Проектная деятельность в начальной школе
статья
Описание метода проектного обученияв начальной школе. Классификация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектного обучения в начальной школе
Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Метод - это дидактическая категория. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Положения Дж. Дьюи, которые впоследствии легли в основание метода проектного обучения:
1.Мышление есть исследование.
«Мышление касается всегда вещей неясных, неопределенных, незаконченных. Поэтому мышление есть исследование. Считается, что исследование - прерогатива ученых; между тем всякое мышление всегда своеобразно. Вместе с тем всякое мышление может быть ошибочно, гипотетично, приблизительно, пока оно не подтверждено опытом».
2. Мышление есть процесс, запускаемый сомнением или проблемой.
«Только научившись пользоваться сомнением как поводом к мышлению, люди стали делать большие успехи».
3.Мышление неотделимо от действия.
«Именно прогресс экспериментальной науки доказывает вред отделения умственных достижений от действия. Люди должны делать что-нибудь, если хотят знать что-нибудь...»
«Мыслить - значит устанавливать точное соотношение между тем, что делаем, и ожидаемым результатом. ...Думать - значит ясно представлять себе значение опыта».
4. Мыслить - значит думать о будущем.
«Итак, размышлять - значит думать о будущем, о том, что еще может случиться».
«Задача современного воспитания - создать такой способ обучения, который сделал бы мысль руководителем всякой практической работы...»
5. Мышление означает самостоятельное мышление.
«Можно быть духовной личностью только тогда, когда имеешь свои цели и задачи. Думать можно только самому, только собственными наблюдениями, предположениями и проверкой можно расширять и исправлять свои знания».
6.Мышление мотивируется интересом к делу
«Мысль рождается из непосредственной заинтересованности делом...»
В литературе выделяются следующие учебные цели проектной деятельности учащихся:
-предоставить возможность свободного выбора учащимся тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям.
-научить школьника планировать и реализовать работу (в соответствии с его возрастом).
-научить школьника самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.
-научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить этот опыт на другие ситуации.
-научить развивать и использовать свои возможности и понимать их пределы.
-научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.
-научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.
-научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.
-научить отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.
Проектная работа способствует развитию универсальных умений, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:
1. Умение решать проблемы.
2. Умение работать в команде.
3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.
4. Умение критически относиться к проблемам.
5. Умение работать с информацией.
6. Умение ставить цели и определять задачи.
Требования к проекту:
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Структура проекта:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Классификация проектов
По целям и задачам
а) Практико-ориентированный проект
Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
г)Творческий проект предполагает максимально свободный
и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т. п.
2. По предметно-содержательной области
а)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного
предмета или одной области знания, хотя и могут использовать
информацию из других областей знания и деятельности.
б)Межпредметпые проекты выполняются исключительно
во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
3.По характеру контактов между участниками
а)внутриклассные;
б)внутришкольные;
в)региональные;
г)межрегиональные;
д)международные.
4.По продолжительности
а)Мини-проекты могут укладываться в один урок.
б)Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
в)Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации - выполняется во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...