Специфика днятельности учителей-дефектологов в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
учебно-методический материал

Пашнина Ирина Вадимовна

Опыт работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика деятельности учителей-дефектологов в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта  Начального Общего Образования  обучающихся  с Ограниченными Возможностями Здоровья.

В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию личности обучающихся.

 Обязательной частью внеурочной  деятельности является коррекционно-развивающие направление. Индивидуальные  занятия  по Формированию Произношения и Развитию Слухового Восприятия,  а также фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и технике речи являются обязательными предметами.

Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии и формировании устной речи. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на психическом развитии ребенка, ограничивает познания окружающего мира и в связи с этим коррекционная направленность обучения в школе становится важной и необходимой.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов Начального Общего Образования обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья имеет  несколько важных особенностей, которые влияют как на организацию, так и на содержание работы с данной категорией детей.

Необходимость  в создании благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого   ребёнка с Ограниченными Возможностями Здоровья  в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, становится первоочередной задачей в работе с детьми с нарушением слуха.

В самом начале апробации стандарта, учителя-дефектологи провели большую подготовительную работу:

  • изучили  литературу по ФГОС (Федеральным Государственным Образовательным Стандартам)  Начального Общего Образования обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья; («Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьёва Москва «Просвещение» 2013
  • участвовали в написании адаптированной основной образовательной программы;
  •  составили  планы самообразования своей работы;
  • разработали схему анализа индивидуального занятия по  ФП и РСВ в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
  • составили алгоритм написания  характеристики слухоречевого развития обучающегося. (СЛАЙД)

В ходе реализации ФГОС возникали определенные затруднения, которые успешно решались на заседаниях рабочей группы по обеспечению введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, на совещаниях при заместителе  директора по учебно-воспитательной работе, намечались пути дальнейшей работы по апробации ФГОС обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья.

  Работа учителей-дефектологов проводится по нескольким направлениям:

  • Диагностическое
  • Коррекционно-развивающее
  • Консультативное      (СЛАЙД)

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Работа учителя-дефектолога по слухоречевому развитию обучающихся осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению. Поэтому  в начале учебного года учителя-дефектологи проводят тщательную диагностику слухового и речевого развития каждого ученика. Проводят сравнительный анализ педагогического и аудиологического обследования.

        Представляю  Вашему вниманию  диагностики, которые мы проводим при обследовании детей:

  • для глухих, обучающихся по варианту 1.2, проводятся следующие диагностики: внятность произношения (аудиторская проверка) в начале года, проверка звукопроизношения в начале каждой четверти, проверка правил орфоэпии в начале и в конце года, проверка связной речи в начале года, проверка слуха речью с индивидуальными слуховыми аппаратами и без слуховых индивидуальных аппаратов, узнавание слов в слитной речи в начале года;(СЛАЙД)
  • для не слышащих с умственной отсталостью, обучающихся по варианту 1.3 – проводится внятность произношения в конце года и проверка произносительных навыков. (СЛАЙД)
  • для слабослышащих и для детей с кохлеарными имплантами, обучающихся по варианту 2.2,    проводится обследование, которое представлено на СЛАЙДЕ.

Особо хочется остановиться на категории детей после Кохлеарной имплантации.  С каждым годом количество имплантированных учащихся неуклонно растет. Уникальность ситуации с этими детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации. И благодаря стандарту в зависимости от стабильно положительной динамики, может меняться вариант обучения, т. е. если на первоначальном этапе, после подключения процессора ребенок слышит звуки, слова, значение которых не всегда понимает,  и продолжает вести себя в быту как глухой, то, в этом случае,  ему  необходимо обучаться по варианту 1.2.  А если имплантированный ребенок будет вставать на естественный путь коммуникации, то и образовательный маршрут для этого ребенка тоже изменится. (в нашем случае представлен вариант 2.2)

Диагностический этап в обучении детей с ОВЗ является главным и неотъемлемым.   По результатам диагностики учителя-дефектологи выстраивают индивидуальный образовательный маршрут ребенка; результаты текущего и периодического учета анализируются в отчетах сурдопедагогов и обобщаются  в характеристике слухоречевого развития каждого ученика; используются при планировании работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, что позволяет корректировать рабочую программу. Результаты обследования учеников фиксируются в слухоречевой карте.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Развитие слухового восприятия и формирование произношения – это основная цель работы учителя-дефектолога. На своих обязательных  индивидуальных занятиях по Формированию Произношения и Развитию Слухового Восприятия педагоги учат различать, опознавать и распознавать на слух речевой материал. Формируют желание вступать в устную коммуникацию со сверстниками взрослыми в различных видах деятельности, учат говорить достаточно внятно, реализуя свои произносительные возможности.

Отличительной стороной стандарта является то, что если раньше учитель-дефектолог давал готовый материал детям, то сейчас на занятиях мы создаем больше проблемно-поисковых ситуаций. Учитывая, «зону ближайшего развития» обучающихся, на занятиях  стараемся создавать  проблемные ситуации, ставить вопросы поискового характера, чтобы ребенок мог работать самостоятельно, проявлять речевую активность. Например: для учащихся, имеющих высокое речевое и слуховое развитие  предлагаем такие виды заданий, как …….«Докажи», «Объясни выражение», «Найди ошибку», «Почему так?», «Вспомни»…. Для детей, которые обучаются по варианту 1.3. задания репродуктивного характера: «Прочитай», «Повтори», «Сделай    по образцу».

На занятиях по ФП и РСВ учителя-дефектологи проводят работу, которая способствует достижению планируемых УУД (универсальных учебных действий).

Каждое занятие построено таким образом, чтобы вселять в ребенка уверенность в своих речевых и слуховых возможностях.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия. (ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ)

Также одной из форм организации деятельности детей в процессе развития слухового восприятия являются фронтальные занятия. Именно  при такой форме занятия, появляется возможность активизировать речевую деятельность каждого ученика, с учётом его состояния слуха, уровня развития речи, объема словаря, нарушения отдельных психических процессов, а также формируются представления о речевых и неречевых звучаниях, закладываются основы преставлений неслышащих обучающихся о многообразии и богатстве мира звуков, музыки, шумов, воспитываются навыки практической ориентации.

В конце года составляется характеристика слухоречевого развития ученика - обобщаются данные о достижении им планируемых личностных, метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметных  результатов. Эта характеристика утверждается на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума и доводится до сведения родителей (законных представителей).

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Успех коррекционной работы с детьми с Ограниченными Возможностями Здоровья обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. С этой целью активно проводится работа учителя-дефектолога с родителями.

Учителя-дефектологи выступают на родительских собраниях,  проводят индивидуальные консультации, приглашают на индивидуальные занятия  и   дают рекомендации. В школе для родителей функционирует «Университет для родителей», (СЛАЙД) где родители получают теоретические и практические знания о воспитании особенных детей.

Залогом успешной работы является тесная связь учителя-дефектолога с педагогами класса. После педагогического обследования, учителями-дефектологами совместно с  педагогами класса  планируется по каждому предмету и на каждую четверть речевой материал для восприятия на слух, обсуждаются виды заданий, формулировки. Учителя-дефектологи проводят  консультации о  состоянии слуха каждого ученика, восприятия ими  устной речи, а также состояния произносительных навыков.  Проводят мастер-классы, оформляют речевые уголки, в которых размещают полезную информацию по вопросам использования разнообразных приемов коррекционно-развивающей работы с обучающимися, а также в соответствие с темой общешкольного проекта. (СЛАЙД)

С целью обмена опытом проходит активное  взаимопосещение уроков и индивидуальных занятий.

Таким образом, работа,  проводимая, учителями-дефектологами в рамках работы по  апробации ФГОС обеспечивает выявление особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения  вторичных отклонений в развитии; оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях  реализации ФГОС...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Специфика реализации ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы)

В данной статье описываются сновные проблемы обучения детей с ТНР и пути их решения....

«Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества сис...

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...