«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
методическая разработка
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.27 КБ |
![]() | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему «Современный урок. Как рождается современный урок?»
Тема выступления: «Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
СЛАЙД 1
Начать свое выступление я бы хотела со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». То есть изменения необходимо начинать с самого себя. Дело в том, что в современном мире меняется подход к организации урока. Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Таким образом, учитель должен не противиться, не отвергать, а принять это как миссию по воссозданию нового и, используя свой опыт, профессионализм создать необходимую образовательную среду, благодаря которой обучающиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.
СЛАЙД 2
Сегодня я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока. Я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в условиях нового ФГОС» с добавлением тех «специй», которые, на мой взгляд, сделают его наиболее эффективным.
В качестве основных ингредиентов я предлагаю взять следующие этапы современного урока.
СЛАЙД 3
Итак, первый ингредиент - создание психологического настроя.
Данный этап проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Этот этап помогает мне задать нужный ритм урока и создать атмосферу доверия и сотрудничества.
На данном этапе использую следующие приемы:
«Самолетик пожеланий» (3, 4 класс). Чистый листочек складывается в самолетик, на крыльях которого пишется пожелание на урок. По команде учителя дети и сам учитель запускают самолетики. Каждый поднимает самолетик, который приземлился рядом и зачитывает пожелание.
«Обмен настроением» (2-4 класс). С использованием «Словарика настроений». Дети находят карточку с прилагательным, которое описывает их настроение, поднимают вверх и объясняют свой выбор. Важно, чтобы и учитель тоже сказал о своем настроении. Т.о. подводится итог и дети настроены на дальнейшую работу.
В 1-ом классе использую прием, который тоже очень нравится детям – «Пожелание друг другу». Предлагаю и вам попробовать наш первый ингридиент. С одним из коллег, сидящих рядом, поочередно касаться одноименных пальцев и говорить:
Желаю (соприкасаемся большими пальцами) успеха (указательными), большого (средними) во всем (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуйте! (прикасаемся всей ладонью)
СЛАЙД 4
Следующие ингридиенты я объединила вместе, так как эти этапы очень тесно связаны между собой.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Постановка учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Как же сделать так, чтобы эти ингредиенты дополняли друг друга?!
СЛАЙД 5
Известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет и т.д.
На своих уроках я использую прием «Черный ящик».
СЛАЙД 6
В него помещается предмет, который связан с темой урока, и дети, задавая наводящие вопросы, пытаются угадать, что же лежит в ящике, раскрывая тему урока.
СЛАЙД 7
На уроках математики использую игру «Горячий мяч». Например, при изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное» обучающемуся кидаю мяч и называю выражение из таблицы умножения, при этом ребенок должен быстро дать ответ. С таким заданием дети справляются без затруднений.
Последним включаю выражение, которое вызывает у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
У. - Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Д. - Мы такие ещё не решали.
У. - В чём затруднение?
Д. - Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
У. - Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Д. - Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Д. – Какова же тема урока? Какие знания нам понадобятся?
Тема урока сформулирована. Задачи поставлены. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового. А дальше обучающиеся, работая в группах, предлагают свои способы решения, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, затем выявляем более удобный способ, составляем алгоритм умножения.
А еще удивлять можно молча. Перед изучением таблицы умножения я всегда показываю ребятам, как умножают японские дети, которые не знают таблицы умножения, а умеют только складывать (система пересекающихся линий). Данный прием порождает невероятное удивление и массу вопросов, которые также могут подвести к формулировке темы и постановке учебной задачи.
СЛАЙД 8
На уроках русского языка часто использую прием «Кластер».
В центре записывается основное понятие, от него проводятся линии и рядом с каждой кратко записывается информация, которая связана с основным понятием и так далее. Это очень удобный прием, так как возможно применение кластера на протяжении всего урока: в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют.
СЛАЙД 9
Постепенно в ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Прием удобен еще и тем, что его можно применять и в групповой работе, и в индивидуальной, и во фронтальной.
СЛАЙД 10
5-ый ингредиент
Применять знания и умения в жизни - один из основных компонентов современного урока. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. Покажу пример такого задания. (Гиперссылка)
СЛАЙД 10
Конечно, не обойтись и без игровых приемов. Соревнование по рядам, например, игра «Цепочка» (на уроке изучения вычислительных приемов каждый ряд в конце урока получает карточку с примерами. Первый человек решает первый пример и передает следующему. Какой ряд справится быстрее всех, тот и побеждает). Можно использовать и на других уроках.
СЛАЙД 11
Последний ингредиент, без которого современный урок не получится эффективным, это Рефлексия деятельности. Рефлексия - ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности обучающихся.
- «Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь». Данный прием можно использовать и на отдельных этапах.
- Прием незаконченного предложения. Например,
На уроке мне было важно и интересно…
Сегодня на уроке я понял…
Мне было трудно…
Хотелось бы узнать…
- «Коробочка для Почемучек» используется с целью выяснения тех вопросов, которые остались у детей после урока.
СЛАЙД 12
Надеюсь, мой «рецепт» современного урока вам был интересен. И если хоть одна методическая изюминка пришлась вам по вкусу, я буду рада.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные ингредиенты: 2 1. Создание психологического настроя 2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности 3. Постановка учебной задачи 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Закрепление и самостоятельная работа Современный урок 6. Рефлексия деятельности
Создание психологического настроя «Самолетик пожеланий» (3, 4 класс) «Обмен настроением» (2-4 класс) «Пожелание друг другу» (1 класс) Желаю (соприкасаемся большими пальцами) успеха (указательными), большого (средними) во всем (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуйте! (прикасаемся всей ладонью) 3
4 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний ) о пределение темы целеполагание открытие новых знаний
«Чёрный ящик» «Горячий мяч» «Побуждающий диалог» «Кластер» 5 Приёмы, активизирующие мыслительные процессы на данных этапах
Приём «Черный ящик» 6 П омогает активизировать такие мыслительные операции как сравнение и анализ; включить логическое мышление.
Игра «Горячий мяч», побуждающий диалог 7 П омогает с оздать проблемную ситуацию; а ктуализировать знания; заинтересовать; в ывести обучающихся на новую тему и постановку учебной задачи. 6*4 5*7 8*9 8*5 9*6 45*3
Приём «Кластер» - способ графической организации материала 8 П омогает выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частного к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.
Приём « Кластер» 9 Позволяет охватить большой объем информации; вовлечь всех участников коллектива в обучающий процесс; Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Закрепление и самостоятельная работа Практико-ориентированные задания Игровые методы 10
Рефлексия деятельности «Светофор» «МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ» «МНЕ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ» «МНЕ ВСЁ ПОНЯТНО» «Незаконченное предложение» На уроке мне было важно и интересно… Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно… Хотелось бы узнать… «Коробочка для Почемучек» 11
12 Спасибо за внимание!
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-187865-1359084015.jpg)
Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока
Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-458427-1409155663.jpg)
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В материале отражены особенности организации учебной дискуссии в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-429212-1413660941.jpg)
Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.
Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ...
Мастер-класс по теме: "Методические аспекты эффективности современного урока "открытия" нового знания"
Чем выше активность, деятельность и интерес учеников на уроке, тем выше его эффективность. Предложенный материал поможет учителю начальных классов построить урок "открытия" нового знания наиболее эффе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-427461-1396897376.jpg)
Пути повышения эффективности современного урока
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного м...
Приёмы работы с текстом на уроках физики, химии как способ повышения эффективности развития функциональной грамотности учащихся в рамках ФГОС
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-1491334-1697891334.jpg)
Протокол №3 Повышение эффективности современного урока
Протокол заседания школьного методического объединения учителей наальных классов...