читающими учащимися цепочкой.
Индивидуальная работа: выполнение задания 4, У,с.11, РТ на с.20 Фронтальная работа: У Рассказ Ф.Кривина: - хоровое чтение под счет учителя,
- стилистический анализ: определение характера и жанра произведения,
- знакомство со способом нахождения в тексте прямой речи,
- выразительное чтение прямой речи,
- выборочное чтение: знакомство со способом запоминания названий лингвистических терминов
Фронтальная работа - Рубрика «Разноцветные страницы»: беглость, грамотность, передача юмористического характера средствами художественной выразительности;
Фронтальная работа - Прогнозирование, формулирование задач урока с помощью шмуцтитула
- Выразительное чтение учителем: Г.Сапгир. Про медведя.
- Проблемный анализ: Как повлияло письмо на Мишку? Почему общение не состоялось? Получит ли автор письмо от медведя? Почему? Для чего надо знать буквы? Почему стихотворение так называется? Ваше отношение к Медведю?
- Партитура чувств: Как передать чувства Мишки? Какие слова–подсказки дает автор? Как это прочитать?
Индивидуальная работа: Подготовка к выразительному чтению (РТ, с.21) Фронтальная работа - Упражнения в выразительном чтении;
- Работа с пословицами
- Запуск проекта-У,с.28:
Что такое «проект»? (по Толковому словарю), тема проекта, план, возможности и особенности реализации, обсуждение организации решения конкретной проблемы в каждой группе
Фронтальная работа - Прогнозирование, формулирование задач урока с помощью шмуцтитула
- Стихотворение М. Бородицкой:
выразительное чтение учителем в диалоге с учеником, проблемный анализ: настроение от услышанного содержания, причины этого настроения, «открытие» закономерностей в природе, отношение к пчеле, прием аллитерации, выделение и чтение в тексте слов со звуком [ж], чтение по ролям с предварительной подготовкой в парах, взаимооценка Меня увидела пчела -Как ты могла?! - я закричал Сравнение этого варианта с исходным. Поиск созвучий Понятие «рифма». - Стихотворение И. Гамазковой:
прогнозирование по заголовку, формулирование ответа на заголовок-вопрос с помощью иллюстраций, дополнение недостающей рифмы, Индивидуальная работа: выбор варианта для характеристики стихотворения: быль, сказка, небылица, загадка
Фронтальная работа - Прогнозирование, формулирование задач урока с помощью просмотра произведения для чтения на уроке;
- С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»: чтение строфами, определение преобладающих интонаций в стихотворении, доказательства абсурдности описанной ситуации, выяснения целесообразности создания такого стихотворения, формулировка вывода о том, как следовало бы исправить подобную ситуацию; воспитание культуры поведения в общественном транспорте; организация наблюдения за первыми буквами в каждой строке, выделенными красным цветом;
- Работа с рубрикой «Твоя библиотека», с выставкой книг: рассказ о прочитанной книге по готовому плану;
- Рубрика «Из старинных книг»: выявление смысла названия, определение жанров произведений, помещенных в этой рубрике, чтение мудрых мыслей, объяснение смысла;
Индивидуальная работа: РТ, с.23-24
- Формулировка задач урока;
- Фронтальная работа
Завершение проекта «Создаем музей «Город букв»; - Индивидуальная работа: с.28,:
- Работа с рубрикой «Проверим себя»;
- Чтение учителем рассказа В.Осеевой «Вырванный лист» РТ, с.28-29, в качестве поощрения за добросовестное выполнение предыдущей работы;
- Индивидуальная работа: с.28,:
Составление рассказа по рисунку на выбор; - Подведение итогов урока, рефлексия
| 1 | - упражнения в беглом, безошибочном, выразительном, осмысленном чтении отдельных слов и стихотворения с помощью различных приемов; конкурсное чтение;
- сопоставление своих достижений с целевыми установками шмуцтитула;
- коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата;
- восприятие на слух чтения учителем;
- поиск в тексте непонятных слов и способы их толкования (У: с.10-1; РТ: с.18-1)
- принимают участие в обсуждении проблем героини рассказа;
- читают с применением различных приемов (хоровое - под счет, «роботом», речитативом, в разном темпе и др.; индивидуальное-цепочкой, под счет, с регулировкой дыхания и др.)
- поиск в тексте сказки ответов на вопросы;
- создание собственного текста о добром Кляксиче
- упражнения в беглом, безошибочном, выразительном, с четким произношением чтении отдельных слов, строк и стихотворного текста с помощью различных приемов;
- коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата,
высказывание предположений о содержании стихотворения; - сопоставление предположения и фактического содержания;
- поиск в тексте непонятных слов и их толкование (У: с.,11);
- упражнения в чтении целым словом под управлением учителя, чтение с регулированием дыхания для соблюдения пауз, чтение с распеванием первого слога,
- определение характера произведения и жанра, выбор средств выразительности для передачи жанровых особенностей, настроения;
- сочинение своей невероятной истории о букве/звуках по плану;
- поиск и зачитывание предложений, объясняющих названия терминов «гласные/согласные», выделение пары созвучных слов, установление ассоциации по звучанию
- чтение под управлением учителя;
- участие в обсуждении по определению характера произведения, игровая ситуация «Кто веселее всех сможет прочитать строку?»;
- коллективное обсуждение темы и задач урока под рук. учителя, удержание учебной задачи;
- слушание с закрытыми книгами;
- принимают участие в обсуждении проблемы, высказывают свою точку зрения;
- высказывают свои версии о названии произведения, определяют главную мысль; соотносят главную мысль с содержанием произведения;
- отыскивают слова-подсказки автора, отбирают средства художественной выразительности для характеристики персонажа;
- выполняют пометы по заданиям РТ самостоятельно;
- конкурсное исполнение «Кто лучше передаст чувства героя?»;
- анализируют значение, выбирают наиболее подходящую для произведения пословицу, решают проблему: «А могут ли не подходить данные пословицы?»;
- принимают активное участие в обсуждении, делятся на группы, выбирают командиров, определяются с индивидуальным вкладом.
- коллективное обсуждение темы и задач урока под руководством учителя, удержание учебной задачи;
- определяют свое отношение к услышанному;
- получают представление о нравственных отношениях человека и природы ценности;
- читают выразительно с соблюдением знаков препинания, целым словом после предварительной подготовки;
- соблюдают при чтении особенности приёма звукописи (аллитерации);
- находят в стихах слова с созвучным окончанием;
- запоминают новый термин,
высказывают свои предположения о содержании текста; - сравнивают;
- называют персонажей стихотворения, имитируют, кто какие звуки издает;
- дополняют стихотворение на основе рифмы
- выбирают для знакомства со стихотворением просмотровое чтение;
- определяют характер интонации в каждой строфе
- осуществляют контроль своего чтения;
- формулируют ответы на вопросы;
- передают характеры героев с помощью жестов, мимики;
- общаются с собой - определяют влияние стихотворения на свое настроение;
- дают оценку уровня культуры поведения, представленной в аллегорической форме, через образы животных;
- находят закономерность последовательности красных букв с помощью задания №1 с.21 в учебнике;
- участвуют в формулировке задач урока;
- представляют результаты проекта каждой группой учащихся - художественный образ буквы в виде экскурсии: одна группа «ведет» экскурсию, остальные рассматривают и слушают комментарии;
- оценивают;
- выполняют, проверяют себя и оценивают свои достижения;
- слушают с установкой об участии в беседе (по данным после текста вопросам);
- рассказывают друг другу в парах;
- оценивают результаты: что особенно запомнилось, понравилось
| - диалог: понимают и принимают рекомендации учителя, умеют отвечать на вопросы
- умеют принимать и держать учебную задачу урока с помощью учителя;
- умеют осуществлять выбор из предложенных вариантов;
- умеют переключать и концентрировать внимание на уроке под руководством учителя;
- умеют непроизвольно воспринимать сказку и юмористическое стихотворение на слух;
- умеют читать плавно по слогам и целым словом в границах оперативного поля зрения слова несложной конструкции (3-4 буквы).
- научились правильному произношению [ш],умеют читать стихотворение с четкой дикцией, в быстром темпе
- умеют формулировать тему и задачи урока с помощью шмуцтитула умеют формулировать и озвучивать гипотезы
- могут дифференцировать слова, понятные или непонятные по смыслу
- умеют определять настроение, передаваемое автором в произведении;
- умеют правильно озвучивать буквы, обозначающие согласные звуки;
- умеют распевать гласные
- умеют читать под счет, регулировать дыхание;
- умеют организовать самостоятельную работу в тетради
- умеют следить по тексту за читающим в ходе индивидуального чтения
- умеют планировать по аналогии свою деятельность;
- умеют работать в паре;
- освоили способ выделения прямой речи по тире в начале строки;
- усвоили способ запоминания «установление ассоциаций» для безошибочного называния терминов
- умеют передавать характер стихотворения с помощью интонирования, темпа;
- проявляют интерес, принимают активное участие;
- умеют дублировать задачу, обозначенную в шмуцтитуле;
- принимают задание педагога по слушанию с включением представлений и образного восприятие;
- не боятся высказывать свою версию;
- умеют формулировать и аргументировать свою версию;
- умеют ориентироваться в тексте, отбирать средства художественной выразительности с опорой на свой опыт общения;
- умеют организовывать себя в выполнении задания письменно;
- умеют соотносить идею произведения со смыслом пословицы;
- умеют читать незнакомый текст плавно смешанным способом «Слог + слово»
- проявляют сочувствие к несправедливо обиженному;
- умеют читать выразительно, по ролям после подготовки;
- умеют проявлять положительное отношение к тексту;
- активно применяют новый термин;
- умеют передавать чувство юмора - после предварительной подготовки;
- умеют делать выбор на основе знания жанров;
- умеют в течение небольшого временного промежутка читать текст молча;
- владеют способом формулирования ответа точно по вопросу;
- на основании умения анализировать языковую ситуацию определяют, что красные буквы стоят в алфавитной последовательности, т.е., умеют применять знания, полученные на уроках русского языка;
- умеют читать, плавно соединяя слоги в слова;
- умеют после специально организованной подготовки при повторном чтении передавать характер героя;
- имеют представление о способе чтения целыми словами из 3-4 букв (в рамках оперативного поля зрения детей данного возраста), основанном на координированном взаимодействии зрительного анализатора и дыхания;
- умеют применять способ чтения под руководством учителя.
- формулируют учебную задачу урока с помощью учителя;
- контролируют свои умения в соответствии с целями;
- осуществляют выбор из данных вариантов;
- умеют работать в парах, договариваться о распределении видов деятельности для выполнения задания;
- справляются с решением коммуникативных задач;
- знают авторов произведений раздела;
- знают все буквы и звуки русского алфавита, умеют их классифицировать;
- владеют приемами создания своего художественного образа буквы;
- осознают смысл процесса чтения для себя;
- читают плавно, грамотно, понимают читаемое;
- проявляют инициативу;
- соблюдают интонацию при выразительном чтении подготовленных произведений;
| - адекватная самооценка: цветные стикеры;
- произвольное внимание в процессе чтения цепочкой, чтения под счет;
- уровень осознанности чтения в ходе выборочного чтения;
- координация дыхания и зрительного анализатора по результатам индивидуального опроса;
- умение формулировать ответ на вопрос в ходе обсуждения;
- уровень творческого воображения по следам анализа детских рассказов о Кляксиче.
- Чистота дикции – в ходе индивидуального опроса
- грамотность чтения - чтение цепочкой;
- мыслительная операция сравнения: выполнение заданий в рабочей тетради, с.24-25;
- коммуникационные навыки работы в паре – наблюдение и анализ качества выполненной работы;
- осознанность чтения - практическая работа в рабочей тетради, систематические наблюдения на уроках;
- интерес к чтению, желание читать – наблюдение: концентрация внимания, ответственность, готовность к процессу, дисциплина
- конкурсное интонированное чтение подготовленного текста на материале рубрики «Разноцветные страницы»;
- систематические ежедневные наблюдения с фиксацией на специальных листах (см. Приложение4) и без фиксации;
- выбор средств художественной выразительности с последующим выделением их с помощью помет на кальке в учебнике или в РТ - индивидуальный опрос или проверка помет на кальке
- индивидуальный опрос;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня достижений по различным параметрам чтения, выявление трудностей, в случае необходимости - разработка системы заданий по педагогической коррекции;
- фиксация поведенческих реакций учащихся;
- диагностические задания по выявлению умения подбирать рифмы: см. материалы пособия: Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение» (для учащихся)
- взаимопроверка и взаимоконтроль в парах при выполнении заданий методического аппарата учебника;
- наблюдения за речевой деятельностью детей в течение урока, коррекционная работа;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня овладения способом чтения, выразительностью чтения и применения дифференцированных заданий для успешного продвижения каждого ученика;
- подведение итогов выполнения проекта, выставка лучших проектов, оценка и самооценка в виде «волшебных» линеек;
- выявление влияния стимулов на отношение к качеству выполнения работы – по наблюдениям и результатам выборочной проверки;
- определение умения
работать в парах – по результатам наблюдения; - умение осуществлять выбор из ряда данных – на основе использования цветных стикеров
|
Комплексное применение знаний и способов действий | коллективное «открытие» и усвоение способов действий. Отдельное применение способов действий в работе с рубрикой учебника «Как хорошо уметь читать», при заполнении «Рабочей тетради», выполнении заданий в ней. Комплексное применение в разных вариациях. |
| применяют продуктивно в комплексе приобретенные представления и умения по литературному чтению в совокупности с регулятивными УУД | - формирование универсального учебного действия целеполагания и осмысления своих действий с помощью шмуцтитула на основе особых приемов авторов-составителей:
использование крупного размера шрифта ярко-розового цвета в верхней части страницы для определения темы раздела («Жили-были буквы»); определение содержания раздела (интересные сказки и стихи) на основе информации «Мы ознакомимся»; формулировка целей и задач уроков, посвященных изучению раздела, с помощью информации «Мы научимся» и «Мы будем учиться»; - применение регулятивного УУД контроля в комплексе с формированием фонематического слуха. Учащимся предлагается в ходе игровой ситуации при чтении стихотворения Т.Павловой (У, с.24) определить пропущенный звук [р]. А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила обнаружения различий между словами крот-кот и др., определяющие алгоритм действия (звуко-слогового анализа) и т.д.
| - наблюдение
- проверка
- выявление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся,
- разработка/отбор системы заданий по педагогической коррекции
|
Обобщение и систематизация знаний и способов действий | формирование алгоритмов основных УУД, например: умения читать, умения работать с информацией и др. при работе с текстами У и заданиями РТ: - В. Данько. Загадочные буквы.
У - с.5-7 РТ – с.17 И. Токмакова. Ася, Кляксич и буква «А». У- с.10, РТ- с.18-19 И. Гамазкова, Е. Григорьева. Живая азбука. У: с.18, С. Маршак. Автобус номер двадцать шесть. РТ- с.25 и др.
|
| овладение способом чтения в рамках данной темы включает несколько составляющих, в которых упражняются дети на уроке литературного чтения, в частности: - умение ритмично дышать в процессе озвучивания слога/слова;
- дикция;
- чтение отдельных слогов;
- чтение на одном дыхании 2-3 отдельных слогов, 2х-3х- сложных слов;
- выразительное чтение после предварительной подготовки
в способе умения работать с информацией авторы предоставляют учащимся возможность упражняться в: - восстановлении предложения;
- восстановлении текста;
- сравнении и сопоставлении между собой произведений разных авторов на одну тему;
| - умеют ритмично читать в унисон: одновременно начинать и заканчивать озвучивание языковой единицы (слога, слова)
- в результате работы с рубрикой «Разноцветные страницы», при условии функционирования речевого аппарата в пределах возрастной нормы, владеют четкой дикцией, умеют после предварительной подготовки выразительно читать стихи, выделяя интонационно главные слова, соблюдая паузы на знаках препинания
- умеют самостоятельно восстанавливать предложения на основе знания и понимания текста;
- умеют под руководством учителя и с помощью алгоритма авторов учебника (с.18-19, РТ) восстанавливать текст на основе анализа речевой ситуации;
- умеют коллективно составлять план для выполнения операции сравнения по выбранным основаниям;
- умеют осуществлять преобразование информации из текста в таблицу для удобства установления сходства и различия по параметрам, заложенным в таблице;
| - чтение текста: индивидуальный опрос; выявление уровня усвоения, система коррекционных заданий
- чтение текста с последующим выполнением тестовых заданий, выявление уровня усвоения, коррекционная работа
см.: - Материалы диагностических пособий: «Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение» (для учащихся);
- «Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс» (для учителя)
|
Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий | Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» У, ч.1, с.26-27 Выполнение тестовых заданий в РТ- с.26-28 |
| Выполняют задания: - самостоятельно
- под руководством и с помощью учителя
| - умеют самостоятельно или под руководством учителя читать и понимать задания, давать краткие письменные/устные (по ситуации) ответы (РТ, с.26-27);
- умеют на основе рефлексивной деятельности сопоставлять задачи шмуцтитула и уровень своих знаний (РТ, с. 27);
- умеют обосновывать свое мнение;
- умеют осуществлять выбор одного или нескольких верных вариантов ответов из ряда данных и т.д.
| - организация рефлексивной деятельности;
- выявление динамики уровня достижений на основе сопоставления результатов выполнения входной проверочной работы (с.3-13) и тематической проверочной работы (с.26-29), помещенных в рабочей тетради;
- материалы диагностических пособий: «Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение» (для учащихся);
«Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс» (для учителя) |
Обобщающее занятие Работа с рубрикой учебника «Наши проекты», Литературное чтение, ч.1, с.28. Выполнение проекта «Создаем музей «Город букв» самостоятельно или с привлечением взрослых. Конкурс проектов «Создаем музей «Город букв». |
III. Рефлексия педагогической деятельности См. в Приложении № 1 к Пояснительной записке |