Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Япония".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Япония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_4_klass.docx | 49.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Россия и её соседи: Япония - страна восходящего солнца | Тип: Изучение нового | ||
Цель: Сформировать представление о географическом положении Японии, природе, быте и культуре японского народа. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
| Метапредметные: 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 3. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. 4. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. 5.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 6.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 7.Читать про себя тексты учебника, понимать прочитанное. 8. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа», «мир», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. | |
Межпредметные связи: физкультура, литературное чтение | |||
Ресурсы урока: Учебник «Окружающий Мир» 4 класс,2 часть, Н. Ф. Виноградова, мультимедиа, таблица "Знаю - хочу узнать - узнал" | |||
Этап урока | Время | ||
| 30 сек | ||
| 8 мин | ||
| 6 мин | ||
| 9 мин | ||
| 1 мин | ||
| 12 мин. | ||
| 6 мин | ||
| 2 мин | ||
| 30 сек | ||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | ||
Организационное начало | |||
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Павловна, и сейчас урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, у вас на партах должны быть: учебник, дневник, пенал и таблица. | Здороваются с учителем Проверяют готовность к уроку | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. Вопросы: 1. Советский космонавт, который был первым человеком, побывавшим в космосе. (Гагарин) 2. Самое большое озеро в Европе. Его площадь достигает 400 кв.м. (Ладожское) 3. Металлический прибор, работающий на угле для кипячения воды. (Самовар) 4. Как мы называем того, кто живет рядом с нами? (сосед) 5. Один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге (Эрмитаж) 6. Предмет, который опускают на дно для удержания на месте судна (якорь) Кто может прочитать ключевое слово? (Россия) Ребята, а что вы знаете о России? (Сколько природных зон России? Назовите их. (7 зон: арктика, тайга, тундра, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики) Какие древние города России вы знаете? (Ярославль, Казань, Суздаль, Владимир, Псков, Великий Новгород и т.д.) Какие вы знаете горы, которые находятся в России? (Эльбрус, Уральские горы, Алтай)) | Разгадывают кроссворд Отвечают на вопросы учителя | ||
Подведение к теме урока | |||
А теперь я хочу вам предложить следующую запись: жить, соседом, с, водить, хлеб, соль. Ребята, а что не так с этой записью? Правильно, здесь перепутаны слова. Вам нужно переставить слова, так чтобы получилась пословица. Прочтите правильный вариант пословицы. (”С соседом жить - хлеб-соль водить”) Как вы думаете, что означает эта пословица? И как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о соседях России) Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности и на каком континенте живут, должны сохранять добрые отношения с соседями и помогать друг другу. И тогда на земном шаре воцарился мир. Как вы думаете, можно ли свободно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, в чем нуждается? Чтобы жить в дружбе с народами других стран - нашими соседями по планете Земля, - нужно знать их. Итак, сегодня мы поговорим о стране, в названии которой в начале и в конце слова местоимения, а посередине маленькая лошадка. Что это за страна? (Япония). | |||
Организация познавательной деятельности | |||
У вас на партах лежат листки с таблицей. Напишите в правом верхнем углу свою фамилию. В первом столбике вам нужно написать, что вы уже знаете о Японии. Во втором столбике вам нужно написать, что вы хотите узнать о Японии. Знает ли кто-нибудь, где расположена Япония? Давайте посмотрим на карте, где расположена Япония Откройте учебники на странице 59. Используя текст, в парах выделите главные особенности Японии. Итак, какие главные особенности Японии вы выделили? А теперь достаньте все, пожалуйста, свои телефоны и посмотрите в Интернете есть ли в Японии праздник мальчиков. (5 мая) Праздник мальчиков отмечается в Японии 5 мая и официально называется «Танго-но сэкку» (Праздник первого дня лошади). Это название было выбрано, потому что лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, все те качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. В настоящее время широко распространен обычай вывешивать в Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов — кои-нобори. Карп считается очень жизнестойкой рыбой, которая может обитать не только в чистой пресной воде, но и в пруду, и в болотистой местности. Легенда гласит, что когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад, который назывался «драконовым водоворотом», то превратился в дракона и поднялся на небо. Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста детей, самый большой символизирует главу семьи. | Заполняют таблицу Отвечают на вопросы | ||
Физминутка | |||
А теперь мы немного разомнемся. Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова! (Вращение головой в стороны.) Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (Повороты туловища вправо и влево.) А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем: Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.) Приседания у нас, приседает целый класс! Раз-два-три-четыре-пять! Ноги надо нам размять! (Приседания.) Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) | Повторяют движения за учителем | ||
Ребята, а кто знает, как выглядят японские буквы? У японцев необычная для нас система письма – вместо привычных букв – вот такие вот значки, похожие скорее на узоры, чем на буквы. Эти значки называются иероглифы. Некоторые, как и буквы обозначают только звук или слоги, а некоторые – целые слова! А какие японские блюда вы знаете? Самым простым, но при этом питательным блюдом считается простой отварной рис. Важно отметить, что готовят его без добавления каких-либо специй или приправ, недопустимо даже использование соли. Главным изыском японской кухни являются блюда из сырой рыбы, самые популярные из которых (не только для японцев, но и жителей европейских стран) – это суши. На обед, как и на ужин, многие японцы любят употреблять в пищу супы, которые обычно готовят на основе водорослей, фасоли или соевых бобов. А кто-нибудь знает японские традиции? Вежливость до сих пор в Японии доходит до крайностей. Вместо пожимания рук японцы применяют поклоны, причем поклониться нужно столько раз, сколько это сделали до Вас. Вежливость – отличительная черта японцев, которой они по праву гордятся. Также часто вводит в заблуждение традиционная улыбчивость японцев, особенно женщин, при любых обстоятельствах - даже отказ или какой-то неприятный момент будет сопровождаться улыбкой, что сбивает с толку многих иностранцев. Также не рекомендуется смотреть японцу прямо в глаза (это воспринимается как агрессия) и активно жестикулировать. Перед едой принято вытирать лицо и руки специальной горячей салфеткой "осибори". Каждое блюдо подается в специально предназначенной для него посуде и занимает строго определенное место на столе, причем для каждого человека выделяется индивидуальный стол. Одной из гордостей Японии может по праву считаться и театр Кабуки. Правда на сегодняшний день он более популярен за рубежом, чем в самой Японии. Традиционно все роли здесь исполняют мужчины. Сцены из Кабуки сложно представить на другом языке. Поэтому также имеет место сложность перевода. Как и во всей японской культуре, здесь также присущи чары недосказанности, сцена несет в себе глубокий смысл. который никогда не раскрывается целиком. Вы, наверное, все знаете такой вид искусства, как оригами? А знаете ли вы как переводится это слово? Слово Оригами происходит от двух слов ори означает "складной", и ками означает "бумага". Оригами пришло в Японию из Китая и поначалу было частью различных церемоний. В настоящее время, оригами – любимое увлечение японцев и очень важная часть культуры, ставшая со временем настоящей визитной карточкой страны. А знаете ли вы, что такое икебана? «икэ или икэру» — жизнь, «бана или хана» — цветы, буквально «живые цветы» — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Есть у Японии цветок-символ – сакура. А вы знаете, что это за цветок и как он выглядит? (Японская вишня; маленькие бело-розовые цветы) Японцы любят сакуру настолько, что посвятили ее прекрасному цветению целый праздник. «Любование цветами» - целое действо, но именно сакуре уделено в нем особое место. В начале марта по телевизору объявляют даты цветения в разных областях страны (В столице страны – Токио – обычно начало апреля) и огромное количество местных жителей и туристов съезжаются посмотреть на необыкновенно красивое явление природы. А знаете ли вы о том, кто такие Самураи? Слово "Самурай" означает слуга - поначалу это и был вооруженный слуга богатого землевладельца. Со временем в Японии сформировалось сословие воинов. Самурай должен был соблюдать кодекс чести бусидо (путь воина), в котором указывалось, как надлежит себя вести. Главными добродетелями мужество, верность своему господину и готовность к самопожертвованию. Душой самурая был меч: потерять его значило запятнать свою честь, а для японского воина это было страшнее смерти. Меч ковался из специальной стали около 2-х недель, и клинок получался невероятно острым. Мечи были очень дорогими, некоторые стоили целое состояние. Обычно у самурая было 2 меча - длинный (катана) и короткий (вакидзаси). Многие виды боевых искусств берут свое начало от ближнего боя японских самураев. У них много общего: они должны укреплять дух и тело, а также требуют строгой дисциплины и предельной концентрации. Дзюдо: борьба, основанная на бросках и подсечках. Самостоятельным видом спорта дзюдо стало в XIX веке. Кендо: "путь меча". Этот вид восточных единоборств основан на приемах владения самурайским мечом. Используется синай -бамбуковый тренировочный меч. Кюдо: "путь лука". Древнее боевое искусство стрельбы из лука. Длина традиционного японского лука юми - 2 метра, его делали из дерева и бамбука. Айкидо: борьба, которая учит защищаться без оружия, а также с помощью палки, меча или деревянного ножа. | |||
Подведение итогов | |||
А теперь возьмите таблицу и заполните последний столбик. Там вы должны написать, что вы узнали сегодня на уроке. Передайте, пожалуйста, заполненные таблицы вперед. Откройте дневник и запишите домашнее задание: Пересказ текста учебника с59-61. Также попробуйте сделать дома поделку в стиле оригами. Вы сегодня все очень хорошо поработали. Всем спасибо за урок. До свидания! | Заканчивают заполнение таблицы Записывают домашнее задание |
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...