Технологическая карта урока
презентация к уроку

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимо­действия учителя и учащихся. Потребности реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально-­деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимо­действия его участников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Термин пришел в педагогику из технической сферы науки. «Технологическая карта - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников.»  (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

 Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке. Опираясь на определение технологической карты, пришедшее в педагогику из техники, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть записан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Потребности реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.  

Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

 

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Познакомимся с технологическими картами уроков, разработанных специалистами Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Г.Л.Копотевой и И.М.Логвиновой.

  Обратиться к проблеме разработки технологической карты урока, позволяющей наглядно проследить ход работы учителя по формированию УУД,   побудили,  те существенные изменения, которые предстоит реализовать каждому учителю в ходе введения ФГОС начального общего образования.

Одними из этих важнейших новаций являются:

  • необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов - личностных, метапредметных и предметных;
  • новое понимание образовательных результатов - необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности,
  • понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Очевидно, что эти изменения порождают ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.  Для педагога становится  актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование всех групп планируемых результатов. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока, призванной чётко зафиксировать не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но виды вышеназванных предполагаемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой   карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая позволила педагогу видеть:

  • что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
  • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логики целостной деятельности;
  • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица.   Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, можно определить перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.

Одной из основных задач была необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем - прежде всего и преимущественно - своей деятельности, и только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице мы предусмотрели визуальное (чтобы обеспечить содержательное) доминирование графы «Деятельность учащихся».

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирующий УУД

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому в графе карты «Ход урока - этап урока», предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться предметные и метапредметные результаты,   предстояло предусмотреть возможность явного выделения базового и повышенных уровней.

 

Ход урока.

Этап урока. Задание, выполняемое на данном этапе урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня

Следующей базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности».

Поскольку одной из важнейших   целей создания карты являлось желание оказать помощь педагогу в индивидуализации процесса проектирования урока, постольку предусмотрена возможность комбинирования количества модулей в карте. Однако важно понять, что реализация системно-деятельностного подхода и сущность понятия «универсальные учебные действия» накладывает определённые ограничения в свободе выбора количества модулей: есть риск изъять из карты те модули, без которых разрушится система формирования метапредметных результатов, а этого допустить нельзя. Далее  приводим минимально допустимый вариант карты.

Технологическая карта урока

 

Ход

урока.

Этап

урока

Деятель

ность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест

вляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осущест

вляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осущест

вляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Как видим, в 3-модульном варианте карты отсутствует графа для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных). Однако далеко не все предметы обладают специальным содержанием, на основе которого можно в явной форме выделить действия по формированию группы личностных результатов. Чаще всего это предметы технического цикла, а для гуманитарных дисциплин, где в явной форме есть материал, формирующий, предположим, основы гражданственности или нравственный смысл жизни человека, отсутствие этого модуля будет уже неправомерным.

По мере того как учебно-методическое обеспечение образовательного процесса будет совершенствоваться и переход на двухуровневую структуру освоения учебного материала (базовый и повышенный) станет свершившимся фактом, отсутствие у педагога умения идентифицировать степень сложности задания станет признаком некомпетентности. Поэтому чем раньше учитель начнёт работать с вариантом карты, где эти уровни обозначаются, тем быстрее он отточит этот ставший остро необходимым навык:

Технологическая карта урока

 

Ход урока. Этап урока

Деятель

ность

учителя

Деятельность учащихся

Зада

ние

базо

вого

уровня

Зада

ние

повы

шен

ного

уровня

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить   системно-деятельностный подход и формирование УУД,  они акцентируют внимание читателя на том, что в структуре карты нет отдельной графы (компонента матрицы), посвященной целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой систему личностно ориентированных целей образования. А раз предлагаемая нами технологическая карта фиксирует именно предметные и метапредметные планируемые результаты в виде формируемых способов деятельности, нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную графу. Таким образом, у нас остаётся необходимость дополнить таблицу выходными данными.

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирующий УУД

Разработчики: Копотева Г. Л., Логвинова И. М.

Предмет          

Класс        

Автор УМК        

Тема урока        

Тип урока        

Учитель

Ход урока. Этап урока

Деятель

ность

учителя

Деятельность учащихся

Зада

ние

базо

вого

уровня

Зада

ние

повы

шен

ного

уровня

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Осуще

ствля

емые

действия

Форми

руемые

способы

деятель

ности

Такая технологическая карта урока позволяет:

  • сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности;
  • оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).

Важным преимуществом созданной карты является её универсальность, поскольку она может использоваться:

  • для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих системно-деятельностный подход;
  • для проектирования уроков на разных ступенях обучения;
  • для подспорья учителю с разным опытом работы и профессиональной квалификацией;
  • как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования.

Из приведённых характеристик созданной технологической карты урока совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.

 Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, специалисты в итоге пришли к выводу: унифицированной, устоявшейся формы подобной карты на сегодня не существует. Проведенный ими анализ показал, что совершенно очевидны следующие тенденции:

  • популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
  • карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  • разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Некоторые авторы (Мороз Н. Я.) предлагают в структуре карты выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

І. Блок целеполагания  ( что необходимо сделать)

1.Тема урока.

2.Цель урока. Цель урока определяется: планируемым результатом урока; путями реализации этого плана.

3.Планируемый результат: знания, умения, навыки.

4.Личностноформирующая  направленность урока. Как можно использовать содержание урока для  формирования личностных потребностей, интересов, убеждений, ценностей, мировоззрения.

ІІ. Блок инструментальный  (какими средствами это достижимо)

5.Задачи урока. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:

- проверить …

- объяснить …

- повторить …

- научить …

- продемонстрировать …и т.п.

6.Тип урока.

7.Учебно-методический комплекс. 

ІІІ. Блок организационно-деятельностный (структуризация: действия и операции)

8.Таблица-схема "План урока".

9.Диагностика результатов урока.

10.Домашнее задание.

Но возможно сохранение основного содержания каждой из предложенных Морозом Н. Я. структурных единиц в карте, но не детализованной на отдельные блоки, т.е. составление моноструктурной карты.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Структура технологической карты:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

 Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: 

• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
 

 Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.           Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока 
Ф.И.О. 
Предмет: 
Класс: 
Тип урока:

Тема

 

Цель

 

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • Личностные УУД:  
  •  Регулятивные УУД:
  •  Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

 

 

 

 

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(
Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

Закрепление  нового материала
 Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

Рефлексия 
Время:
Этапы:

.

 

 

.

 

 


Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом  

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:  уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  •  Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Несколько  простых правил  работы  с  технологической  картой.

1.Используйте  технологические  карты  для  работы  по  теме  или  разделу  курса.

2. Внимательно  ознакомьтесь  с  темой,  по  которой  будете  работать.

3.Найдите  ее  в  учебнике  того  предмета,  который  изучаете,  и  подготовьте учебники,  которые отмечены в  разделе  «межпредметные  связи».

4.Познакомьтесь  с  целями  изучения  темы, соотнесите с  планируемыми  результатами,  определите  задачи,  которые  помогут  добиться

поставленной  цели,  (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).

5.Прочитайте  выделенные  основные  понятия  изучаемой  темы,  посмотрите,  в 

каких  предметах    они  еще  изучаются  (межпредметные  связи).

6.Проанализируйте  смысл     планируемых  результатов,  особенно  в  части 

 универсальных  учебных  действий

7. Подберите «свои» формы  работы  в соответствии с целями и условиями обучения:  для  подвижной  работы  или  спокойных  занятий,  для  поиска информации  или  демонстрации  достижений .

8. В  разделе «Технология  обучения»  придерживайтесь  алгоритма, предложенного в    карте.

Это  поможет  не  пропустить  ни  один  элемент   в   достижении  поставленной  на 

 этапе  цели,  а  главное,  добиться  эффективного  и  качественного  освоения  темы

9.На  первом  этапе,  мотивируя  учащихся  на  изучение  темы,  можете  использовать  задание,  данное  в  карте,  взять  из  учебника,  или  предложить  свое.

10.  Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

11.Убедитесь,  что  именно  ученик  знает,  понимает,  умеет  в  изучаемом  материале, каким способом выполняет,

т.  е.  выполните  задание,  предложенное  в  одноименной  графе,  и  только  после 

 этого  переходите  к  следующему  этапу.

12.  Постарайтесь  выполнить  все  предложенные диагностические и контрольное задание.  Тогда  с  уверенностью  можете  сказать:  «Эта  тема  пройдена, 

 планируемые  результаты  достигнуты.  Двигаемся  дальше».

Сопоставьте  этапы,  шаги  технологической  карты  с  поурочным  планом, 

 которым  вы  пользуетесь,  и  выберите  для  себя  оптимальный  способ организации  работы.

При  использовании  технологической  карты  поурочное  планирование  может и не понадобиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта урока

Слайд 2

« Техно­логическая карта - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обра­ботки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудо­вание, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников .» (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Слайд 3

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Слайд 4

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно- деятельностный подход и формирование УУД

Слайд 5

Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 3-х модульная вариативная часть карт

Слайд 6

Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 4-х модульная вариативная часть карты

Слайд 7

Технологическая карта урока, реализующего системно- деятельностный подход и формирование УУД

Слайд 8

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно- деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс ______________________________________________________________Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________

Слайд 9

Проведенный анализ показал, что совершенно очевидны следующие тен­денции : популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт доста­точно высока ; карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от сте­пени детализации хода урока ; разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Слайд 10

І. Блок целеполагания . Тема урока. Цель урока. Планируемый результат: знания, умения, навыки. Личностно-формирующая направленность урока . ІІ. Блок инструментальный. Задачи урока. Тип урока. Учебно-методический комплекс. ІІІ. Блок организационно- деятельностный . Таблица-схема «План урока». Диагностика результатов урока. Домашнее задание.

Слайд 11

Структура технологической карты : название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение ; ц ели; планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные ); межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы); этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Слайд 12

Первый этап « Самоопределение в деятельности» Второй этап « Учебно-познавательная деятельность» на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания »; на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»; на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»; на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока . ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Слайд 13

Третий этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность » Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания . Четвёртый этап «Рефлексивная деятельность»

Слайд 14

Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...