Мастер-класс «Использование мнемических опор для развития речи детей с нарушением слуха»
методическая разработка

Оглоблина Елена Владимировна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mnemicheskie_opory.docx103.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование мнемических опор для развития речи

 детей с нарушением слуха»

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Ход мастер-класса

Вводная часть

Младший школьный возраст является самым благоприятным для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но богатая речь у детей с нарушением слуха – явление очень редкое.   ….. Поэтому развитие речи таких детей всегда является актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя методика, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

Основная часть

 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

D:\2.jpg

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

D:\2.jpg

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

D:\P90418-135522.jpg

В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при написании изложения;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Составление  или рассматривание готовых таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

 

Моделирование:

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает лист с заданием:

  • Закодировать пословицы в мнемодорожку.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Под лежачий камень вода не бежит.

Яблоко от яблони не далеко падает.

  • Закодироать стихотворение в мнемотаблицу.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

В заключении хотелось бы вспомнить слова известного педагога  К. Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно.

 

 

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательское развитие детей с нарушением слуха и речи

Виды работ  по развитию  чтения детей с нарушением слуха и речи...

Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха

Статья на тему: "Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха"....

Диалог основа коммуникативного развития детей с нарушениями слуха

В условиях школы для глухих и слабослышащих  детей обучение коммуникации является основным требованием к обучению языку. Формирование коммуникативной деятельности является центральной задачей обр...

Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха

Развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха является важной и актуальной проблемой.В условиях различных видов деятельности  у детей часто возникает потребность в таких формах речи...

Условия речевого развития детей с нарушениями слуха.

В работе представлено содержание и методы обучения языку детей с нарушениями слуха....

А.С. Макарова, Я.А. Мищенко г. Санкт-Петербург АРТТЕРАПИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В статье поднимается проблема использования арттерапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха).  Дается и...

Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...