Работа руководителя методического объединения. Протокол за 2016-17 уч.год.
материал
Предварительный просмотр:
Протокол №1
заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»
по теме «Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения»
на 2016 – 2017 учебный год
от 21 сентября 2016 года.
Присутствовали:
Коринчук И. А. – рук. МО
Аблахатова Г.С.– секретарь МО
Касимова Ф. Ф.
Бондаренко С. В.
Итченко С. Д.
Цыганок И. Ю.
Лыгина М. В.
Лабарешных Г. И.
Кыналы В.Д.
Морозова О.В.
Губенко Л.В.
Магрупова Ю.Ф.
Повестка заседания:
- Анализ итогов работы за 2015/2016 учебный год.
Рассмотрение и утверждение плана работы МО на 2016 – 2017 уч. год.
2.Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.
3.Участие в районном конкурсе «Учитель года» (Аблахатова Г.С.)
Слушали:
По первому вопросу заслушали Бондаренко С.В. с отчетом по итогам работы за 2016-17 уч.год.
Коринчук И.А.- руководитель методического объединения познакомила учителей начальных классов с задачами и планом работы по теме
«Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения» на 2016 – 2017 учебный год.
Руководителем и членами МО была выполнена корректировка и утверждены темы по самообразованию учителей.
Шихалева Т.В. сделала обзор методической литературы по теме методического объединения. Учителям были предложены статьи из журналов «Начальная школа», «Начальное образование», газеты «Первое сентября».
Решили:
1. Утвердить план методического объединения на 2016 – 2017 учебный год по теме « Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения»
2. Использовать в работе методическую литературу по теме методического объединения.
3.Принять участие педагогам и обучающимся в конкурсах, проходимых в школе, районе, округе и России.
Руководитель МО: И.А. Коринчук
Секретарь МО: Г.С.Аблахатова
Протокол №2
заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»
по теме «Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе».
От 23ноября 2016 года.
Присутствовали:
Коринчук И. А. – рук. МО
Аблахатова Г.С.– секретарь МО
Касимова Ф. Ф.
Бондаренко С. В.
Губенко Л.В.
Итченко С. Д.
Цыганок И. Ю.
Лыгина М. В.
Кыналы В.Д.
Морозова О.В.
Сивер Н.Н.
Магрупова Ю.Ф.
Повестка заседания:
- Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.
- Активизация познавательных интересов посредством применения ЦОР.
- Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР (цифровые образ.ресурсы) как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Слушали:
1. По первому вопросу выступила Бондаренко С.В., которая познакомила учителей с инновационными подходами к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.
Светлана Валентиновна подробно рассказала, что основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:
- предметные результаты.
- метапредметные результаты
- личностные результаты
В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у школьника предметных знаний и действий с предметным содержанием.
Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Решили: учителям использовать и внедрять инновационные подходы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, более точно и объективно оценивать знания и способности обучающихся.
Слушали:
По второму вопросу выступила Тимошенкова Е.В. которая подробно познакомила учителей с вопросом активизации познавательных интересов посредством применения ЦОР.
Елена Владимировна в своем сообщении рассказала о том, что цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) являются одной из форм ИКТ, активно внедряемой сейчас в современном образовательном процессе.
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствующие поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
К наиболее известным и широко применяемым в современной школе цифровым образовательным ресурсам относятся: плакаты (слайды), презентации, видеоролики, интерактивный показ, тесты для контроля знаний.
В настоящий момент в сети Интернет представлено много сайтов, предлагающих коллекцию ЦОРов.
Современные цифровые образовательные ресурсы должны: соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
•ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
•обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
• предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
• обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
Решили: принять во внимание данную информацию. Использовать ЦОР на различных этапах современного урока.
Слушали:
По третьему вопросу заслушали Коринчук И.А. Она рассказала о нетрадиционных формах урока с использованием ЦОР (цифровые образ.ресурсы) как способах активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы. Инна Алексеевна познакомила с классификацией нетрадиционных уроков: интегрированный урок; урок, который ведут ученики; «Турнир знатоков»; «Поле чудес»; «Счастливый случай»; урок-сказка; урок-экскурсия; урок – путешествие; урок «Что? Где? Когда?»; урок-турнир: соревнование; урок-аукцион; ролевая игра; урок-концерт; КВН; парный опрос; урок «Эврика»; проблемная игра «Мозговой штурм».
Инна Алексеевна рассказала, что использование ИКТ позволяет провести урок:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- способствует повышению качества образования.
Решили: наиболее активно использовать ИКТ на различных этапах урока с целью повышения качества образования.
Руководитель МО: И.А. Коринчук
Секретарь МО: Г.С. Аблахатова
Протокол №3
заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»
по теме «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС».
От 15 ноября 2016 года.
Присутствовали:
Коринчук И. А. – рук. МО
Аблахатова Г.С.– секретарь МО
Касимова Ф. Ф.
Бондаренко С. В.
Губенко Л.В.
Итченко С. Д.
Цыганок И. Ю.
Лыгина М. В.
Кыналы В.Д.
Морозова О.В.
Сивер Н.Н.
Магрупова Ю.Ф.
Михайлова Е.Н.
Тимошенкова Е.В.
Лабарешных Г.И.
Повестка заседания:
1. Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся.
2. Контроль и самоконтроль учащихся.
3. Внедрение правила самооценки при использовании технологии оценивания учебных успехов.
Слушали:
По первому вопросу выступила Аблахатова Г.С. Она рассказала об основных принципах безотметочного обучения:
- дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
- критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
- приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
- непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
- гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
- сочетание качественной и количественной составляющих оценки качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
Решили: принять во внимание данную информацию.
По второму вопросу выступила Кыналы В.Д. по теме « Контроль и самоконтроль учащихся». Вера Дмитриевна рассказала об основных направлениях формирования самоконтроля:
- контроль со стороны учителя;
- контроль со стороны родителей;
- взаимоконтроль «ученик-ученик»;
- взаимоконтроль «ученик-учитель»;
Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на:
-установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умения решать задачи, принятым нормам и образцам;
- выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях;
- выявление сформированности приёмов взаимоконтроля;
- выявление потребности в самоконтроле.
Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя.
Решили: принять во внимание данную информацию.
По третьему вопросу « Внедрение правила самооценки при использовании технологии оценивания учебных успехов» слушали: Лабарешных Г.И.
Гузель Ильгизаровна познакомила учителей с памяткой.
ПАМЯТКА по внедрению правила САМООЦЕНКИ технологии оценивания
1) Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан, только если внедрение технологии осуществляется не в 1-м классе)
1-й шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики. Как лучше — чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнём оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?» и т.д.
2 шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4-х основных и 2-х дополнительных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось ли получить результат? 3) Задание выполнено правильно или с ошибкой? 4) Задание выполнено самостоятельно или с чьей-либо помощью? (далее — кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем отметки? 6) Какую ты сам выставляешь себе отметку?
2) Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).
3) Действия при выработке у учеников умения самооценки
1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии).
2-й шаг. После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что вначале в этом будет помогать учитель, задавая ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
3-й шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно одного-двух эпизодов на урок, но главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
5-й шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооцеки сформировано.
4) Действия при сформированном умении самооценки
1-й шаг. Планируя урок, учитель перестаёт урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается; после предложения учителя: «оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо».
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. | Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции. |
3-й шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценивания.
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. | Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. ВНИМАНИЕ! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя — нет! |
Решили: принять во внимание данную информацию.
Руководитель МО: И.А. Коринчук
Секретарь МО: Г.С. Аблахатова
Протокол №4
заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»
по теме «Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе».
От 15 марта 2017 года.
Присутствовали:
Коринчук И. А. – рук. МО
Аблахатова Г.С.– секретарь МО
Касимова Ф. Ф.
Бондаренко С. В.
Губенко Л.В.
Итченко С. Д.
Цыганок И. Ю.
Лыгина М. В.
Кыналы В.Д.
Морозова О.В.
Сивер Н.Н.
Магрупова Ю.Ф.
Михайлова Е.Н.
Тимошенкова Е.В.
Лабарешных Г.И.
Повестка заседания:
1.Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности и толерантности.
2.Технология системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Слушали:
По первому вопросу выступила Морозова О.В.
Ольга Викторовна представила коллегам доклад по теме «Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности и толерантности»
Воспитание гражданственности школьников опирается на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам. Наиболее благоприятными для формирования социальных представлений являются младший подростковый.
Это - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.
Задача формирования российской идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности взгляд педагогов на традиционные проблемы развития гражданского самосознания, патриотизма и толерантности школьников, владения ими родным языком и пр. Так, если воспитатель в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у воспитанника, то:
- в гражданском воспитании и образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;
- в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за «своё» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами;
- педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью (модным поветрием современной западной цивилизации), а как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур, исторически укорененной в российском менталитете;
- педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной, дружественной среде класса и школы, но выводит их в пространство общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, ученик действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.
Решили: принять во внимание данную информацию.
По второму вопросу выступили Михайлова Е.Н. по теме «Технология системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании младших школьников»
Елена Николаевна рассказала о технологии деятельностного метода обучения. Это структура учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных шагов, которые представлены в виде схемы (опорного сигнала-алгоритма, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности) помогающей учителю, соотнести между собой этапы учебной деятельности:
Решили: учителям наиболее активно использовать основные элементы структуры учебной деятельности.
Руководитель МО: И.А. Коринчук
Секретарь МО: Г.С. Аблахатова
Протокол №5
заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»
от 21 мая 2017 года.
Присутствовали:
Коринчук И. А. – рук. МО
Аблахатова Г.С.– секретарь МО
Касимова Ф. Ф.
Бондаренко С. В.
Итченко С. Д.
Цыганок И. Ю.
Лыгина М. В.
Лабарешных Г. И.
Кыналы В.Д.
Морозова О.В.
Губенко Л.В.
Магрупова Ю.Ф.
Михайлова Е.Н.
Тимошенкова Е.Н.
Повестка заседания:
- Анализ работы МО за 2016 – 2017 учебный год, выполнение поставленных задач, определение целей и задач работы на 2017 – 2018 учебный год.
- Анкетирование членов МО (диагностика затруднений, выявление проблем на следующий год.
- Участие в ОНПК для учителей начальных классов.
Слушали:
По первому вопросу выступила Коринчук И.А. Был заслушан подробный анализ работы методического объединения за год. Совместно с педагогами были определены цели и задачи на будущий учебный год.
По следующему вопросу заслушали Аблахатову Г.С.
Она рассказала об итогах анкетирования (диагностика затруднений, выявление проблем на следующий год.), об участии в ОНПК для учителей начальных классов.
Решили: работу методического объединения признать удовлетворительной. Более активно участвовать в ОНПК для учителей начальных классов.
Руководитель МО: И.А. Коринчук
Секретарь МО: Г.С. Аблахатова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного методического объединения на 2015 - 2016 учебный год
План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2015 - 2016 учебный год....