Программа курса "Будь здоров, малыш"
методическая разработка (1, 2 класс) на тему
Программа навыков сохранения здоровья для учащихся 1,2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_zdorov_malysh.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ лицей №2
Черниковой Ирины Сергеевны,
педагога-психолога высшей квалификационной категории
по курсу «Будь здоров, малыш!»
(программа развития навыков сохранения здоровья, 1-2 класс)
Рассмотрено на заседании
научно-методического совета
протокол № 1
от 30 августа 2013 года
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Педагогика здоровья» под редакцией В.Н.Касаткина.
В последнее десятилетие происходят серьезные психологические изменения в сознании людей. Появляются новые ценности. Одна из таких ценностей – сохранение собственного здоровья.
Главная цель программы – воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Программа включает в себя следующие разделы.
Школа здорового питания. Питание тесно связано со здоровьем. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения многих заболеваний.
Ослепительная улыбка на всю жизнь. Здоровье полости рта – залог сохранения всего организма на протяжении всей жизни. Осознается необходимость ухаживать за полостью рта. Формируется представление о стоматологе как помощнике в сохранении здоровых зубов.
Профилактика случайных отравлений лекарственными препаратами. Логика построения данного раздела основана на формировании у ребенка навыков самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасность столкновения с наркоманом, алкоголиком). Одно из главных требований – максимальное исключение возможности обратного эффекта – «повышенного интереса», т.е. сообщаемая детям информация не должна вызывать поисковой активности ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ощущение страха, беспомощности, паника не позволяют ребенку принять правильное решение, т.е. определить конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья. Помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла – цель данного раздела.
Безопасность на дорогах. Психологами отмечена такая особенность восприятия ребенка, как ситуативность. Если ребенка остерегать от ошибок теоретически, не подтверждая практическим опытом, то его собственные органы чувств никак не сигнализируют о реальной опасности. Осваивая правила игры «в дорогу», ребенок, выйдя на улицу, оказывается в совершенно иной ситуации, в которой приобретенные навыки не реализуются. Цель раздела – максимальное приближение в восприятии ребенка ситуации игры (тренинга, урока) к реальной ситуации на улице, дороге.
Представленная программа способствует формированию перечисленных навыков и умений.
С психологической точки зрения целесообразность программы объясняется тем, что доведенные до автоматизма действия могут быть применены в любых ситуациях и сыграть важную роль в сохранении здоровья и благополучия.
К организации занятий планируется подключать педагогов, детей, родителей и родственников.
Программа рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю.
Продолжительность занятий – 35-45 минут.
Программа составлена для учащихся 1,2 классов. В зависимости от возрастных особенностей и степени подготовленности задания могут усложняться либо упрощаться на усмотрение психолога.
Программа включает пять разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей.
Форма занятий – коллективная, групповая, индивидуальная; тренинги, практикумы, семинары, праздники.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
план. | факт. | |||
Школа здорового питания. 11 | ||||
1 | Пищеварение. Как это происходит? | 1 | ||
2 | Как питательные вещества влияют на мой организм? | 1 | ||
3 | Питание и эмоциональное состояние | 1 | ||
4 | Питание и индивидуальное здоровье | 1 | ||
5-7 | Производство продуктов питания. Экскурсия мини-пекарню. | 3 | ||
8 | Хранение и распространение продуктов. Что такое срок годности? | 1 | ||
9-11 | Приготовление пищи. | 3 | ||
Ослепительная улыбка на всю жизнь. 8 | ||||
12 | Что находится во рту? | 1 | ||
13 | Правила ухода за зубами. | 1 | ||
14 | Здоровое питание - здоровые зубы. | 1 | ||
15 | Как нужно беречь зубы. | 1 | ||
16 | Строение зубов. Кариес. | 1 | ||
17 | Что такое прикус? | 1 | ||
18-19 | Экскурсия в стоматологический кабинет. | 2 | ||
Профилактика случайных отравлений 4 лекарственными препаратами. | ||||
21 | Что такое лекарственные препараты? | 1 | ||
22 | Что такое пассивное курение, как его избежать? | 1 | ||
23 | Что такое алкоголизм? | 1 | ||
24 | Первая помощь при отравлении. | 1 | ||
Поведение в экстремальных ситуациях. 5 | ||||
25 | Что такое экстремальные ситуации? | 1 | ||
26 | Модели поведения в экстремальных ситуациях. | 1 | ||
27 | Поведение при пожаре. | 1 | ||
28-29 | Поведение при встрече с незнакомым человеком. Практикум. | 2 | ||
Безопасность на дорогах. 4 | ||||
30 | Практикум. Что мешает видеть проезжую часть улицы. | 1 | ||
31 | Практикум. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы. | 1 | ||
32 | Практикум. Переход улиц, перекрестков. | 1 | ||
33 | Практикум. Двор - тоже улица. | 1 | ||
34 Заключительное занятие 1 |
Программа
Школа здорового питания – 11 часов
Обучение по данному разделу поможет детям сформировать представление о влиянии питания на здоровье, научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи. Учащиеся смогут самостоятельно приготовить несложные полезные блюда, правильно сделать покупку, следовать несложным правилам этикета, понимать необходимость регулярного питания.
Ослепительная улыбка на всю жизнь – 8 часов
Дети познакомятся со строением полости рта, зубов, их функциями; поймут необходимость регулярного и правильного ухода за зубами; освоят основные правила гигиены полости рта (навыки правильных движений зубной щеткой, её хранения).
Профилактика случайных отравлений лекарственными препаратами – 4 часа
Учащиеся получат представление о существовании лекарственных и ядовитых растениях, их пользе и возможном вреде; о том, чем может грозить передозировка лекарств, о вредных последствиях воздействия табачного дыма, алкоголя на организм.
Поведение в экстремальных ситуациях – 5 часов
Занятия будут способствовать выработке правил поведения в ситуации, когда рядом опасный человек, отработке способов выхода из опасной ситуации и привлечения помощи.
Безопасность на дорогах – 4 часа
В конце изучения данного раздела дети получат представление о сложности движения транспорта и пешеходов, о необходимости не только смотреть, но и слушать улицу; закрепить навык соблюдения правил обхода транспорта, перехода улиц различных типов, регулируемых и нерегулируемых перекрестков, прогнозирования развития ситуации на дороге.
Заключительное занятие – 1 час
Учащиеся выражают свои мысли по поводу проведенных занятий посредством рисунка, рассказа.
Литература:
- Под ред. Касаткина В.Н. Педагогика здоровья. Москва, 1998
- Паола Сантагостино. Как воспитать уверенного в себе ребенка… Москва, 2005
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону, 2005.
- Под ред. Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург, 2004
- Рогов Е.И. Психология общения. Москва 2001
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону, 2005
- Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Будь здоров, малыш"
Презентация физкультурного занятия на нестандартном оборудовании....
Программа "Школа для малышей"
Программа разработана для проведения подготовительных занятий с будущими первоклассниками....
"Будь здоров, малыш!"
Воспитательная познавательно-развлекательная программа для начальной школы. Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни, умения вести себя в критических ситуациях, активизация познав...
Программа "Информатика для малышей"
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 5-7 годами. Программа включает в себя 2 ступени. Разделы 1 ступени:применение компьютеров; основные ...
Рабочая программа "Экономика для малышей"
Рабочая программа "Экономика для малышей"...
Рабочая программа по плаванию "Будь здоров малыш!"
В региональной программе оздоровительной направленности «Будь здоров, малыш!» представлено содержание развития детей раннего возраста с 1 года до 3 лет (жител...
Программа "Краеведение для малышей".
Рабочая программа по краеведению в начальной школе....