Новые подходы к оцениванию – личные достижения ученика.
статья

Морченко Лариса Ивановна

В России накоплен большой опыт оценочных систем, которые в последующие переоды подвергались критике, но, тем не менее, ко многим мы возвращаемся вновь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Новые подходы к оцениванию – личные достижения ученика.

     

     Автор:  Л.И. Морченко

В России накоплен большой опыт вариантов оценочных систем, которые в последующие периоды подвергались критике, но, тем не менее, ко многим мы возвращаемся вновь.

     Форма оценок изменялась – были словесные характеристики, бальные отметки.  Приведу пример записей учителя об А. С. Пушкине: «Успехи в латинском языке хороши; в русском не столь тверды, сколь блистательны. В логике: хорошие успехи. Слабое прилежание. Одарён понятливостью, проницательностью и вкусом. Весьма ленив».

Система оценивания всегда волновала педагогов своего времени.

Пятибалльная система, которая длительное время использовалась и используется в современной школе, не может дать полного представления об индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка;              

•  не даёт полноценной возможности формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

•  является малоинформативной, часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

•  часто имеет травмирующий характер.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

Наш опыт работы приводит к выводу, что можно и необходимо учить младших школьников без выставления отметок. Мы считаем, что дети должны учиться в школе без страха и ненужного волнения, с интересом и желанием овладевать необходимыми им знаниями и умениями. Общепринятая пятибалльная система отметок является, по нашему мнению, травмирующим элементом начального обучения. У ребенка появляется тревожность, происходит искажение учебной мотивации – “учу урок для того, чтоб получить “5””.

Успех в учебе – основа становления личности ребенка. Пусть он радуется учению, а такую радость обязан доставить ему учитель.

Приступая к работе необходимо ответить на вопросы ЧТО ОЦЕНИВАТЬ? И КАК ОЦЕНИВАТЬ?

Разработчики системы безотметочного обучения рекомендуют  принять  «Правила оценочной безопасности» (автор Г.А. Цукерман):

  • Нельзя скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и пр.);

  • При этом хвалить можно исполнителя, а критиковать -  только исполнение.  Вместо: «Ты сделал три ошибки в этом примере» лучше сказать: «Давай найдем с тобой в этом примере три ошибки».

  • Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

  • Необходимо «превращать» успешные действия ученика в черты его характера с перспективой, каким вы хотите, чтобы он стал. Когда ребенок сделал нечто успешное, оценивайте его действие как вообще типичное, характерное для него. Припишите это достижение не случаю, а способностям ученика: «Я вижу, ты аккуратная девочка, снова работа чисто и правильно выполнена», «Я замечаю, ты стал спокойным – только что на перемене смеялся весело, но не громко, и в коридоре быстро шел, но не бежал».

  • Ставьте перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти».

  • Не надо ставить перед ребенком несколько задач одновременно. Если Вы сегодня ставите первокласснику задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

  • Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

  • Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Со временем  и с опытом понимаешь что нужно

  1. сообщать ребенку, что он добился хороших результатов, даже если в действительности эти результаты были средними;
  2. говорить ученику о хороших результатах в форме внушения, то есть соответствующим эмоциональным воздействием;
  3. дать ребенку возможность закрепить впечатления о хороших результатах, предлагая облегченный вариант задания;
  4. создать в окружении ученика благожелательное к нему отношение (прежде всего со стороны одноклассников);
  5. чтобы помочь ребенку достичь хороших результатов, «болеть за него», «держать его сторону» даже тогда, когда он учится слабо, и если показатели у него нестабильны.
  6. своими оценочными действиями убедить ребенка в том, что учитель принимает его таким, какой он есть (только в  этом случае дети начинают учиться).

Начиная со 2-го класса, необходимо строить работу на принципах:

  • градации трудности учебного материала;
  • свободы выбора учеником уровня трудности учебных заданий;
  • постепенного накопления личных (индивидуальных) достижений
  • принципа свободы для улучшения учеником своих учебных достижений.

Принцип градации учебного материала означает, что на основе любого учебного материала предусмотрены должны быть различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки.

Принцип свободы выбора учеником трудности учебного задания позволяет учащимся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.

Принцип постепенного накопления личных достижений означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуален. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

Принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои старые достижения (доработать или переделать работу).

Приоритетными областями оценивания для нас стали:

  1. ОСВОЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТАМ – НЕ КАК ЦЕЛЬ, А КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
  2.  ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКА, КАК ОБЛАСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОБЫТНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЖДОГО.
  3. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Учитывая все это, мы  перешли на 100 бальную систему оценивания!

На наш взгляд 100-бальная система оценивания дает возможность более конкретной оценки знаний, умений и навыков учащегося. Делает оценку:

более дифференцированной; более объективной, независимой от субъективного мнения и отношения учителя к конкретному ученику, позволяет ориентироваться на относительные показания детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).

Работая по ПРОГРАММЕ  2100, используем общие подходы и критерии к проверке и оцениванию работ по русскому языку и математике, общеучебных умений и навыков на уроках лит. Чтения и окр. мира.

Считаем, что безотметочное обучение повышает ответственность учащихся и их родителей. Оно предполагает обязательное воспитание у детей самооценки. Причем самооценка ученика предшествует учительской оценке.

После решения любой учебной задачи  предлагаем ученику на полях тетради начертить шкалу и  оценить свою работу по определенным критериям, затем такая же работа по оценке проделывается и учителем.  После чего в беседе с учеником обсуждаются причины расхождения оценок.

Родителю важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать о его проблемах и успехах, и он вправе получить от учителя нужную ему информацию. А вот как эту информацию донести до родителя, как сделать ее доступной для его понимания, зависит от учителя. Родители наших классов получают листики индивидуальных достижений – “Результаты учебной деятельности ученика…”, в которых фиксируются все маленькие победы детей и трудности при обучении.

Мы всегда сравниваем результаты каждого ребенка только с его же результатами – каким он был, что знал и умел и каким стал, что нового узнал, чему научился. С каждым родителем поддерживается индивидуальный контакт. Это позволяет  сделать родителей своими союзниками и поддерживать желание учиться у учеников. А успехи детей радуют всех: и нас, и ребенка, и его семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижений младших школьников представляет собой один из инструментов реализации требований Стан­дарта к результатам освоения основной образовательной про­граммы начального общего образ...

Новые подходы к оцениванию в начальной школе в соответствии с ФГОС.

В данной презентации рассматриваются новые подходы и способы оценивания в начальной школе в соответствии с ФГОС. Оценивание - определение позитивных и негативных моментов деятельности.В презентации да...

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников

  Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и вы...

Статья Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников.

В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема обновления системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС....