"Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе для успешного развития универсальных учебных действий"
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitay_02-3.pptx | 760.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под термином «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность .
Основой успешного обучения младшего школьника, показателем уровня обученности является сформированность навыков смыслового чтения, критического оценивания текста, которое предполагает формирование двух групп читательских умений: - извлекать из текста информацию и строить на - интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.
Задания Всероссийских проверочных работ (ВПР) содержат объемные тексты, читая которые младший школьник демонстрирует основной навык чтения – адекватное зрительное восприятие информации, содержащееся в предъявляемом тексте. В случае нормального уровня развития смыслового чтения современные российские школьники способны успешно выполнить задания стандартизированной контрольной работы.
Когда ребенок вдумчиво читает, то у него работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения: * понимать текст; * анализировать; * сравнивать; * видоизменять; * генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Выделяют следующие виды чтения: Поисковое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации для использования ее в дальнейшей деятельности. Этот вид чтения развивает и образное и словесно-логическое мышление. Ознакомительное чтение —предметом внимания становится все произведение без установки на получение какой-либо определенной информации. Результатом является построение комплексных образов читаемого. Следовательно, данный вид чтения способствует развитию образного мышления.
Просмотровое чтение – его целью является получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно логического мышления. Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Каждый вид чтения задействует образное и словесно-логическое мышление.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три ком- понента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка определенных усилий по проведению конкретных операций чтения (узнать гласную букву, слить ее с согласным, озвучить каждый слог, понять слово и т. д.). Чтение на данном этапе проходит у ребенка по слогам и обычно совпадает с периодом обучения грамоте. Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т. е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходит одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на данный этап является наличие при чтении интонирования. Этап автоматизации – это этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Темп чтения 120 слов в минуту и более.
Читая текст в рамках любого предмета, следует строить работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.
Общие приёмы работы с текстом во время чтения: «Чтение в кружок». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. 1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами». Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. 3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Чтение с пометками» Цель: формирование умения читать вдумчиво, оценивать информацию. Смысл этого приема заключается в следующем: читая текст, младшие школьники оставляют заметки на полях, используя символьные обозначения. Причем учитель, вводя впервые в работу этот или подобный прием, сов- местно с детьми может придумать обозначения, следуя алгоритму: 1 Знакомая информация (~). 2 Новая информация (!). 3 Я думаю иначе (–). 4 Удивительный факт, событие (?).
«Чтение с составлением таблицы, диаграммы». Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.
Примерный план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е . « в кружок» : . * Прочитаю первый абзац вслух. * Подчеркну непонятные слова. *Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников(или учителя). *Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику. *Отвечу на его вопросы. *Продолжу работу с одноклассниками
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"
В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...
Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.
В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...
«Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект
laquo;Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект...
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...
Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе
Выступление на заседании МО....
Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе
Тема: Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе...
Доклад «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе».
Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поко...