Пути повышения эффективности современного урока
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пути повышения эффективности современного урока | 18.13 КБ |
vystuplenie.pptx | 133.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Пути повышения эффективности современного урока
Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческом уровне. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий.
Образовательный процесс в современной начальной школе в рамках ФГОС ориентируется на не традиционную передачу готовых знаний, а овладение основными УУД, самостоятельное «открытие» нового младшими школьниками, т. е. деятельностный метод обучения.
Деятельностный метод обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, способную саморазвиваться, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.
Поэт Николай Рыленков
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Уже в начальной школе учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Известные слова классика «Вся наша жизнь – игра!» можно перефразировать так «Для ребёнка игра – это жизнь». Когда он приходит в школу, продолжает играть. А мы учителя создавая для ученика комфортные условия пребывания в школе, способствуя повышению мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала, т. е. если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», лёгких путей в науке нет. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.
Проблемное обучение– один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Процесс обучения идёт от ученика, самостоятельно добывающего знания. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – творческий процесс, включающий 4 основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.
Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).
- Создание и использование презентаций
- Логические игры
- Тестовые оболочки
- Использование видео
- Использование готовых обучающих программ
- Работа с ресурсами Интернет (Интернет – уроки)
- Электронные энциклопедии
РНС– это накопительная, индивидуальная и критериально-ориентированная, инновационная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании.
РНС оценки достижений учащихся представляет собой, прежде всего, инструмент субъективации учащихся: мы учим их планировать свой учебный процесс, осмысленно подходить к процессу собственного развития, развиваем их самооценку и социальную активность.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л. Соловейчика « Урок есть искусство, его и надо доводить до уровня искусства. Бывают уроки и более интересные, чем любой спектакль… В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст».
Организация современного урока Первое правило: определение целей урока Второе правило: уточнение типа урока . Третье правило: уточнение вида урока. Четвертое правило: выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. пятое правило: определение структуры урока
Используется следующая структура урока: Актуализация знаний Формирование новых понятий и способов действий Формирование умений и навыков Домашнее задание входит в структуру урока как самостоятельный элемент и может быть дано на любом из этапов урока.
В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Каждая « технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям
Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика. Второй постулат « Урок есть часть жизни ребенка». Третий постулат : « Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Моделирование уроков в различных технологиях –сегодня это требование времени . Деятельностный метод обучения позволяет учителю учить детей творчеству Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения метод проектов Использование ИКТ РНС
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда,
Использовать систему пяти организационных правил: доводить педагогические требования до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка; сопровождать педагогическое требование инструкцией; раскрывающей способы выполнения требования; предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования; предъявлять доступные для детей требования, в настоящий период их развития; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное становление его личностного Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения эффективности уроков чтения
Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...
Пути повышения эффективности уроков чтения
Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...
Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе
Материалы к методическому объединению....
Пути повышения эффективности уроков математики
Пути повышения эффективности уроков математики в начальной школе...
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В материале отражены особенности организации учебной дискуссии в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
Протокол №3 Повышение эффективности современного урока
Протокол заседания школьного методического объединения учителей наальных классов...