Формирование навыков смыслового чтения как необходимое условие развития метапредметных компетенций.
материал

Шойдонова Цырегма Шойдоновна

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это   способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения.

Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

            Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г.Улан – Удэ

Выступление на МО учителей начальных классов

«Формирование навыков смыслового чтения как  необходимое условие развития метапредметных компетенций».

2018

Ход семинара

  - Добрый день, уважаемые коллеги.  Я рада приветствовать всех, кто собрался .

слайд 1  - свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

слайд 2  Тема Семинара «Формирование навыков смыслового чтения как  необходимое условие развития метапредметных компетенций».

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

- Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

 Использован Приём «Верите  ли вы…» 
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать Метод «Фруктовый сад»

- Предлагается  на яблоках записать свои ожидания , а на лимонах – опасения.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

  1. Информационный блок.

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это   способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения.

Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны,  наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.

Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

            Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

 

Слайд 3

Сегодня на семинаре хотелось бы  остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают успешно,  формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится  тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.

На разных этапах урока используются разные приемы:

Вызов:               Осмысление:            Рефлексия:

  

       Слайды с приемами (4-10) пролистать, назвать

Все эти приемы можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка и других.
    Рассмотрим более подробно несколько методических приемов, которые можно использовать на любом уроке.

  1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 
    «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

 

2. Приём «Составление краткой  записи  задачи»  
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

3. Приём  «Составление вопросов к задаче»  
Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника»  

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.

5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»  Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются  на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Приём «Инсерт»  
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V) Узнал новое (+)  Думал иначе  (–)   Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

7. Приём  «Кластер»  
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные. Наполняют  эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

8. Приём «Ключевые слова»  
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

9. Приём  «Верные и неверные утверждения»  
 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

10. Приём «Верите  ли вы…» 
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

11.  Приём «Синквейн»  
Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы).

 12. Составление/ разгадывание кроссворда.

13.Составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

10.Таблица «Что, где, когда, почему»

11.Составление интеллект-карты.

          Успешность освоения речемыслительными  навыками  смыслового чтения оценивается с помощью контрольно-измерительных материалов, составленных на основе предметных и метапредметных  знаний и умений. На основе этих материалов составляются школьные итоговые комплексные работы,   Всероссийские проверочные работы.

          Чтобы  учащиеся успешно справлялись с этими заданиями, необходимо начинать работу по развитию разных видов смыслового  чтения  с 1 класса на уроках и во внеурочной деятельности.

    На уроках литературного чтения активно можно использовать вопросно-ответные упражнения (ромашка  Б. Блума):

Такие как:

Простые вопросы

 Как звали главного героя? Куда  отправился герой ?

Уточняющие вопросы

 Правда ли что… Я правильно понял, то….

Объясняющие вопросы

Почему?

Творческие вопросы

 Что бы произошло, если…

Оценочные вопросы

 Что лучше? Как вы относитесь?

Практические вопросы

 Как бы я поступил, если….

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Банк заданий для смыслового чтения

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

2. Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы..

3. Приём  «Кластер» 
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы.

4. Приём «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

5. Приём  «Верные и неверные утверждения» 
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
6. Приём «Верите  ли вы…» 
7. Приём «Синквейн»
Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности

8. Составление/ разгадывание кроссворда.

9.Оставление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

10.Таблица «Что, где, когда, почему»

11.Составление интеллект-карты.

Рассмотрим некоторые приемы на практике

 Практическая часть мастер-класса

приём «Ассоциативный куст». Этот прием позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу, актуализировать знания. Дается ключевое слово. В нашем случае это название притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Следующий тип чтения -  ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе».

        - Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

При работе с данной притчей был использован  приём «Верно ли, что…»

- Ребятам предлагается ряд утверждений , из которых необходимо выбрать те, которые соответствуют содержанию.

        Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

        -А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

        

При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

Предмет нашего разговора на уроке  необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его  нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

 Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время) 

Какие единицы времени вы знаете?  

 Слайд 11 : Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 20 декабря, четверг, зима, 2018год, ХХI век, ___ часов.

         Молодцы!  Вы очень способные дети.  И я с удовольствием  поиграю с вами в игру «Верю – не верю».  Предлагаю поработать в парах. Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны со мной – ставьте плюс, нет – минус. Возьмите карточки.

1.Верите ли вы, что в сутках 24 часа?

2.Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?

3.Верите ли вы, что олимпиада   - это единица времени?

4.Верите ли вы, что человек, проживший  сто лет,  отмечал день рождения только  25 раз?      

5. Верите ли вы, что 19+23 = 18?

6.Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

7. Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца  справляют юбилей?

Отложите пока ваши карточки.

 Перед вами текст.  Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени? Читая текст, делайте пометки : V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.     Прием инсерт

А теперь пришло время  вернуться к игре «Верю – не верю», проверить свои результаты и посмотреть, что нового вы узнали, работая с текстом.

1.В сутках 24 часа  …. Ставим плюс

2.От начала нашей эры не прошло и миллиона дней +  Оказывается, 2018лет это 736570 дней, что меньше миллиона.

3. Олимпиада   - это единица времени … Ставим плюс

4. Человек, проживший  сто лет,  отмечал день рождения только  25 раз, если брать за единицу времени древнегреческую олимпиаду. +

5.  Это равенство 19+23 = 18 верное, если выполнять сложение  «на языке» часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов

6. В 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов.  Расстояние составляет 9000 км.

7. В 83 года и 4 месяца  отмечают юбилей, потому что это 1000 месяцев.  Круглая даты, значит юбилей.

Поднимите, пожалуйста,  руки, у кого все ответы правильные. Молодцы! Все хорошо поработали!  

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.    К.Д. Ушинский

Спасибо всем за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.

Текст «Время» для урока математики

 Что такое время?  Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.  

Зачем нужно знать время?  Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.  

Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы,  как  тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.  Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.

Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум)  равно 1000 годам.  Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI  век.   1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц -  из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит  по орбите вокруг Солнца  29 785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд.  Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней.

Как определяют время? Определяют текущее время  по часам.    Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа.  В английской системе первую половину суток (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) — PM от лат. Ante Meridiem/Post Meridiem (до полудня/после полудня). За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом,  момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи во французской системе — 19:14 (в английской системе 7:14 PM).      

Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются  по радио.  В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды.   1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, по...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Формирование стратегий смыслового чтения как способ достижения метапредметных результатов

Пути формирования осознанного чтения у  школьников, практические задания и упражнения....

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...