Мастер-класс «Использование мнемических опор для развития речи детей с нарушением слуха»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование мнемических опор для развития речи
детей с нарушением слуха»
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
Ход мастер-класса
Вводная часть
Младший школьный возраст является самым благоприятным для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но богатая речь у детей с нарушением слуха – явление очень редкое. ….. Поэтому развитие речи таких детей всегда является актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника-очень древняя методика, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.
Основная часть
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при написании изложения;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1. Составление или рассматривание готовых таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Моделирование:
Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает лист с заданием:
- Закодировать пословицы в мнемодорожку.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не бежит.
Яблоко от яблони не далеко падает.
- Закодироать стихотворение в мнемотаблицу.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
В заключении хотелось бы вспомнить слова известного педагога К. Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательское развитие детей с нарушением слуха и речи
Виды работ по развитию чтения детей с нарушением слуха и речи...
Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха
Статья на тему: "Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха"....
Диалог основа коммуникативного развития детей с нарушениями слуха
В условиях школы для глухих и слабослышащих детей обучение коммуникации является основным требованием к обучению языку. Формирование коммуникативной деятельности является центральной задачей обр...
Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха является важной и актуальной проблемой.В условиях различных видов деятельности у детей часто возникает потребность в таких формах речи...
Условия речевого развития детей с нарушениями слуха.
В работе представлено содержание и методы обучения языку детей с нарушениями слуха....
А.С. Макарова, Я.А. Мищенко г. Санкт-Петербург АРТТЕРАПИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В статье поднимается проблема использования арттерапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха). Дается и...
Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...