Использование технологии продуктивного чтения
учебно-методический материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
Использование технологии продуктивного чтения.
Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать её и интерпретировать.
Следовательно, текст является основой обучения.
Текст – это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Но для того, чтобы научиться понимать текст, необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Окружающий мир - один из самых интересных и в тоже время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой курс вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира.
Готовясь к монологу, я провела маленький опыт. В процессе своей работы я обнаружила, что многие дети:
а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;
б) не вычитывают всё необходимое в тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы;
Это и определяет особое внимание к организации работы с научно - популярным текстом.
Образовательная система «Школа 2100» предлагает единую для всех уроков технологию продуктивного чтения, которую я с удовольствием применяю на уроках окружающего мира. Курс «Окружающий мир» подготавливает к итоговым работам на межпредметной основе, поскольку школьники получают навыки работы с научно-познавательным текстом.
Особенность: школьники работают не просто с текстом учебника, а с «научной статьёй».
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Ход.
Что мы читаем на уроках окружающего мира? (Научные статьи.) Про-
читайте тему статьи из учебника, просмотрите текст, прочитайте выделенные слова, посмотрите иллюстрации и предположите, чему будет посвящён наш урок.
Что значит «разрушители» (разрушители экосистемы, грибы.
«прирождённые» означает специально для этого приспособленные.)
– Прочитайте диалог героев учебника. Какой вопрос (проблема) у них возникает? (Грибы – это растения или животные?)
– Какие гипотезы они выдвигают и какие аргументы приводят?
– Предложите свои гипотезы.
Заполним столбики «до» в таблице.
– Каковы будут цели урока? (Прочитать и понять статью учебника,
сотрудничать, разобраться в проблеме урока, проверить гипотезы.)
– Прежде чем начнём читать статью, вспомним то, что знаем (в учебнике ряд вопросов).
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Ход
Прочтение по абзацам, с карандашом в руке, по ходу выделяют неизвестные по с лексическому значению слова.
Что вас удивило, чего вы не знали? (Царство грибов. Не растения и не животные.
Плодные тела. Споры грибов. Могут жить на животных и растениях.)
- Что подчеркнули? (кто-то подчеркнул длинные разветвлённые нити – грибницу). Свой ответ, подкрепляем картинками.
– Прочитайте, что такое грибница, плодовое тело, споры. Что мы раньше
считали телом гриба? (Плод, а не грибницу.)
Какой вывод по первому афзацу? Обменяйтесь мнением с собеседником.
Грибы – не растения, не животные. У гриба есть грибница.
И т. д. по каждому абзацу.
Прочитаем абзац о том, как гриб размножается.
Обязательно с карандашом. Подчёркиваем неизвестные слова. Задаём вопросы, делаем вывод.
Или например:
- Посмотрите, какие слова выделены. (Трубчатые и пластинчатые грибы).
- Предположите какие мы будем называть трубчатыми, пластинчатыми.
– Продолжите чтение статьи о разных видах.
_ Что знали? (съедобные и несъедобные.)
– Что нового узнали? (Трубчатые и пластинчатые).
– Вывод из этой части. (Нужно опасаться ядовитых грибов.)
Рассказывает 3 этапе. Работа с текстом после чтения .
Самопроверка и самооценка.
Заполнение столбика «ПОСЛЕ» в таблице.
Учитель:
– Когда и почему изменилось ваше мнение?
– Как бы вы назвали статью в учебнике? Какие иллюстрации добавили бы?
– Предложите творческое домашнее задание. (Памятка грибника, кроссворд про грибы, план научно- популярного текста).
Конечно же, работа в печатной тетради.
Самое главное, чтобы работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» не сводилась к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета.
Для работы над текстом ученик должен овладеть умениями, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учитель должен сам обладать читательскими компетенциями и знать основные правила подготовки учебно-научного текста к использованию на уроке в режиме технологии продуктивного чтения на уроках окружающего мира.
Стараться создавать условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работ на уроке.
Для формирования умений работать с текстом учитель организует специальную работу детей с ним, начиная с первых, наиболее простых, заданий и постепенно включая весь арсенал.
Ну и конечно же работа с родителями, которые в большой степени заинтересованы в сформированности читательских умений. Я проводила собрание на котором, рассказывала о технологии продуктивного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...