Статья:"ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья по теме
Статья"Формирование и развитие оценочной деятельности младших школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие оценочной деятельности.
На протяжении 5 лет в школе №2 г. Киржача ведётся экспериментальная работа по созданию и апробированию различных способов контроля и оценивания знаний, умений и навыков учащихся, которые обучаются по программе Р.Н. Бунеева «Школа 2100».
Мне бы хотелось поделиться с коллегами своими впечатлениями, педагогическими наблюдениями и результатами той творческой работы, которая была проделана.
Вначале перед коллективом встало много вопросов. Кто оценивает? Как оценивать? Когда оценивать? Где фиксировать?
Познакомившись с экспериментальной моделью контроля и оценивания по программе «Школа 2100», которая представляет собой взаимосвязанную систему элементов контроля и оценивания: таблицы требований, баллы успешности, уровни возможностей, мы решили вести работу чётко поэтапно:
I этап – введение критериев оценивания (в течении I полугодия Iкласса).
Обсуждая критерии самооценки и взаимооценки, мы развиваем у учащихся умение анализировать работу, видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования и преодоления, уважать собственные и чужие достижения.
На данном этапе вводится 5 «золотых» правил:
- каждый имеет право на сомнение и незнание;
- оцени себя сам прежде, чем оценят тебя другие;
- в любой момент можно улучшить свои достижения;
- право выбора трудности учебного задания за тем, кто его решает;
- результаты фиксируй, проблемы решай, план дальнейших действий в делах составляй.
На данном этапе фиксирование результатов проводится на карточках настроения «Доволен», «Не очень доволен», в форме улыбки, лесенках красоты и правильности, но самым эффективным приёмом оценивания младших школьников процесса собственной деятельности и её результатов, по моему мнению, является «Альбом успехов первоклассника». В чём его суть?
В I четверти дети вместе с родителями создают картинки из разноцветных конфеток, домиков, воздушных шариков, которые меняются каждую неделю. Цвет фигурок говорит о том, что
зелёный – всё получилось,
жёлтый – получилось почти всё, дело идёт не плохо,
красный – нужно поработать ещё.
Хочется отметить, сколько творчества приложили родители, превращая обычные квадратики в замки, сооружая из домиков целые кварталы, вдохновляя тем самым ребёнка на новые успехи, при этом отслеживая его продвижения в личностном развитии.
Во II четверти переходим на формирование положительного отношения детского коллектива к каждому ученику. Начинается сбор букв гласных и согласных, из которых впоследствии составляются слова-картинки, слова-ребусы, монограммы.
Гласные – восхищаются;
согласные – согласны, что всё получится.
В итоге проводится праздник «Отчего и почему», на котором пополняется кругозор детей, развивается логика и, конечно, поднимается самооценка ребёнка, ведь всё это он смог сделать сам!
Со второго полугодия I класса и до конца учебного года вводится накопительная система оценивания. За любое успешное действие ученик получает баллы успешности ЗДВ (знания дороже всего). Жетоны ЗДВ прикрепляются по разделам и несут определённую смысловую нагрузку. Каждый раздел именуется следующим образом:
∙ Математика – точная наука.
∙ Кто много читает – тот много знает.
∙ Пиши, но не спеши.
∙ Терпение и труд всё перетрут.
∙ Прилежание, усердие, стремление.
По результатам к концу I класса можно определить уровень учебных достижений ребёнка, его интерес к тому или иному предмету, выявить развитие самооценки. Одновременно с этим начинается работа по созданию «Папки личных достижений», куда войдут:
- карта отслеживания психических процессов;
- карточка физического здоровья;
- электронный паспорт;
- карта развития орфографической зоркости;
- карта развития математических умений и навыков;
- карта развития техники чтения;
- показатели сформированности учебно-познавательного интереса.
Осуществляется мониторинг результатов деятельности с помощью «Электронных приложений к учебникам математики «Школа 2000»(авт. Л.Г. Петерсон) и русского языка (авт. Р.Н. Бунеев)»
II этап – дифференцирование самооценки в процессе соотношения планируемых и реальных результатов. (С I четверти II класса)
На этом этапе мы учимся оценивать своё решение цельной задачи, состоящей из нескольких действий, находить и исправлять простейшие ошибки, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Фиксирование результатов проводится с помощью луча
Молодец, умница.
Старайся
и букв:
П – правильность (безошибочность)
А – аккуратность (оформление, каллиграфия)
Параметры оценки фиксируются вначале простым карандашом, так как учащиеся выдвигают предполагаемый уровень своих знаний и умений о данном понятии.
Впоследствии, сравнивая выполнение работы с эталоном за счет использования приёмов самопроверки и взаимопроверки, ребята оценивают результаты и фиксируют параметры оценки на отрезке зелёной ручкой, производят запись суммированной оценочной характеристики работы. (У меня всё получилось. Мне надо постараться и т.д.)
Выявленные проблемы фиксируются в «Объёме знаний» с помощью значка «!». Далее проходит совместное оценивание работы и занесение результата в «Лист достижений».
III этап предполагает дать учащимся возможность отследить выполненный объём материала и составить самостоятельную программу подготовки к аналогичной работе.
Как провести отслеживание? В какой форме составить программу действий? Каким образом показать ученику динамику его развития?
На все эти вопросы мы с детьми смогли ответить, когда изучили линейные, столбчатые и круговые диаграммы, которые позволили выстроить графики знаний умений, выявить проблемы и пробелы в знаниях, вовремя их обозначить в «Банке знаний».
Апробировав различные способы контроля и оценивания знаний, умений и навыков учащихся, можно утверждать о том, что такая работа позволяет увидеть ребёнку свои успехи, определить границы своих знаний и незнаний, своих потенциальных возможностей, позволяет ученику продвигаться в собственном темпе, отмечая даже незначительные продвижения.
В результате проделанной работы 63% учащихся к концу второго года обучения могли вынести суждение о своей учебной деятельности, 12% имели расхождение с учительской оценкой, но концу третьего класса 78% детей уже даже владели корректировкой своей учебно-познавтельной деятельности.
Задача учителя в это время состоит в том, что бы не упустить тот момент, когда ребёнок будет готов к составлению самостоятельной программы подготовки, определив объём и содержание требуемой дополнительной работы. Это и есть высокий рейтинг ученика и учителя, который смог сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...
Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
laquo;Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманск Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности...
Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обуче...
Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обуче...
«Организация контрольно – оценочной деятельности младших школьников как основы формирования самостоятельной учебной деятельности».
Формы контроля при безотметочном обучении...