Эстетическое развитие младших школьников
статья на тему
Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя группы продлённого дня в эстетическом воспитании млачших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Хрусталёва Л.И., воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ школа №655 Приморского района
Санкт-Петербурга
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В современном обществе актуален вопрос развития эстетического воспитания и выбора методов совершенствования таких способностей у школьников, в коллективе, и индивидуально. Постоянно возрастает потребность в тех, кто творчески может подойти к различным задачам, может внести личный вклад и качественно решать возникающие проблемы, это обуславливает необходимость подготовки детей к быстрым темпам и условиям жизни.
Миссия новой современной школы заключается в том, чтобы формировать социально успешную эстетически развитую личность, на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям.
В современной школе каждый ребенок должен чувствовать себя личностью, ощущать интерес и внимание учителя (воспитателя) к себе лично. Поэтому так важно взаимодействие учителя и воспитателя ГПД в начальной школе.
Школа, где процесс обучения и воспитания соответствует особенностям развития и умениям каждого нового поколения, а также гарантирует освоение в будущем новых профессий.
Новая школа-школа, в которой используют самые новые технологии, новые методики, технологии. Основная задача- связать все предметы между собой для того, чтобы ребенок понял для чего ему необходим тот или иной предмет. Это будет влиять на качество обучения.
Задача "школы для каждого" состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя личностью, всегда знал к кому обратиться со своей проблемой и всегда знал, что ему обязательно помогут. Будь то учитель на уроке или воспитатель в группе продлённого дня.
Средствами эстетического воспитания школьников являются сама жизнь, учебная деятельность, игры, художественно-творческие виды деятельности, красота родного края, природы, литература, театр, музеи, общественная деятельность человека. Психологической основой воспитания выступает чувство удовлетворения деятельностью и наслаждение. Эстетическое воспитание происходит в общении посредством красоты слова, действий, жестов, ритма, гармонии. Целью и средством воспитания является речь человека, её культура, речь должна быть образная, точная, продуманная, плавная.
Эстетическое воспитание учащихся проводится на таких предметах как русский язык, музыка, изобразительное искусство, на занятиях с воспитателем в группе продлённого дня.
Основной задачей учителя начальных классов и воспитателя должно быть взаимодействие в вопросах как урочной, так и внеурочной деятельности школьников, поддержание высокого уровня работоспособности, физическое и нравственно-эстетическое развитие учеников.
Задача воспитателя должна быть в организации мероприятий, полезных и увлекательных для учеников, направленных на эстетическое развитие, совершенствованию интеллекта.
Эстетическое воспитание предполагает развитые творческие способности, потребность эстетического освоения действительности, жизни, отношений к людям. Эстетически воспитанная личность характеризуется чутким, трепетным отношением к красоте природы, потребностью её оберегать, сохранять. Уважать культуру своего народа, а также к традиции других народов. Учитель должен принимать во внимание склонности и интересы учеников, их индивидуальные особенности, способствовать успешному выполнению любой возникающей задачи (самостоятельность, личная подготовка и развитие в различных видах деятельности).
Учитель должен быть готов для работы по эстетическому воспитанию учащихся на уроках. Он сосредотачивает свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести или углубить во время самоподготовки в группе продлённого дня, а воспитатель – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).
Источником эстетического развития личности, средств эстетического воспитания является педагогический процесс. Фактором эстетического развития личности выступает красота отношений участников педагогического процесса. Эстетическое воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием. Результатом становится отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к человеку, способность к сопереживанию, к умению выслушать, прийти на помощь и пр. Учитель организует, направляет, контролирует в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается организацией коллективного воспитания и досуга.
Эстетическое развитие младших школьников в группе продленного дня – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к эстетическому воспитанию.
Доминирующей функцией эстетического развития является воспитательная функция. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю методику педагогического воздействия. Эстетическое развитие несет в себе активное воспитательное начало: мотивы поведения детей, их волю, терпение, аккуратность, умение самостоятельно принимать решения и контролировать себя.
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе), “Федеральных Государственных Образовательных Стандартах”. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Делается акцент на развитие эстетического развития учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. И конечно, в этом не малая роль принадлежит взаимодействию учителя воспитателя группы продлённого дня в начальных классах.
Литература:
- Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. – С. 169-173
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание в развитии младшего школьника
Из опыта работы....
Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".
В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....
Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.
Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...
Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий
С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания....
Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников
Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности. Покажем это на пример...
Развитие личностно-эстетического потенциала обучающихся во внеурочной деятельности как один из путей реализации духовно-нравственного развития младших школьников.
В статье представлены материалы программы внеурочной деятельности....
Методические рекомендации по эстетическому развитию младших школьников в урочной деятельности.
Постоянная смена педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость развития младших школьников в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительно...