Формирование ИКТ- компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.
статья
Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_may_2019_4kl.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад
Формирование ИКТ- компетентности
обучающихся в условиях ФГОС
в начальной школе.
Подготовила : Есмагулова Т.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019г.
В соответствии проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ, информатизация начального образования получила системное решения.
Формирование высокого уровня информационной активности детей, закладываемого в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся, как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий.
Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.
Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ- компетентности обучающегося.
ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Где наиболее важным является формирование осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ.
Для того, что организовать конструктивное формирование ИКТ-компетентного обучающегося необходимо иметь самому педагогу высокий профессиональный уровень ИКТ-компетенции.
Составными критериями профессиональной ИКТ-компетенцииучителя будет являться его общепользовательскаяИКТ-компетентность,общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ.
Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что уроки с использованием мультимедийного ресурса имеют ряд методических преимуществ:
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Здесь, как нельзя лучше подходят слова великого педагога К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно ...». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения приобрёл сегодня информационно-иллюстративный оттенок.
Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Но это частично способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, частично носит развивающий и образовательный характер, является украшением урока. Но использование иллюстративно-презентационного материала на уроках литературного чтения, ИЗО, музыки, где это не просто уместно, а необходимо. Наурока математики, русского языка, окружающего мира, ценностью урока является активная познавательная деятельность на протяжении всего урока. Но очень много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучается на других предметах.
«Русский язык»Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.
«Литературное чтение»Работа с мультимедиасообщениями. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Математика»Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
«Окружающий мир»Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
«Технология»Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Следовательно, работа на уроке с использованием мультимедийного сопровождения должна и может обучать, развивать, формировать ИКТ-компетентность ученика. Но для этого учителю необходимо соблюдать несколько требований к подготовке урока с ИКТ.
1. Необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
2. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
3. Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
4. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;
5. Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами которого становятся - управление познавательной деятельностью учащегося.
ИКТ- компетентность учителя в полной мере способствует созданию условий для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержке его здоровья и эмоционального благополучия. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
• развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
• эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Осуществления организацию учебной деятельности по формированию собственных информационно-коммуникативных умений обучающихся на разных предметах учитель способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, и одновременно развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти.
Часть учеников имеют определённый навык работы на ПК, это важно для того, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, пользуясь ресурсами Интернета. На научные чтения, проходящие в школе, готовят презентации по выбранной теме.
Большинство учащихся имеют базовые навыки владения компьютером и с удовольствием создают свои электронные презентации к уроку. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Так мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.
Таким образом, происходит формирование ключевых компетенций обучающихся.
При освоении личностных действий ведётся формирование:
•критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
•уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
•основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
•оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
•использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
•создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
•поиск информации;
•фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
•структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
•создание простых гипермедиа сообщений;
•построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются - обмен гипермедиа сообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся носит системно-деятельностный характер, позволяющий ученику выступать в качестве субъекта образовательного процесса. Расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество как средство повышения мотивации обучающихсяна уроках в начальной школе
выступление на педсовете "Творчество учителя-творчество ученика"...
Формирование информационной компетентности учителя и учащегося начальной школы
Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников...
Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы
Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы...
Система развития универсальных предпосылок учебных действий у дошкольников в условиях комплекса"начальная школа-детский сад"
Формирование необходимых навыков дошкольников...
Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы начальной школы.
Уже много лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением быт...
Реализация программы преемственности детского сада и начальной школы в условиях комплекса «начальная школа – детский сад»
Это текст выступления на городском форуме "Августовские чтения" с презентацией...
Создание специальных условий, для детей с нарушением зрения, в условиях общеобразовательной начальной школы.
Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у школьника обнаруживается значительный дефицит словарного запа...