Программа творческого объединения "Экология для малышей"
рабочая программа (2 класс)
Программа творческого объединения «Экология для малышей» имеет социальную направленность и является составной частью образования обучающихся начальных классов.
Идея создания программы творческого объединения «Экология для малышей» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга детей. Данная программа поможет сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_dlya_malyshey.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский педагогический колледж»
Программа творческого объединения
«Экология для малышей»
Выполнила:
студентка 311 НК группы
Макеева А.В.
Белгород 2018
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических);
- экологическое мышление;
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);
- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств, в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование обучающихся. Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа творческого объединения «Экология для малышей» имеет социальную направленность и является составной частью образования обучающихся начальных классов.
Опыт работы с учениками начальной школы показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Идея создания программы творческого объединения «Экология для малышей» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга детей. Данная программа поможет сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Способствовать формированию у обучающихся системы экологических знаний, экологической культуры.
- Содействовать формированию представлений у обучающихся об окружающем мире.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
- Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные задачи:
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
- Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
- Воспитывать потребность в общении с природой.
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Программа творческого объединения «Экология для малышей» разработана для обучающихся 2 класса. Срок реализации: 1 год.
Режим занятий:
Общее количество занятий в году составляет 34 ч. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 40 мин.
Основные виды деятельности детей:
- Учебное занятие.
- Практическая работа.
- Игра.
- Творческая работа.
- Выставки.
- Проекты.
- Экскурсия.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации у обучающихся:
- к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:
- Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Ожидаемые результаты:
Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- табло достижений;
- открытые занятия в игровой форме;
- разработка памятки «Юный эколог».
Тематическое планирование разделов
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | практических | |||
1. | Введение в экологию | 7 | 5 | 2 |
2. | Молчаливые соседи | 4 | 3 | 1 |
3. | Пернатые друзья | 4 | 1 | 3 |
4. | О чем шепчут деревья | 4 | 1 | 3 |
5 . | Загадки животного мира | 2 | 2 | - |
6. | Секреты неживой природы | 3 | 2 | 1 |
7. | Оранжерея на окне | 2 | - | 2 |
8. | Человек – часть живой природы | 5 | 1 | 4 |
9. | Охрана природы | 2 | 1 | 1 |
10. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| ИТОГО: | 34 | 16 | 18 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения | Кол-во часов | Дата | ||||
Теория | Практика | |||||||||
1 | Введение в экологию | 7 | 1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? | Беседа «Экологическая ситуация в городе». Игра «Почемучки». | 1 | |||||
2.Веселое путешествие в природу. | Экскурсия в парк. Сбор природного материала. | 1 | ||||||||
3.Практическое занятие. Творческая мастерская. | Изготовление поделок из природного материала. | 1 | ||||||||
4.Я и мир вокруг. С любовью природе. | Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа». Ресурсный круг «Я люблю природу за…». | 1 | ||||||||
5.Наша планета. | Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. | 1 | ||||||||
6.Отношение человека к природе. | Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!» | 1 | ||||||||
7.Экологическая безопасность. | Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа». | 1 | ||||||||
2 | Молчаливые соседи | 4 | 1.Наблюдения за домашними животными. | Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие». | 1 | |||||
2.Породы собак. Породы кошек. | Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. Знакомство с разными породами кошек. Познавательно – развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. | 1 | ||||||||
3.Чем питаются домашние животные? | Беседа «Чем питаются домашние животные?». Рассказ детей на основе наблюдений. | 1 | ||||||||
4.Как ухаживать за своим питомцем? | Рассказ – описание «Мой любимец». | 1 | ||||||||
3 | Пернатые друзья | 4 | 1.Перелетные птицы. | Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц» | 1 | |||||
2. Прогулка в парк. Экологическая акция «Поможем птицам!» | Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» | 1 | ||||||||
3.Художественное слово о птицах. | Разучивание стихов, загадок о птицах. | 1 | ||||||||
4.Праздник «Птицы - наши друзья». | Праздник проводится в рамках недели природоведения. | 1 | ||||||||
4 | О чем шепчут деревья | 4 | 1. Этажи леса. | Беседа. Знакомство с разными видами растений. | 1 | |||||
2.Экскурсия «По тропинке в лес пойдем». Сезонные изменения у растений. | Наблюдение за деревьями. Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов. | 1 | ||||||||
3.Мы – художники. | Рисование дерева в разные времена года. | 1 | ||||||||
4.Загадки леса. | Викторина о лесе. | 1 | ||||||||
5 | Загадки животного мира | 2 | 1. Зимовье зверей. | Беседа «Как звери проводят зиму?»; «Санитары леса». Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе. | 1 | |||||
2.Любопытные факты о живой природе. | Интересные сведения о жизни муравьев. | 1 | ||||||||
6 | Секреты неживой природы | 3 | 1.Природа – наш общий дом. | Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить». | 1 | |||||
2.Времена года. | Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки – малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы». | 1 | ||||||||
3.Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом? | Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед». | 1 | ||||||||
7 | Оранжерея на окне | 2 | 1.Любители света и тени, влаги и тепла. Аптека на окне. | Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа. Беседа. Знакомство с растениями - целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства». | 1 | |||||
2.Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения». | Консультация. Подбор литературы. | 1 | ||||||||
8 | Человек – часть живой природы | 5 | 1.Люди разные нужны, люди всякие важны. | Знакомство с профессиями людей. | 1 | |||||
2.Выращивание лука в домашних условиях. Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука». | Посадка лука в классе. Уход за ним. Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований. | 1 | ||||||||
3. Человек! Будь природе другом! | Брейн – ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини – плакатов об охране природы. | 1 | ||||||||
4. Вредные привычки. | Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма. Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе». Акция «Нет - вредным привычкам!» | 1 | ||||||||
5.Выпуск тематических газет: «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки». | Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения». | 1 | ||||||||
9 | Охрана природы. | 2 | 1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | ||||
10 | Итоговое занятие | 1 | 1.Что мы узнали? | Беседа. Оформление памятки «Юный эколог». | 1 | |||||
ИТОГО | 34 | 16 | 18 | |||||||
Содержание программы
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – «Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – «Молчаливые соседи»
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – «Пернатые друзья»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья». На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия «птичьей столовой».
4 раздел – «О чем шепчут деревья»
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – «Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.
6 раздел – «Секреты неживой природы»
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – «Оранжерея на окне»
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – «Человек – часть живой природы»
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – «Охрана природы»
В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – «Итоговое занятие»
Поведение итогов изучения программы творческого объединения «Экология для малышей». Разработка памятки «Юный эколог».
Рекомендуемая литература:
- Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец «Естествознание» Пробный учеб.- М.: Просвещение, 2015.
- Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов» .- М.: ЗАО «Росмэн», 2016.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ», 2005.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко «АСТ», 2004.
- Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.
- Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г.Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012.
- Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения / О.В.Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.
- Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"
Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...
программа творческого объединения "Бумажные кружева"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год. Протокол №...
Программа творческой мастерской "Фантазия"
Программа по которой я работаю. Расчитана на два года обучения....
Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс
Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....
Учебная программа субботней школы для малышей "Филиппок"
Школа для малышей "Филиппок"создана с целью подготовки и адаптации детей к обучению в школе. Учебная программа создана на основе программы по дошкольной подготовке «Школы – 2100». ...
Рабочая программа курса "Экономика для малышей"
Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 2 года обучения.Программа направлена на обучен...
Программа курса "Будь здоров, малыш"
Программа навыков сохранения здоровья для учащихся 1,2 классов...