Специфика днятельности учителей-дефектологов в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
учебно-методический материал
Опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика деятельности учителей-дефектологов в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья.
В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию личности обучающихся.
Обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающие направление. Индивидуальные занятия по Формированию Произношения и Развитию Слухового Восприятия, а также фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и технике речи являются обязательными предметами.
Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии и формировании устной речи. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на психическом развитии ребенка, ограничивает познания окружающего мира и в связи с этим коррекционная направленность обучения в школе становится важной и необходимой.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов Начального Общего Образования обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья имеет несколько важных особенностей, которые влияют как на организацию, так и на содержание работы с данной категорией детей.
Необходимость в создании благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с Ограниченными Возможностями Здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, становится первоочередной задачей в работе с детьми с нарушением слуха.
В самом начале апробации стандарта, учителя-дефектологи провели большую подготовительную работу:
- изучили литературу по ФГОС (Федеральным Государственным Образовательным Стандартам) Начального Общего Образования обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья; («Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьёва Москва «Просвещение» 2013
- участвовали в написании адаптированной основной образовательной программы;
- составили планы самообразования своей работы;
- разработали схему анализа индивидуального занятия по ФП и РСВ в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- составили алгоритм написания характеристики слухоречевого развития обучающегося. (СЛАЙД)
В ходе реализации ФГОС возникали определенные затруднения, которые успешно решались на заседаниях рабочей группы по обеспечению введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, на совещаниях при заместителе директора по учебно-воспитательной работе, намечались пути дальнейшей работы по апробации ФГОС обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья.
Работа учителей-дефектологов проводится по нескольким направлениям:
- Диагностическое
- Коррекционно-развивающее
- Консультативное (СЛАЙД)
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Работа учителя-дефектолога по слухоречевому развитию обучающихся осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению. Поэтому в начале учебного года учителя-дефектологи проводят тщательную диагностику слухового и речевого развития каждого ученика. Проводят сравнительный анализ педагогического и аудиологического обследования.
Представляю Вашему вниманию диагностики, которые мы проводим при обследовании детей:
- для глухих, обучающихся по варианту 1.2, проводятся следующие диагностики: внятность произношения (аудиторская проверка) в начале года, проверка звукопроизношения в начале каждой четверти, проверка правил орфоэпии в начале и в конце года, проверка связной речи в начале года, проверка слуха речью с индивидуальными слуховыми аппаратами и без слуховых индивидуальных аппаратов, узнавание слов в слитной речи в начале года;(СЛАЙД)
- для не слышащих с умственной отсталостью, обучающихся по варианту 1.3 – проводится внятность произношения в конце года и проверка произносительных навыков. (СЛАЙД)
- для слабослышащих и для детей с кохлеарными имплантами, обучающихся по варианту 2.2, проводится обследование, которое представлено на СЛАЙДЕ.
Особо хочется остановиться на категории детей после Кохлеарной имплантации. С каждым годом количество имплантированных учащихся неуклонно растет. Уникальность ситуации с этими детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации. И благодаря стандарту в зависимости от стабильно положительной динамики, может меняться вариант обучения, т. е. если на первоначальном этапе, после подключения процессора ребенок слышит звуки, слова, значение которых не всегда понимает, и продолжает вести себя в быту как глухой, то, в этом случае, ему необходимо обучаться по варианту 1.2. А если имплантированный ребенок будет вставать на естественный путь коммуникации, то и образовательный маршрут для этого ребенка тоже изменится. (в нашем случае представлен вариант 2.2)
Диагностический этап в обучении детей с ОВЗ является главным и неотъемлемым. По результатам диагностики учителя-дефектологи выстраивают индивидуальный образовательный маршрут ребенка; результаты текущего и периодического учета анализируются в отчетах сурдопедагогов и обобщаются в характеристике слухоречевого развития каждого ученика; используются при планировании работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, что позволяет корректировать рабочую программу. Результаты обследования учеников фиксируются в слухоречевой карте.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Развитие слухового восприятия и формирование произношения – это основная цель работы учителя-дефектолога. На своих обязательных индивидуальных занятиях по Формированию Произношения и Развитию Слухового Восприятия педагоги учат различать, опознавать и распознавать на слух речевой материал. Формируют желание вступать в устную коммуникацию со сверстниками взрослыми в различных видах деятельности, учат говорить достаточно внятно, реализуя свои произносительные возможности.
Отличительной стороной стандарта является то, что если раньше учитель-дефектолог давал готовый материал детям, то сейчас на занятиях мы создаем больше проблемно-поисковых ситуаций. Учитывая, «зону ближайшего развития» обучающихся, на занятиях стараемся создавать проблемные ситуации, ставить вопросы поискового характера, чтобы ребенок мог работать самостоятельно, проявлять речевую активность. Например: для учащихся, имеющих высокое речевое и слуховое развитие предлагаем такие виды заданий, как …….«Докажи», «Объясни выражение», «Найди ошибку», «Почему так?», «Вспомни»…. Для детей, которые обучаются по варианту 1.3. задания репродуктивного характера: «Прочитай», «Повтори», «Сделай по образцу».
На занятиях по ФП и РСВ учителя-дефектологи проводят работу, которая способствует достижению планируемых УУД (универсальных учебных действий).
Каждое занятие построено таким образом, чтобы вселять в ребенка уверенность в своих речевых и слуховых возможностях.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия. (ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ)
Также одной из форм организации деятельности детей в процессе развития слухового восприятия являются фронтальные занятия. Именно при такой форме занятия, появляется возможность активизировать речевую деятельность каждого ученика, с учётом его состояния слуха, уровня развития речи, объема словаря, нарушения отдельных психических процессов, а также формируются представления о речевых и неречевых звучаниях, закладываются основы преставлений неслышащих обучающихся о многообразии и богатстве мира звуков, музыки, шумов, воспитываются навыки практической ориентации.
В конце года составляется характеристика слухоречевого развития ученика - обобщаются данные о достижении им планируемых личностных, метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметных результатов. Эта характеристика утверждается на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума и доводится до сведения родителей (законных представителей).
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Успех коррекционной работы с детьми с Ограниченными Возможностями Здоровья обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. С этой целью активно проводится работа учителя-дефектолога с родителями.
Учителя-дефектологи выступают на родительских собраниях, проводят индивидуальные консультации, приглашают на индивидуальные занятия и дают рекомендации. В школе для родителей функционирует «Университет для родителей», (СЛАЙД) где родители получают теоретические и практические знания о воспитании особенных детей.
Залогом успешной работы является тесная связь учителя-дефектолога с педагогами класса. После педагогического обследования, учителями-дефектологами совместно с педагогами класса планируется по каждому предмету и на каждую четверть речевой материал для восприятия на слух, обсуждаются виды заданий, формулировки. Учителя-дефектологи проводят консультации о состоянии слуха каждого ученика, восприятия ими устной речи, а также состояния произносительных навыков. Проводят мастер-классы, оформляют речевые уголки, в которых размещают полезную информацию по вопросам использования разнообразных приемов коррекционно-развивающей работы с обучающимися, а также в соответствие с темой общешкольного проекта. (СЛАЙД)
С целью обмена опытом проходит активное взаимопосещение уроков и индивидуальных занятий.
Таким образом, работа, проводимая, учителями-дефектологами в рамках работы по апробации ФГОС обеспечивает выявление особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС...
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
Опыт работы учителей -дефектологов в рамках введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Опыт работы учителей-дефектологов...
Специфика реализации ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы)
В данной статье описываются сновные проблемы обучения детей с ТНР и пути их решения....
Активные методы обучения, используемые на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Статья - АМО, будет полезна учителям - логопедам, работающим с детьми с ОВЗ....
«Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества сис...
Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития
Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...