«Зрительный анализатор и процесс чтения»
материал (4 класс)
Зрительное восприятие представляет собой очень сложный нейробиодогический процесс: это способность различать электромагнитные волны (свет) как по их интенсивности (яркости — черный/белый), так и по их частоте (световое зрение) и узнавать прострапственное расположение предметов или образов.
Задача глаза (фоторецептора) — воспринять энергию излучения волн длиной 400—800 мкм и трансформировать ее в зрительные ощущения. Глаз, как и ухо, имеет проводящий раздражения аппарат и орган для их переработки. Попадающие в глаз световые лучи при помощи преломляющих слоев роговицы, водянистой влаги, хрусталика и стекловидного тела фокусируются и направляются на сетчатку, которая воспринимает возбуждение. Палочки и колбочки сетчатки обладают чувствительными клетками, где физические световые колебания превращаются в нервное возбуждение. Сетчатка, выдвинутая вперед часть мозга, кроме чувствительных клеток, имеет различные ганглиозные клетки, которые уже в глазу перерабатывают возбуждения, но относятся к центральной нервной системе. Возникающее на сетчатке по оптическим законам обратное изображение перерабатывается в возбуждение и через зрительный нерв передается в зрительный центр, расположенный в затылочных отделах мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelnyy_analizator.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зрительный анализатор и процесс чтения»
Учитель-логопед Оганесян С.Г.
Зрительное восприятие представляет собой очень сложный нейробиодогический процесс: это способность различать электромагнитные волны (свет) как по их интенсивности (яркости — черный/белый), так и по их частоте (световое зрение) и узнавать прострапственное расположение предметов или образов.
Задача глаза (фоторецептора) — воспринять энергию излучения волн длиной 400—800 мкм и трансформировать ее в зрительные ощущения. Глаз, как и ухо, имеет проводящий раздражения аппарат и орган для их переработки. Попадающие в глаз световые лучи при помощи преломляющих слоев роговицы, водянистой влаги, хрусталика и стекловидного тела фокусируются и направляются на сетчатку, которая воспринимает возбуждение. Палочки и колбочки сетчатки обладают чувствительными клетками, где физические световые колебания превращаются в нервное возбуждение. Сетчатка, выдвинутая вперед часть мозга, кроме чувствительных клеток, имеет различные ганглиозные клетки, которые уже в глазу перерабатывают возбуждения, но относятся к центральной нервной системе. Возникающее на сетчатке по оптическим законам обратное изображение перерабатывается в возбуждение и через зрительный нерв передается в зрительный центр, расположенный в затылочных отделах мозга.
Границы видимости нельзя определить с такой точностью, как пороги слышимости. В отличие от слухового зрительное поле нельзя определить, верхняя граница видимой интенсивности свете называется порогом ослепления, но числового определения для него нет, так как он зависит от адаптации, т. е. состояния чувствительности сетчатки. Нижняя граница видимости света предположительно находится при белом цвете 2-10~10 эрг.
На различение степеней яркости тоже влияет адаптация. Прк устойчивой адаптации глаз различает 40 степеней яркости, npiji изменении состояния адаптации число различаемых степеней воз растает до 660. В общей сложности человек может воспринять -около 600000 цветов и их оттенков (Schubert).
При изменении ширины зрачка и преломляющей силы хруста лика глаз может приспособиться к различным степеням освещенности и отдаленности предметов.
Остротой зрения мы считаем способность глаза отчетливо вое принимать отдельные точки и линии. При нормальном зрении точка пересечения падающих лучей находится как раз на сетчатке Если точка пересечения смещается, как это бывает при близорукости (миопии) или дальнозоркости (гиперопии), то изображены становится нечетким. Чем острее зрение и тем самым выше «раз решающая способность» глаза, тем тоньше способность дифферейдировать. Острее всего зрение в центральной ямке сетчатки; на периферии острота сильно ослабевает. Повышение остроты зрения возможно при активной фиксации внимания. А. Р. Лурия подчеркивает, что процессы, происходящие на отдельных этапах зрительного восприятия, носят не односторонний (афферентный), а двусторонний — афферентло-эфферентный характер. Наряду с токами активности, которые регистрируются в зрительном нерве и центральных областях зрительного анализатора, можно определить также потенциальные возможности сетчатки.
Для восприятия письменной речи глаз имеет такое же значение, как ухо — для устной. Прочтение написанного предъявляет органу зрения более высокие требования, чем любая другая зрительная деятельность.
При письме и при чтении глаз выполняет разные задачи. При письме глаз прежде всего контролирует выполнение действия, координирует движения и следит за тем, чтобы письмо осуществлялось в соответствии с нормой. Этот зрительный контроль-возможен благодаря изменению направленности взгляда при помощи движений головы и глаз. Изменение взгляда необходимо для того, чтобы буква, которая пишется, была на месте самого острого зрения — на центральной ямке сетчатки.
При чтении глаза используются интенсивнее, чем при письме^ и выполняют при этом двойную нагрузку: моторную и зрительную.. Глаза еле дуют, за строками и очень быстро передают небольшой отрывок текста, группу букв на центральную ямку сетчатки. Движения глаз при чтении совершаются ритмическими, баллистическими рывками, но так плавно, что они воспринимаются как скольжение. В паузах прочитанный материал воспринимается. Любое сложное зрительное восприятие требует постоянного движения глаз, который «ощупывает» предмет, письменный знак я фиксирует отдельные признаки. Число рывков и фиксирующих пауз зависит от трудности текста и точности чтения. При каждой; остановке глаз воспринимается 10—12 букв. Смысл читаемого влияет на количество прочитанного. За 0,1 с в эксперименте прочитывается 4—7 бессмысленных последовательностей букв, а осмысленных — 20—25 (Kainz). Для узнавания отдельной графемы нужно больше времени, чем для прочтения короткого-слова.
Чтение начинается зрительным восприятием, различением графем. Эти процессы не идентичны. Зрительная способность дифференцирования улучшается, если использовать специальные тетради для младших классов на начальном этапе обучения письму разлинованные тонкими парными линиями. Тип шрифта тоже может облегчать или затруднять зрительное восприятие. Современный, более употребительный шрифт читается легче. Зрительно-похожие буквы, которые легко перепутать, нужно писать точнее. Наш глаз лучше воспринимает графемы надстрочные, чем строчные или подстрочные; заглавные легче, чем прописные.
Чтение отдельных букв — это, конечно, не только зрительное восприятие знака. Графема должна быть воспринята, ее образ к подчиненное ему звуковое значение узнаны так, что это представляет собой сложный гностико-мнестический процесс.
Чтение отдельных букв происходит не совсем так, как чтение текста. В первом случае участие зрительного анализатора интенсивнее, в то время как при чтении предложения отдельные компоненты могут дополнять друг друга по смыслу без точного восприятия всех деталей. Часто высказывается мнение, что для беглого чтения необходимо прямое (фиксирующее) и непрямое (боковое) .зрение.
Erdmann-Dodge различает 3 зоны зрения: 1) зону самого точного зрения; она включает фиксированную букву; 2) зону отчетливого зрения, она включает по одной букве слева и справа от фиксированной; 3) зону нечеткого зрения. Боковое зрение включает зоны отчетливого и нечеткого зрения. При легко понимаемом тексте боковым зрением охватывается большая группа букв.
Понимание письменной речи нельзя идентифицировать с чтением, оно требует интеллектуальной переработки, необходимой для извлечения смысла прочитанного. Участие различных областей коры зависит от характера чтения и степени обученности. При осмысленном чтении вслух, например, участвуют: импрессивная область, где знаки воспринимаются, узнаются, откладываются в памяти и дополняются; центральная область, где информация декодируется, причем связь представлений о звучании слова зависит от степени овладения навыком чтения, а декодированная информация должна быть переработана, прежде чем сформируется программа словесно-моторной деятельности произнесения вслух; экспрессивная область, в которой исполнительный импульс по моторным путям и низшим центрам доставляется к органам речи, где и реализуется как устная речь (чтение вслух).
Мало упражнявшиеся должны обычно читать вслух, чтобы понять смысл, много читающие пробегают текст глазами и тут же понимают содержание прочитанного.
Осмысливание прочитанного является активным процессом. Этот сложный процесс имеет несколько фаз. Группы графем воспринимаются зрением и в процессе осмысливания соединяются в слова. При этом не полностью воспринятые группы букв дополняются до нормы, определяется смысл слов.
Таким образом, чтение включает не только работу органа зрения, но и гностико-мнестические процессы, к которым относятся также акты репродукции, ассоциации и интеллектуальной переработки. Насколько важно участие центральных областей мозга, видно на примере различного понимания осмысленного и ‘бессмысленного материала для чтения. Графемы текста или группы слов воспринимаются зрением неравномерно и не полностью, пока не начнется процесс понимания смысла, уже ожидание смысла влияет на процесс осмысливания и ускоряет его. Зрительное восприятие осуществляется настолько, насколько это необходимо для понимания слова или текста. Процесс чтения ускоряется за счет сокращения фазы зрительного восприятия. Этим часто объясняются ошибки при чтении. Насколько важно ожидание смысла для правильности чтения, показывает реализация прочитанного: речи. Слово может быть понято, прежде чем завершится зрительное восприятие, а смысл предложения не обязательно связывается со значением последнего прочитанного слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние совершенствования технической стороны процесса чтения на повышение грамотности.
Некоторые приемы и упражнения по совершенствованию техники чтения. Можно использовать системно на уроках чтения и русского языка в течение всего курса обучения учащихся. Цель этих упражнений: ра...
Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.
Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
"Специфические ошибки на письме, связанные с недоразвитием зрительного анализатора»
Цель данной консультации заключается в том, чтобы сформировать представления у учителей начальных классов о способах коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников....
Развитие зрительного гнозиса в обучении чтению и письму.
Тщательная отработка усвоения гласных и согласных букв предусмотрена при ярко выраженных нарушениях слуховой акустической дифференциации, а также при несформированности языкового ана...
«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...
Шаблон-анализатор проверки техники чтения для 1 класса .
Пособий, демонстрирующих примеры использования программы Microsoft Excel школьных работников, крайне мало. Поэтому возникло желание поделиться опытом по созданию шаблона-анализатора, решающего задачи...