Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Слух".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Карловская Вера Павловна

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Слух".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_4klass.docx326.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Слух.

Цель: Актуализировать знания об органах чувств и дать новую информацию о слухе

Знать: строение уха, значение различных частей уха

Понимать: значение уха в жизни человека, необходимость соблюдения правил, как беречь слух

Уметь: определить части уха на раздаточном материале

Синтезировать: Разработать памятки: "Как беречь слух?"

Оценить: знания соседа(работа на карточках)

Литература: Н. Ф. Виноградова, Г.С. Калинова: «Окружающий мир. 4 класс.», М., «Вентана-Граф», 2001; Г. Юдин : «Главное чудо света», М., «Педагогика», 1991

Средства обучения: Карточки, презентация, рабочая тетрадь, учебник

План урока:

1. Организационное начало

15 сек.

2. Объявление темы и постановка цели

2 мин.

3. Актуализация знаний об органах чувств

5 мин.

4. Беседа о слухе

20 мин.

5.Работа на карточках

3 мин.

6.Физминутка

1 мин.

7. Игры на слух

7 мин

8.Работа на карточках

5 мин.

9.Запись домашнего задания

30 сек.

10. Работа с учебником

1 мин.

11. Организационное окончание

15 сек.

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Методы, приемы и средства обучения

1. Организационное начало

Здравствуйте дети! Меня зовут Вера Павловна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте наличие на партах учебника, рабочей тетради, дневника, пенала и конверта.

2. Объявление темы и постановка цели

- Как вы думаете, какие умения помогают нам успешно работать на уроке? Какой раздел мы сейчас изучаем? О каких органах чувств вы уже знаете? (дети отвечают на вопросы) Сегодняшняя наша тема – «Слух». Сегодня мы поговорим о том, что такое слух, как устроено ухо, как и зачем нужно беречь слух, и какую роль играет ухо.

Беседа

3. Актуализация знаний об органах чувств

Но сначала я проверю, что вы знаете о других органах чувств. Открываем рабочую тетрадь на странице 16, упражнение 41. Какие оттенки красного цвета вы знаете? (Дети отвечают: бордовый, вишневый, коралловый, розовый, алый, фиолетовый, малиновый, сиреневый, фуксия и т.д.) Хорошо, а какие вы знаете оттенки синего цвета? (Дети отвечают: голубой, бирюзовый, васильковый, индиго, цвет морской волны, ультрамарин, лазурный и т.д.) Молодцы. Приведите примеры предметов салатового цвета, лимонного цвета, вишнёвого цвета, розового цвета, бордового цвета, коричневого цвета (салат, лимон, вишня, роза, гранат, ствол дерева)

Какой вкус имеет лимон, хрен, яблоко, горчица, капуста купленная, сахар, селедка, виноград, шоколад, чеснок? (Дети отвечают: Кислый, горький, сладкий, горький, кислый, сладкий, кислый, сладкий, сладкий, горький). А теперь выполним небольшую практическую работу. У меня есть вот такой волшебный мешочек, в нём лежат предметы. Сейчас я буду подходить к вам, и вы должны будете определить предмет на ощупь. Дети определяют на ощупь предметы. Молодцы! А теперь мы с вами поиграем. Закройте все глаза. Я буду хлопать в ладоши, а вы постарайтесь определить с какой стороны идёт звук: справа, слева, спереди, сзади. Согласны ли мы с тем, что слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире?

Метод-беседа,

Средства-вербальные: рабочая тетрадь

4. Беседа о слухе

Молодцы! Мы с вами живем в мире звуков. Благодаря слуху мы общаемся друг с другом, различаем самые различные звуки- от еле слышимого шепота до гула самолета или рева мотора автомобиля. Таким образом, слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире, узнавать, что поисходит вокруг нас. Ребята, назовите орган слуха. Правильно, ухо. А теперь посмотрим, как же устроено ухо. Ушные раковины расположены по бокам головы. Это помогает нам понять, с какой стороны слышен звук. Посередине ушной раковины начинается слуховой канал. Через него звук проникает внутрь. Далее мы видим барабанную перепонку - это такая тонкая кожица, туго, как на барабане натянутая в глубине уха. Позади неё есть крохотный костяной молоточек, наковальня и стремечко. Еще дальше находится "улитка", которая получает электрические сигналы и немедленно отправляет по 30 тысячам проводочков в мозг. Потом головной мозг перерабатывает переданный сигнал, и человек осознаёт, что слышит звук. Все это происходит мгновенно. Но важно помнить, что все части органа слуха очень хрупкие и слишком громкий звук может их повредить.
А что такое шум? Как шум влияет на слух? Шум - это любой неприятный звук, который мы слышим.
 Допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью. Такие величины нормальны для нашего уха, но, к сожалению, они очень часто нарушаются, особенно в пределах больших городов. на заводе шум в течение рабочего дня достигает 90 дб и более. Когда вы находитесь в жилой комнате, ведя спокойный разговор, вы подвергаетесь воздействию звуков от 40 до 50 дб. На рок-концерте мощность звука достигает 130 дб. Как можно уменьшить воздействие шума? Уменьшить воздействие шума дома вы можете, сделав несколько простых вещей: сушите волосы естественным путем, не пользуйтесь феном, подметайте пол шваброй вместо пылесоса, постелите на пол ковры и паласы - они поглощают шум шагов.

Метод-беседа, демонстрационный

Средства-  аудиовизуальные.

5. Работа на карточках

Достаньте из конвертов листочки в линейку.  Сейчас мы будем с вами делать памятки "Как беречь слух". Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы не потерять слух? (Дети предлагают правила, потом записывают) Сколько правил получилось? (1. Стараться не кричать, уходить от тех мест, где много шума. 2. Не включать магнитофон, радио, телевизор на большую громкость. 3. Не засовывать в ухо какие-либо предметы. 4. Для чистки ушей использовать ватный жгут.) Умницы! Скажите, часто ли вы слушаете музыку в наушниках? А знаете ли вы, что научно доказано, что постоянное использование наушников приводит к снижению слуха.

6.Физминутка

А теперь мы немного разомнемся.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова! (Вращение головой в стороны.) Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (Повороты туловища вправо и влево.) А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем: Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)       

Приседания у нас, приседает целый класс! Раз-два-три-четыре-пять! Ноги надо нам размять! (Приседания.) Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

7. Игры на слух

А теперь мы с вами поиграем.  Вы все закрываете глаза. А я буду хлопать в ладоши, потом вы говорите, сколько вы услышали хлопков. Отлично! А теперь усложним задачу: я также буду хлопать в ладоши, а вы уже теперь будете повторять ритм.

Следующая игра называется: "Кто сказал "мяу"?".  Я буду включать различные звуки, а вы должны угадать кто или что это? Молодцы!

Метод-игра

Средства - аудиовизуальные

8. Работа на карточках

Достаньте из конвертов карточки с изображение уха. На этих карточках вы должны подписать части уха, которые мы с вами сегодня изучили. (После того, как дети закончат задание, они обмениваются с соседом карточками, на слайде появляется правильный ответ, дети проверяют друг друга) Ребята, а как слепые люди ориентируются? (Дети отвечают) Слепые ориентируются в пространстве при помощи слуха и осязания, специальных приспособлений, поводырей и собак-поводырей. А теперь представьте, ваш сосед слепоглухонемой, и вам нужно попасть к нему домой. Вы звоните в дверь. Вам открывает сосед? Как он это сделал? (Дети предлагают свои варианты. Ответ: когда кто-то звонит в дверь, у соседа включаются вентиляторы во всех комнатах)

Метод-практическая работа.

Средства-плоскостные

9. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 38. Просмотрите глазами параграф. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Из каких частей состоит ухо?  Как нужно беречь слух?

Метод-беседа

Средства-вербальные

10. Запись домашнего задания

А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание на вторник на 5ый урок: рабочая тетрадь стр. 17, № 45 и 46, стр. 18 №47 устно, учебник стр. 38-40 читать параграф. В 45ом задании вам нужно будет записать, какие звуки производят разные объекты. Ребята, какой звук издает собака? (гавканье, лаянье). Точно также вы делаете с остальными примерами. В 46ом задании, вам нужно будет поставить галочку напротив высказывания, которое вы считаете правильным.

11. Организационное окончание

Всем большое спасибо за урок. Вы все были большие молодцы. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...