Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ
консультация на тему
Материалы семинара "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Семинар адресован педагогам, начинающим работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_spetsialnyh_usloviy_dlya_obrazovaniya_i_vospitaniya_detey_s_ovz.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ресурсный центр ГБОУ школы № 13 г.-к. Анапа.
Сообщение к семинару
учителя-логопеда, сурдопедагога – Горбань Н. В.
Материалы к семинару
«Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ
1. Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования", и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофре-нопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
2. Кадровые условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение кадровых условий - одно из основных направлений деятельности образовательной организации при внедрении ФГОС. Решение данных вопросов прорабатывается с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Затраты на дополнительное профессиональное образование педагогов с целью достижения необходимого уровня и спецификации закладываются на региональном и муниципальном уровнях в нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг.
При согласовании имеющихся и необходимых кадровых условий в общих или частных моментах целесообразно пользоваться положениями вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития. В частности, в тексте этого документа имеются следующие немаловажные установки:
Раздел 1, п. 3, 5 и 6: указывается на возможность в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности.
Раздел 1, п. 9: лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
Особенности деятельности тьютора и ассистента
Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638). Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.
Тьютор может выполнять следующие функции:
- педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать);
- специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).
Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Учитывая вышеприведенное, можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.
3. Материально-технические условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС НОО ОВЗ определяют требования к материально-техническому обеспечению как общие характеристики инфраструктуры образовательной организации. Материально-технические условия образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися с ОВЗ установленных стандартом требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
2) соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- пожарной и электробезопасности;
- требований охраны труда;
- своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
- получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
- наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
- обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
- проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
- планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
- организации отдыха и питания.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их специфическим образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования той или иной категории обучающихся отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места;
- техническим средствам обучения;
- учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы;
- материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других участников образовательного процесса.
Требования к организации пространства
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей с ОВЗ, должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); для детей, передвигающихся на коляске, - обеспечение возможности подъезда к зданию на машине, организация съездов с тротуаров, обеспечение парковочных мест для автотранспорта;
- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности). Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку с НОДА беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений;
- помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями, иностранными языками;
- актовому залу;
- спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
- помещениям для медицинского персонала;
- мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
- расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
Учебные кабинеты образовательной организации, в которой обучаются дети с ОВЗ, должны включать рабочие, игровые зоны и зоны для индивидуальных занятий, структура которых должна обеспечивать возможность организации урочной, внеурочной учебной деятельности и отдыха. В образовательной организации должны быть кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), помещения для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет, помещение библиотеки (наличие читального зала, медиатеки); помещение для питания обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями; актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе.
Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является:
- наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;
- использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии – системы проецирование на большой экран);
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации: акустическими устройствами (речевые синтезаторы, речевые оповещатели, громкоговорители, репродукторы и т.п.), в том числе устройства звукового дублирования визуальной информации, а также вспомогательными аудиосистемами с индукционными контурами и их элементами (устройства звукового дублирования, наушники и др.);
- регулирование уровня шума в помещении;
- обеспечение беспроводным оборудование (на радиопринципе или инфракрасном излучении) при постоянном пользовании слабослышащими и позднооглохшими обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами (или кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) с учётом медицинских показаний.
При обучении по АООП НОО слабослышащие и позднооглохшие школьники обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием слуха и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать в I отделении 8 детей; во II отделении – 6 детей.
Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы с 1 класса, предусматривается первый дополнительный класс.
Специальный класс организуется при образовательной организации, реализующей АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся, или другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения.
Обучающимся с нарушением слуха должна быть предоставлена возможность проживания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае удаленности общеобразовательной организации от места жительства ребенка.
Образовательная организация должна содержать оборудованные комфортные помещения, включая учебные кабинеты, специальные кабинеты фронтальной работы и индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношения, кабинеты психологов, кабинет информатики, спальни, столовую, спортивный зал, санитарные, игровые и бытовые комнаты и др.
Учебные кабинеты, включая кабинеты начальных классов, кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, для музыкально – ритмических занятий оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей слухоречевому развитию обучающихся; в образовательной организации необходимо иметь приборы для исследования слуха - тональный и речевой аудиометры.
В течение всего учебного дня и в процессе внеурочной деятельности слабослышащий и позднооглохший ребёнок пользуется двумя индивидуальными слуховыми аппаратами, или аппаратом и кохлеарным имплантом, или двумя кохлеарными имплантами (с учётом медицинских показаний); в процессе учебной и внеучебной деятельности используется беспроводная аппаратура, например, FM-система. Предусматривается бережное отношение детей и взрослых к индивидуальным аппаратам и кохлеарным имплантам.
В классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM –систем, зарядных устройств, батареек, а также специальные места для хранения индивидуальных слуховых аппаратов и др. в спальнях интерната во время сна ребёнка.
Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения, предусматриваются места для отдыха и проведения свободного времени, организации других видов деятельности.
При получении образования обучающимся с нарушением слуха могут быть предоставлены услуги сурдопереводчика (при желании самих детей и их родителей).
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ОВЗ устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ "Об образовании в РФ", СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации основной образовательной программы и программы коррекционной работы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую смену.
Временной режим обучения детей с ОВЗ определяется учебным планом или индивидуальным учебным планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию программ дополнительного образования. В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.
Требования к организации учебного места
Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта должна иметь хорошее освещение. Необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с ОВЗ, в частности с НОДА, должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекбблы, сенсорные планшеты)).
Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На парте ребенка предусматривается размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя класса.
В образовательных организациях, реализующих АООП НОО, обязательным условием к организации рабочего места обучающегося является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом.
Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы
При освоении первого и второго вариантов программы дети с ОВЗ обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ и специальную поддержку освоения основной образовательной программы. В вариантах три и четыре обучающиеся с ОВЗ осваивают адаптированную основную образовательную программу по специальным, учитывающим особенности их психофизиологического развития и особые образовательные потребности, учебникам в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях. Предметное содержание специальных учебников, их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд должны быть специфичны, поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения, ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность на общее и речевое развитие обучающихся в используемых методах и приемах обучения посредством учебных материалов.
Специализированные электронные приложения к учебнику (дидактические наглядные материалы, рабочие тетради, учебные пособия и т.д.) должны быть ориентированы на расширение и дополнение содержания материала учебника, а также обеспечение продуктивной, интерактивной, занимательной деятельности обучающегося. Наряду с печатной формой специальный учебник для обучающихся с ОВЗ может быть выполнен и в электронной форме.
Обязательным условием является обеспечение глухого и слабослышащего ученика индивидуальной современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой.
Целесообразно оснащение учебного процесса дополнительными техническими средствами, обеспечивающими оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума. Среди них коммуникационные системы, видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками собственной речи.
Все вовлеченные в процесс образования детей с ОВЗ взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации основной образовательной программы и поддерживающей.
Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях Краснодарского края
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в крае создана и функционирует дифференцированная система образовательных учреждений с учетом состояния здоровья детей, характера нарушения и уровня их развития, которая включает в себя все уровни образования: от дошкольного до профессионального.
Для создания условий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы «Доступная среда» в Краснодарском крае проводятся различные мероприятия.
Для эффективности совместной работы разработан проект соглашения между министерством образования и науки и федеральных казённым учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю», по которому скоординированы действия по освидетельствованию детей, обмену информацией, повышению объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработке индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.
В настоящее время для диагностической, консультационной, коррекционной и реабилитационной помощи детям и их семьям в крае созданы 44 службы психолого-медико-педагогического сопровождения, в том числе 13 психолого-педагогических медико-социальных центров, 4 психолого-медико-педагогические комиссии, действующие на постоянной основе, 27 комиссий – в статусе временно собирающихся.
В крае создана комплексная многоуровневая система для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая им образовательные и реабилитационные услуги.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с умственной отсталостью и задержкой психического развития на Кубани функционирует дифференцированная сеть учреждений.
С 2008 по 2013 годы их было 51. В настоящее время сеть специальных образовательных школ и школ-интернатов увеличилась за счет ликвидации некоторых сиротских учреждений и составляет 54, из которых в 42 обучаются и воспитываются дети с нарушениями интеллекта.
Кроме того, с 2013 года функционируют дошкольные группы при школах-интернатах городов Краснодара и Тихорецка для детей с нарушением слуха, в которых воспитываются 35 малышей.
В коррекционных образовательных организациях Кубани обучаются около 9 000 детей, в том числе более 3 000 инвалидов.
Начиная с 2009 года в крае реализуется право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного и качественного образования через использование дистанционных технологий. Для дистанционного обучения детей-инвалидов созданы все необходимые условия: разработана нормативно-правовая база, установлены и подключены к Интернету рабочие места учителей и учащихся, обучены педагоги и родители.
Работу базовых школ координирует краевой Центр дистанционного образования, созданный в Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования. Он оказывает методическую, консультационную и техническую поддержку всем участникам дистанционного образования.
С 1 сентября 2016 года более 1 500 тысячи первоклассников в 240 муниципальных школах и в 54 государственных образовательных организациях обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью.
Для этого в настоящее время министерством образования, науки и молодежной политики, краевым Институтом развития образования проводится ряд мероприятий по созданию нормативно-правового и методического обеспечения реализации ФГОС.
В крае с 2011 года развивается инклюзивное образование. Разработаны Положения об организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях, созданы муниципальные межведомственные комиссии из числа врачей и педагогов; определены модели инклюзивного образования (полная, частичная, внеурочная).
Наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в инклюзивное образование. Так, в 2013 году в общеобразовательных школах Кубани обучалось 3 420 детей с особыми образовательными потребностями, а в 2014 году – 5 169, в 2015 году в инклюзивное образование были включены 10826 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ необходимо для их комфортной и успешной социализации.
Материалы подготовлены при использовании следующих источников:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
- https://минобрнауки.рф
- https://www.rosminzdrav.ru
- http://www.minobrkuban.ru
- http://iro23.ru
- http://fgosreestr.ru
- http://cdo.iro23.ru
- http://msekuban.ru
- http://cdik-center.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Специальные условия получения образования детей с ОВЗ"
Дети с ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ(презентация)
Материал к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Адресован учителям, начинающим работать с данной категорией де...
Создание специальных условий, для детей с нарушением зрения, в условиях общеобразовательной начальной школы.
Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у школьника обнаруживается значительный дефицит словарного запа...
Создание специальных условий для детей с РАС
Все вы знаете, что при составлении АОП, одним из её пунктов является создание специальных условий. Одно из таких специальных условий есть визуализация.Она является одной из «си...
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание специальных условий получения образования для обучающихся с ОВЗ
Нормативно-правовая база. На что обратить внимание в содержании АООП...
Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
1. Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ;2. Нормативная правовая база;3. Общие положения интегрированного обучения;4. Систе...
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...
- Мне нравится (1)