Методические рекомендации по эстетическому развитию младших школьников в урочной деятельности.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Постоянная смена педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость развития младших школьников в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие с произведениями искусства лучше всего пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему миру. Творческая деятельность (изобразительная, театрализованная, музыкально-пластическая, игровая) создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-новому и ребенка в нём. Эстетическое развитие младшего школьника в урочной деятельности предоставляет постоянную возможность для целенаправленного и гармоничного преобразования по законам красоты окружающего пространства не только дома, но и в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по эстетическому развитию младших школьников в урочной деятельности.
Общество осознает необходимость перехода всей системы образования на феноменологическую (гуманистическую) парадигму, которая рассматривает и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый процесс обучения (социальные формы всестороннего эстетического воспитания и развития) и просвещения (приобщение к искусству).
Постоянная смена педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость развития младших школьников в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие с произведениями искусства лучше всего пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему миру. Творческая деятельность (изобразительная, театрализованная, музыкально-пластическая, игровая) создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-новому и ребенка в нём. Эстетическое развитие младшего школьника в урочной деятельности предоставляет постоянную возможность для целенаправленного и гармоничного преобразования по законам красоты окружающего пространства не только дома, но и в школе.
Главной целью образования является комплексное развитие личности, и выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).
Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений музицировать, петь; в творческих умениях создавать продукты музыкального творчества [1].
В педагогическом аспекте музыкальное искусство реализует две основные функции – воспитательную и эстетическую, соединяющиеся в единую воспитательно-эстетическую функцию.
Рассмотрим выделенные нами педагогические условия в аспекте практико-ориентированного характера:
- Обеспечение программно-дидактическим материалом.
- Создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей.
- Разработка методических рекомендаций по эстетическому развитию младших школьников в урочной деятельности.
- Уровень подготовленности учителя начальных классов к работе с современными информационными технологиями.
- Учет возрастных и психологических особенностей младших школьников.
В силу возрастных особенностей дети еще не могут продолжительное время заниматься одним и тем же поэтому важен правильный выбор содержания и построения урока музыки. Следовательно, педагогу необходимо часто менять виды музыкальной деятельности, проводить диагностику в урочное время.
Например, на одном занятие ведущее педагог развивает музыкально-творческие способности детей в процессе слушания музыки и размышления о ней, на другом осуществить в процессе певческой деятельности и т. п.
Педагогу необходимо выстраивать обучение, воспитание и развитие учащихся так чтобы выполнялся системно - деятельностный подход, обеспечивая гармоническое эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Как показывает педагогическая практика, невнимание к любой из этих задач ведет к негативным последствиям. Это сказывается на уровне исполнительской музыкальной деятельности младших школьников, и в результате на уровне их музыкального вкуса, а также музыкальной культуры в целом.
Необходимо проводить психодиагностическое исследование младших школьников четвертых классов по эстетическому развитию в урочной деятельности. На основании полученных данных, рекомендуются принять меры, направленных на коррекцию эстетического развития детей.
Далее, были разработаны занятия, предназначенные для профилактики и коррекции эстетического развития младших школьников в урочной деятельности на уроке музыке в зависимости от результатов психодиагностик, которые следует проводить раз в два месяца.
Одним из мало разработанных в преподавания музыки является вопрос о типологии урока музыки. В педагогике существуют различные типы уроков: комбинированный, или смешанный; по закреплению знаний; уроки обобщения и систематизации изученного материала; уроки формирования и закрепления умений и навыков; уроки, знаний, и т.д.
В музыкальной педагогике существуют и другие типы уроков. Например, имеют место уроки, посвященные:
- познанию связей музыки с окружающей жизнью («Природа в музыке», «Мир фольклора — мир народной музыки» и т.д.);
- конкретным монографическим темам («Музыка П.И.Чайковского», «Музыка Эдварда Грига» и т.д.);
- изучению какой-либо закономерности музыкального искусства («Интонация», «Марш», «Музыкальный образ» и т.д.);
- изучению связей музыки с другими видами искусства («Как мы видим музыку?», «Как мы слышим живопись?» и др.);
- воздействию музыки на человека («Преобразующая сила музыки») и т.д.
В современном уроке музыки материал должен согласовываться в различных моментах, такие как: во время опроса повторяется материал; при закреплении навыков для более надежного запоминания нередко дается новый материал, педагог опирается на ранее пройденный материал.
Очень важно чтобы урок искусства – музыки требовал не только отметку, но и оценку. Так как оценка характеризует проявление толерантности и не обязательно выражается в количественном измерении. Она отражает вербальное отношение педагога к музыкально-эстетическому развитию младшего школьника в урочной деятельности позволяет многогранно отметить качество т степень успехов учащегося.
На уроках музыки следует обратить особое внимание на:
- Общение младших школьников с музыкой звучащей в живом исполнении.
- Систематическое накопление разнообразного исполни-тельского репертуара в классе.
- Владение хормейстерскими умениями и навыками, методом показа как «правильно» и как «неправильно» исполнять музыку.
- Развитие вокально-хоровой культуры учащихся.
- Регулярное развитие умений и навыков инструментального музицирования и музыкально-пластической деятельности учащихся.
- Свое энергетическое состояние в зависимости от вида музыкальной деятельности.
- Недопустимость урока музыки как «урока воспитания и обучения» - уроком «развлечения».
Разработаны критерии оценивания эстетического развития младших школьников, с помощью которых мы рекомендуем проводить уроки музыки:
- Слух оценивать по трем показателям интервальный, аккордово-функциональный, ладовый.
- Способности слухового представления оценивать по трем показателям ладовый, аккордово-функциональный, осознание структуры мелодии.
- Музыкально – ритмические чувства оценивать по показателям: звуковысотный, метроритмический, выразительность пения.
- Эмоциональное отношение к музыке оценивать по критериям: восприятие эмоционального содержания музыки (музыкального образа) в процессе слушания музыки, музыкально - творческие проявления ребенка, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Рассмотрев различные методики диагностики эстетического развития младших школьников в урочной деятельности, опишем методические рекомендации для педагогов.
По результатам исследования определяется эстетическое развитие младших школьников для каждого класса, дополняется план-конспект с учетом их уровня.
Для эффективного повышения уровня эстетического развития у младших школьников в урочной деятельности в сильной и средней группах на примере уроков Музыки должны быть проведены такие занятия разработанные по программе «Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Т.С. Шмагина, Е.Д. Критская, Г.П. Сергееева):
- Народные праздники. «Троица». Особенность, которого в формирование развития эстетического вкуса на примере разной аранжировки русской народной песни «Во поле береза стояла» (Приложение 7) формировать музыкально – эстетический вкус.
Для слабой группы следует дать две аранжировки русской народной песни «Во поле береза стояла» и исполнить с детьми "a cappella".
Цели урока: познакомить детей с русскими народным творчеством, народными традициями, способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе, прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять и развивать у учащихся эстетический вкус.
Задачи урока:
- Дать понятие о происхождении праздника.
- Приобщить детей к истокам православной культуры и восстановление.
- Традиций русского народа.
- Создать условия для творческой деятельности.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- Развивать творческую инициативу и способности детей.
- Прививать любовь к Родине, к русской песне.
- Обогащать духовный мир детей.
- Формировать толерантные навыки учащихся.
2. Конспект урока в 4 классе по теме: «Музыкальные инструменты» из раздела «Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье...». Домашнее задание: изобразить понравившийся русский народный инструмент на рисунках. Если есть возможность сходить в «Дом Музыки» и посмотреть музыкальные инструменты, определять которые из них знают (Приложение 8).
Для слабой группы следует дать на урок иллюстрации народных инструментов и провести мини-викторину по ним.
Цель урока: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Задачи:
- Раскрыть истоки создания инструментов.
- Способствовать формированию умения самостоятельного получения информации.
- Воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.
3. Урок музыки в 4 классе. Тема: «Музыкальный сказочник» (Приложение 9).
Цель: расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с композитором Н. А. Римским – Корсаковым - как музыкальным сказочником, формировать эстетическое развитие у младших школьников.
Задачи:
- Познакомить с сюитой как музыкальным жанром.
- Приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
- Развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.
Задание на дом: описать, какие похожие музыкальные произведения знают, выразить свои впечатления в словах, рисунках, в художественных движениях, сочинениях собственных мелодий. Для слабой группы следует задать на дом нарисовать рисунок на тему «Музыкальный сказочник».
4. Конспект урока. Тема «Рассвет на Москве-реке» (Приложение 10).
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, элементов духовной музыки.
Задачи урока:
- Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
- Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения.
- Пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах.
- В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки.
- Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Домашнее задание. Изобразить пейзаж на бумаге на тему: «Рассвет на Москве-реке». Посмотреть в интернете видеофрагмент вступление к опере М.П.Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве - реке».
Для слабой группы следует задать на дом написать эссе на тему: «Рассвет из моего окна».
Следуя разработанным методическим рекомендациям, педагог улучшит уровень эстетического развития младших школьников в урочной деятельности на уроках музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".
В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....
Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий
С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания....
Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников
Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности. Покажем это на пример...
Эстетическое развитие младших школьников
Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя группы продлённого дня в эстетическом воспитании млачших школьников....
Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »
Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...
Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Предлагаемые в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...
Развитие УУД у младших школьников в урочной деятельности.
Формирование познавательных универсальных учебных действий....