Создание специальных условий для детей с РАС
статья
Все вы знаете, что при составлении АОП, одним из её пунктов является создание специальных условий. Одно из таких специальных условий есть визуализация.
Она является одной из «сильных» черт детей с РАС, данную особенность педагоги используют для построения наиболее эффективных занятий. Для того, что бы ребенок усвоил то или иное знание или придерживался правил, их визуализируют, то есть изображают в виде рисунка, схемы, пиктограммы.
В начале своего выступления я хочу раскрыть важность визуализации для людей, детей с аутизмом, а затем поговорим о самой визуализации, её видах и немного о способах работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание специальных условий для детей с РАС | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание специальных условий для детей с РАС. Визуализация.
Умение создавать условия для развития обучающихся (организационно-методическая компетенция).
- Создание элементов образовательной инфраструктуры адаптированных к особым образовательным потребностям обучающихся.
Все вы знаете, что при составлении АОП, одним из её пунктов является создание специальных условий. Одно из таких специальных условий есть визуализация.
Она является одной из «сильных» черт детей с РАС, данную особенность педагоги используют для построения наиболее эффективных занятий. Для того, что бы ребенок усвоил то или иное знание или придерживался правил, их визуализируют, то есть изображают в виде рисунка, схемы, пиктограммы.
В начале своего выступления я хочу раскрыть важность визуализации для людей, детей с аутизмом, а затем поговорим о самой визуализации, её видах и немного о способах работы.
Визуализация –это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки при аутизме.
Визуальная поддержка для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) применяется по двум основным причинам. Она облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию ребенка с другими людьми.
Почему визуальная поддержка так важна?
Основные признаки РАС — трудности с социальным взаимодействием, проблемы с использованием речи, а также ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Визуальная поддержка может помочь во всех трех областях.
Во-первых, детям с РАС может быть трудно понять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут не понимать, чего от них ожидают в социальных ситуациях, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной социальной ситуации. Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети с РАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях.
Во-вторых, детям с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка поддерживает уместные и позитивные способы коммуникации.
Наконец, некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.
Разные виды визуальной поддержки могут облегчить коммуникацию для вас и вашего ребенка с РАС и помогут позитивно справляться с различными повседневными ситуациями.
Хочу привести в пример отрывок из книги «Особое детство» Ирис Юханссон – взрослой женщины с аутизмом, которая вспоминает своё восприятие вербальной информации в детстве.
«Когда я вела себя не так, как следовало - а это случалось довольно часто, - бабушка вызывала меня к себе, чтобы отчитать меня. Я любила это. Я стояла совершенно неподвижно и смотрела ей прямо в глаза, и, когда она начинала говорить, ее слова начинали кружиться по комнате. Они были разных цветов, не тех обычных цветов, которые встречаются повсюду, но цветов совершенно иного рода. Они светились и складывались в причудливые узоры. Все вокруг меня было словно живое, и все двигалось в дивном узоре. Я купалась в разноцветных искрах и кружилась в них. Они то и дело меняли форму, и было приятно плыть в этом потоке. Потом я чувствовала, что кто-то щиплет меня за руку, и снова оказывалась рядом с бабушкой: "...пропащий ты ребенок, ты даже не слушаешь, когда тебе говорят!"»
Это говорит о том, что большинство информации, которую мы выливаем на ребёнка с РАС, им не воспринимается. (Особенно если мы его эмоционально ругаем за что то).
Ещё один пример восприятия мира людей с аутизмом. Это отрывок из интервью со Стивеном Шором – взрослый мужчина с аутизмом автор книги «За стеной», который тоже вспоминает своё детство.
«Это мир, основанный на ощущениях, потому что в нем нет языка. Только ощущения: что мы видим, слышим, какие запахи мы чувствуем. И бывает, что этой информации слишком много, она перегружает человека. Бывает наоборот: человек с аутизмом фокусируется на чем-то и мало что замечает вокруг.»
Почему я взяла именно эти отрывки в пример? Потому что здесь очень хорошо описано то, как ребёнок с аутизмом воспринимает речь, то чем для него является наша речь и то, что огромное количество раздражителей, которые воздействуют на нервную систему ребёнка не позволяют ему дифференцировать, какой то основной источник информации. Что в итоге проявляется в виде агрессии, самостимуляции или ухода в себя.(пищание, пение, прыжки, хлопки, хождение по кругу и др.)
Так вот, чтоб ребёнок с аутизмом вас слышал, воспринимал и понимал, нам необходима визуализация ваших действий, требований и т.д.
Виды визуальной поддержки:
1. Доска «Сейчас-Потом»
Что это такое?
Доска «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.
Когда этим пользоваться?
Доска Сейчас-Потом полезна, если вы учите ребенка с РАС следовать указаниям и обучаете его новым навыкам. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Доска Сейчас-Потом также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску Сейчас-Потом, то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.
2. Визуальное расписание
Что это такое?
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события.
Когда этим пользоваться?
Визуальное расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность.
3. Визуальные правила и инструкции
Что это такое?
Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать, например, если ему нужно подождать.
Когда этим пользоваться?
Визуальные правила полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.
Когда можно использовать такие визуальные подсказки.
— Чтобы сообщить о физических ограничениях в пространстве или занятии, например, знак «стоп», чтобы обозначить границу, за которую нельзя уходить.
— Чтобы показать, что нужно чего-то подождать, но скоро желаемый предмет или занятие будут доступны. Например, для этого можно использовать карточку «жди» вместе с таймером.
Резюмируя всё выше сказанное можно сказать, что визуализация – это наглядное отображение того, что ожидает ребенка на занятии или в течении дня. В нем отображаются задания, поощрения, виды занятий (если ребенок находится продолжительное время в образовательном учреждении), время занятий или игр, которые нравятся ему и уход домой. Данный прием необходим для соблюдения ребенком правил, благодаря ему он видит, в какой момент нужно заниматься, а в какой отдыхать, и когда закончится занятие.
Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний при расстройствах аутистического спектра (РАС). Кроме того, существует огромное количество личных свидетельств пользы этого метода.
Обоснование метода
Большинство из нас не следуют визуальному расписанию, когда находятся дома. Однако людям с РАС гораздо труднее справиться с неструктурированным временем, чем нейротипичным людям, и для них обычно полезно увеличение структуры в жизни.
Существуют следующие преимущества для применения визуальной поддержки с людьми с РАС :
— Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять.
— Метод позволяет человеку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы.
— Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.
— Он может увеличить гибкость данного человека.
— Он помогает человеку с аутизмом сохранять спокойствие и уменьшает неуместные виды поведения.
— Он помогает человеку с аутизмом развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.
Шаги по созданию визуального расписания
1. Определите формат расписания.
Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают:
А. Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных.
Б. Расписания из рисунков или фотографий. Ваш ученик будет готов к расписанию из фотографий, если он сможет правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Вы можете или нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.
В. Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ученик только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.
2. Определите длину расписания.
И снова, длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.
3. Решите, какие подсказки вы будете использовать, чтобы побудить вашего ребенка использовать расписание.
Вербальные инструкции и подсказки — это не самый эффективный способ обучения человека с аутизмом. Можно использовать визуальную поддержку, чтобы напомнить вашему ребенку, что пора свериться с его расписанием. Это особенно полезный инструмент в те периоды, когда ваш ребенок испытывает стресс, поскольку вербальные инструкции во время кризиса с большой вероятностью увеличат проблемное поведение.
4. Учите пользоваться расписанием.
Вам придется учить ребенка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает устную речь, то для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.
5. Отслеживайте, что делает ребенок.
Как только ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.
6. Вносите изменения в расписание по необходимости.
Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.
7.Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное.
Особенность людей с РАС в том, что они очень быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены. Это может привести к проблемному поведению. Используя расписание, вы можете продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так вы научите ребенка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины сверки с расписанием.
8. По мере того как ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания.
Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.
Заключение
Визуальные расписания имеют много преимуществ как для людей с РАС, так и для их семей. Время, которое вы и родители потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков самостоятельности у ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.
Помимо всего сказанного визуализация в виде слов способствует развитию навыка глобального чтения, который в дальнейшем облегчит детям возможность научиться читать.
Далее предлагаю вам обозреть как визуализация применяется в нашем образовательном учреждении.
Источники:
1. http://outfund.ru/ фонд содействия решению проблем аутизма в России «ВЫХОД»
2. https://ru.pinterest.com/explore/пекс-аутизм/
3. http://autism-aba.blogspot.ru/search/label/Альтерн.с-мы%20коммун.и%20PECS
4. https://www.youtube.com/watch?v=SiKwDy02eGQ
5. http://www.autism-aura.ru/?page_id=87
6. http://olgadolenko.blogspot.ru
8. https://gppc.ru/wp-content/uploads/2016/05/Sistema-alternativnoj-kommunikatsii-PECS.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ(презентация)
Материал к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Адресован учителям, начинающим работать с данной категорией де...
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ
Материалы семинара "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Семинар адресован педагогам, начинающим работать с детьми с тяж...
Создание специальных условий, для детей с нарушением зрения, в условиях общеобразовательной начальной школы.
Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у школьника обнаруживается значительный дефицит словарного запа...
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание специальных условий получения образования для обучающихся с ОВЗ
Нормативно-правовая база. На что обратить внимание в содержании АООП...
Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
1. Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ;2. Нормативная правовая база;3. Общие положения интегрированного обучения;4. Систе...
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...
Создание образовательных условий для детей с ОВЗ
Из опыта работы с детьми ОВЗ. Экскурсионная деятельность как эффективная форма обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ....