Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников
статья (4 класс)

Наталья Юрьевна Иванова

Данная статья подготовлена в рамках работы на педагогическом соете школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников.

Подготовка творческой личности во все времена была задачей государственного значения.
Работа над развитием учащихся имеет особое значение и является фундаментом  становления личности школьника. Все, что закладывается учащимся, определяет на многие годы вперед успешность и уровень процесса формирования личности человека, его мировоззрения, его развития. Приобретенные в школе качества, знания, умения и навыки обеспечивают не только основу дальнейшего образования и воспитания ребенка в школе или в другом учебном заведении, но и во многом определяют качества практической, общественной и профессиональной деятельности взрослого человека.

Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности - это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном,  а системе умственных действий для решения нестандартных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. 

Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:

- постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,

-создание для учащихся проблемной ситуации;

-осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы,

-в процессе чего учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;

-применение данных способов для решения конкретных задач.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения следующие: - проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

- быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;

- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

- задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов (овладение способами познания); формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника; развитие индивидуальных способностей школьника. Достоинства проблемного обучения: высокая самостоятельность учащихся; формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; развитие мыслительных способностей учащихся. В проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема». Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием, когда требуется найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия. В связи с проблемным обучением, как мы уже отметили, употребляют понятия «учебная проблема» или «проблемная задача». Вообще проблема - теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное. Основными элементами учебной проблемы для ученика являются «известное» и «неизвестное». Суть учебной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новое для ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. Важнейшей составляющей педагогического процесса при этом становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где происходит переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное. В связи с этим в исследовании интеллектуального развития школьника особое внимание уделяется технологии личностно-ориентированного обучения. 

Классификация методов обучения школьников: информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный (знания даются учителем в готовом виде, а именно: формулируются правила, иллюстрируются примерами; дети воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель); частично-поисковый или эвристический метод (учитель, формулируя проблему, путем постановки вопросов вовлекает учащихся в процесс ее доказательного решения; оказанная со стороны учителя помощь делает поиск детей частичным, зато создает условия для осуществления ими поисковой деятельности); репродуктивный метод (школьники выполняют работу по образцу, данному учителем); проблемное изложение (педагог формирует проблему и раскрывает перед школьниками пути ее доказательного решения, учит самостоятельно, критически анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации); исследовательский метод (школьники без непосредственного участия педагога овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают проблему). На основе имеющихся в педагогической науке дидактических и методических принципов обучения и воспитания с учетом многопредметного программного материала, особенностей форм и методов его реализации особо выделяются подходы обучения школьников: системно-целостный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям действительности, позволяющий объяснить частное с позиции общего, социально и личностно значимого; инновационно-перспективный подход, предусматривающий проблемно-поисковую деятельность обучаемых по освоению перспективных инноваций во множестве предметов в программе обучения, направленных на выработку глобально-гуманистического мировоззрения, созидающих умений и развитие творческого потенциала личности; оптимально персонифицирующий или принцип оптимизации обучения, требующий, чтобы оно было развивающим.

Чтобы оптимизировать обучение используются следующие принципы обучения школьников: гностический - умения, обеспечивающие изучение содержания, способов воздействия и анализа реакций школьников, их возрастных и индивидуально-психологических особенностей, особенностей процесса и результатов своей деятельности; проектировочный – связан со стратегическими задачами, включает умения в области формирования системы целей и задач, позволяющие видеть конечный продукт своей педагогической деятельности; конструктивный - содержит умения в области формирования тактических задач; отбора и композиции содержания учебного материала для интеллектуальной загруженности с учетом уровня обученности и развития детей, который должен стать достоянием учащихся; проектирование их деятельности с целью усвоения сообщаемого учителем и интеллектуального развития; организационный - включает в себя умения эффективного решения задач, связанных с организацией сообщения изучаемого, интенсификации деятельности учащихся и учителя; коммуникативный - включает учение о возбуждении интереса к изучаемому, внушении необходимости и важности его изучения гуманизации - предполагает такую организацию учебного процесса, при котором знания имели бы для ученика личностный смысл; сам ученик не терялся бы в процессе обучения, важные условия гуманизации образования – усиление мотивации и дифференциации обучения; гуманитаризации - приобщения школьника к духовной культуре, творческой деятельности, к открытию нового; феномено-экологический - экологизация образования и личности, забота и о физическом, и о социальном совершенствовании детей.

Отметим еще принцип ведущей роли учителя в специальной организации познавательной деятельности школьников по интеллектуальному развитию. В этом процессе учителю нужно самостоятельно планировать, как перевести интеллектуальные умения, навыки, способности из одного состояния в другое (не знал – узнал, не умел – умеет, и т.д.).

Итак, анализ основных направлений интеллектуального развития школьника позволил обнаружить у интеллектуальных структур не только содержательно-операциональные, но и потребностно-мотивационные, а также эмоциональные компоненты.

 Таким образом, проблемное обучение, в отличие от традиционного, представляет собой сложную разновидность системы взаимодействия, в которой важную роль играет управление учащимися своей деятельностью.
Данная статья составлена с использованием  интернет ресурса.
Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294. — URL https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 17.06.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младшего школьника.

Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младших школьников». Использование проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роль учащегося на уроке...

Проблемное обучение - эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся.

В статье описываются проблемные методы, которые обеспечивают познавательную мотивацию учащихся.Дана схема проблемного обучения....

Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»

Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников....

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...