Сообщение по теме «Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС».
статья
Вданной статье говорится о новой системе оценивания - Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_otsenivaniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» Татищевского муниципального района Саратовской области
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: «Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС».
Подготовила:
учитель начальных классов
Саушева Ольга Вячеславовна
2019 год
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий.
Н. Рерих
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.
В нашей школе третий год осуществляется введение ФГОС нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В ОС Школа 2100 одной из технологий является технология оценивания учебных успехов.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» задались этими вопросами ещё шесть лет назад, когда была разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
Где найти время для развития умения самооценки?
Урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности. На каждом уроке невозможно уделять время на развитие умения оценивать свои результаты. Такие уроки проводим мы приблизительно раз в неделю.
Внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности – это и кружки и классные часы и др.
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),
в 2−4 классах отметки ставятся по5-балльной шкале, которая принята в нашей школе. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
1.На первых уроках. Обозначаем своё настроение.
Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2.Через 2–4 недели. Учимся сравнивать цель и результат.
3.Примерно через месяц. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
4. Учимся признавать свои ошибки.
5. Учимся признавать свою неудачу.
6. Используем умение самооценки.
Какие бывают таблицы образовательных результатов?
Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов.
Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов.
Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов.
В каком виде могут существовать таблицы образовательных результатов?
Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
В своей работе мы используем:
-рабочий журнал учителя, с таблицами результатов в бумажном виде по четвертям. А в электронном виде по каждым контрольным:
- «Дневники школьника»;
- сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам;
- диск «Новые результаты и их проверка»:
электронный вид таблиц в диске позволяет после внесения в них отметок автоматически получать аналитические характеристики, а также при наличии электронных контрольных работ – автоматически заносить туда отметки за задания-тесты закрытого типа (с готовыми вариантами ответов). Все это сэкономит время и труд учителя.
Где размещаются таблицы образовательных результатов?
В «Рабочем журнале учителя» − бумажном или в электронном варианте.
«Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а блокнотом для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.
В «Дневнике школьника» − в бумажном виде.
«Дневник школьника» (в т.ч. «Личный еженедельник первоклассника») не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:
отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.),
самооценок (слов-характеристик, знаков).
Как научить учеников ИНОГДА пользоваться таблицами ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов?
1. В конце четверти выделить время на уроке для анализа таблиц образовательных результатов в дневниках.
2. Предложить ученикам прочитать первое умение в таблице результатов и устно привести примеры, когда и в каких заданиях им требовалось это умение.
3. Попросить учеников: «Самостоятельно оцените, насколько вы этому научились – поставьте «+» или не ставьте «+». Или попросить учеников поставить себе отметку по принятой в классе шкале. Например: «5» (делаю это отлично, без ошибок), «4» (делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.
4. Обсудить с учениками, на проверку каких умений были направлены задания контрольной работы. Показать, как поставить их номера в таблицы результатов в своих дневниках.
5. Раздать ученикам контрольные работы (с выставленными отметками) и попросить их перенести отметки в соответствующие графы таблицы результатов в дневниках. Примечание: в первый раз многим ученикам придётся помогать, дополнительно объяснять, что и куда надо поставить.
6. Предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»
7. Выборочно попросить учеников озвучить свои выводы. Подчеркнуть: «Сейчас каждый из вас ставил перед собой цель, которую надо достичь в следующей четверти».
Точно так же можно работать с таблицами МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов, только их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «-».
Мы составляем сводные ведомости формирования УУД на основе методик, которые проводит школьный психолог.
Почему ученик имеет право отказаться от выставления текущей отметки?
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать.
Ученик всегда может отказываться от отметок или есть исключения?
Исключением является задание, которое даётся на уроке по давно изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). В этом случае учителю необходимо заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал, и отказаться от отметки ученики не смогут.
Как отметки за контрольные работы отличать от текущих отметок?
За задачи, решенные в ходе контрольных (проверочных) работ по итогам темы, группы тем, отметки ставятся всем ученикам. В Таблице результатов они, в отличие от текущих отметок, обводятся в кружок. Это своеобразный «зачёт», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность − то, как ученик овладел умениями на основе знаний по изучаемой теме.
Когда ученик ОБЯЗАН пересдать материал контрольной работы?
Если ученик не справился с какой-то задачей (заданием) проверочной работы или не присутствовал на ней.
Как быть, если ученик ХОЧЕТ пересдать и получить отметку выше неудовлетворительной?
Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).
Кто и когда принимает решение о пересдаче материала контрольной работы?
Учитель заранее оговаривает с учениками порядок реализации их права на пересдачу: когда и как это можно делать.
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Технология СОУ"
В материале дано описание технологии совершенствования общеучебных навыков (СОУ). Использовано для выступления на методическом обединении учителей начальных классов...
Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.
Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...
Тематическое планирование по технологии 2 класс в рамках ФГОС.
Планирование по технологии. 2 класс, в рамках ФГОС....
Сообщение по теме "Требования к работе по внедрению ФГОС"
Принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования- в основе лежит деятельностный подход. Основная задача при организации учебной деятельности – самореализация обучающихся....
Статья на тему: Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках математики.
В статье я делюсь опытом применения ИКТ на уроках математики....
Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.
Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...
Статья на тему: "Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках в начальной школе".
Как современные компьютерные технологии помогают решать в условиях ФГОС такую важную задачу, как формирование Универсальных Учебных Деействий на уроках в начальной школе....