Выступление на МО по теме: "Технология продуктивного чтения"
статья по чтению (2 класс) на тему

Петрухина Наталья Викторовна

 На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, хочу поделиться на примере одного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Обмен опытом работы по реализации

технологии формирования типа

правильной читательской деятельности

для развития творческого потенциала

учащихся»

                   Петрухина Н.В.


Технология продуктивного чтения

 

 Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

 

     От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения),  (слайд) которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

(Слайд) Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

(Слайд) При изучении художественных произведений главное– «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)

(Слайд) Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

Много времени на уроке отвожу и самостоятельному чтению: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми. В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится.

 Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Как результат – высокий интерес учащихся к самостоятельному чтению книг из разных областей знаний.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

 

Фрагмент урока № 1.

 

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

 Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд)

1)Где дружба прочна, там хорошо идут дела. 

2) Друзья познаются в беде.

3)Старый друг, лучше новых двух.

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Дружба и друг.)

Откройте учебник на странице 59. Рассмотрите иллюстрацию.

-Можете ли вы догадаться, о чём будем читать?

-Прочитайте, кто автор этого произведения.

-Как называется рассказ?

Проверим наши прогнозы.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Фрагмент урока №2

Комбинированное чтение.

Часть 1.

-Дети читают про себя затем озвучивают вслух.

- Тот, кто мешал строительству Домика дружбы, изображён на странице 59. Как зовут этого героя? (Старуха Шапокляк).

Часть 2.

Читает учитель.

После чтения 1-го абзаца –вопрос.

-Что же объединило всех таких разных помощников? (Они все были одиноки, нуждались в друзьях).

После 2-го абзаца.

- Почему именно жирафа брала в зубы фонарь?

Часть 3.

Чтение «по цепочке».

Вопросы по ходу чтения:

-Как вы понимаете выражение 2Дом рос не по дням, а по часам»?

-Что такое разногласия? Смотри тетрадь, стр.16

-В какой цвет и почему предложил покрасить дом крокодил Гена?

-Какой цвет обезьянка считала самым приятным для глаз?

-Какой это цвет – «жирафовый»?

-Почему именно об этом цвете Анюта всё время твердила?

-Какой выход из положения нашёл Чебурашка?

- Если домик выкрасить так, как предложил Чебурашка, исчезнут ли разногласия между друзьями?

-Каким тогда получится домик?

Часть 4. Самостоятельное чтение.

-Прочитайте, какой получился домик.

-Почему никто не хотел записываться?

 

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока №3

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: стихотворение, рассказ или сказка? (Сказка, т.к. героев на самом деле не существует, они вымышленные, животные не разговаривают.) –Чему научила вас эта сказка? (Очень важно каждому иметь друзей, с любым делом можно справиться вместе с друзьями).

-Кому можно подарить Домик дружбы?

Творческое задание.

Работа в группах.

- У вас на партах находится макет Домика дружбы, договариваясь, выбирая цвета и преодолевая возникающие разногласия, у вас должен получиться ваш Дом дружбы, в котором вы хотели бы встретить своих друзей и познакомиться с новыми.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре пот теме: "Технология совершенствования ОУУиН по В.Н.Зайцеву.

Знакомство с основными направлениями работы по технологии совершенствования ОУУиН....

Текст выступления на семинаре по теме: Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности.

Технология получения школьниками опыта самостоятельного  социального действия по средствам проектной деятельности....

Выступление на педсовете по теме: Технология сотрудничества для достижения обучающимися планируемых результатов

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, ч...

Выступление на семинаре по теме: «Технология развития критического мышления младших школьников»

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений....

Выступление на ШМО по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС» (презентация)

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....

Выступление на РМО по теме: « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни....