Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников
материал по теме

    Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств учащегося. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Биектауская СОШ»

Рыбно-Слободского района РТ

ДОКЛАД

на тему: Современные подходы к оцениванию

учебных  достижений младших школьников

Камасина Ильуса Мирзахановна

учитель начальных классов

 

2018 год

   Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств учащегося. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения  положительной динамики учебных действий я с 1класса работаю над самооценкой ученика. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий.

.

 Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

В качестве одного из способов  оценивания использую оценочную шкалу (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн), на которой фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Чаще всего критериями были «правильность» и «аккуратность».

Самооценка ребёнка обязательно должна предшествовать оценке учителя.

Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Я в свою очередь, проверяя работу, оценивала ребёнка, ставя крестик красным цветом. Если моё мнение совпадало с оценкой ребёнка, я обводила его крестик в кружок. И это считалось высшим баллом.

 Адекватность самооценки с каждым ребёнком рассматривалась  индивидуально, при необходимости корректировалась. Сейчас дети продолжают работать со шкалой, а я уже выставляю отметку за работу.

Родители, как правило,  тоже желают участвовать в оценивании своих детей, и домашние работы я даю оценить им зелёным цветом.. В настоящее время большенство родителей выполняют эту работу регулярно, что способствует повышению результативности образования и самооценки учащихся, а также служит сближению родителей и их детей.

  Значение совместной работы ученика, родителя, учителя  трудно переоценить.

Система оценивания себя по шкале знаний помогает двигаться вперёд и учиться лучше.

    Я согласна с тем, что в первых классах необходима безотметочная система оценивания. И считаю, что при переходе на выставление отметок, следует продолжать использовать и словесную оценку,  чтобы не травмировать ребенка.

В этом году наша школа перешла на отметочную систему со 2 класса. Все обрадовались –дети, потому что хотят получать только 5, родители – им стало понятно, как учится их ребёнок, учитель – так проще (для статистики, для отчётности)

Каждый человек, а тем более ребёнок имеет право на сомнение и ошибку. Но он  должен знать что, учитель всегда придёт на помощь, объяснит, одобрит и поддержит в случае неудачи.

Поэтому я даю ребёнку возможность переписать работу, выполнить заново задание – исправляю отметку.

Использую метод самопроверки – если сам нашёл и исправил ошибку зелёной ручкой, за ошибку не считаю, а наоборот ещё похвалю.

Давайте рассмотрим такой случай: Даша Иванова и Коля Петров в конце четверти за диктант по русскому языку получили по 3. Коля Иванов сделал 5 ошибок (раньше -12 ошибок), а Даша -3 ошибки (раньше – 1,2 ошибки). В обоих случаях необходима словесная оценка учителя.

В таких ситуациях помогает электронный дневник, когда выставленная отметка комментируется учителем

Если посмотреть на следующий слайд, можно увидеть какова активность моих детей в дневнике. Это говорит о том, что электронный дневник им нужен и интересен.

 Наряду с традиционными  устными  и письменными  работами, использую и такие методы оценивания как проекты, практические работы, творческие работы, работа в информационном пространстве класса. Для этого в своей практике  широко использую информационные технологии обучения.

Современное общество не только предъявляет новые требования к системе образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов.  Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практике классного руководителя. Эффективное применение информационных ресурсов  расширяет образовательное пространство педагога, делает учебный  и воспитательный процесс более насыщенным и продуктивным.

Информационное пространство класса — это система, на информационном уровне в которой связаны и задействованы все участники учебного процесса: учитель, ученики и их родители.

 На своей страничке я размещаю задания для учащихся (опросы, тесты, кроссворды), презентации к урокам, отчёты о внеклассных мероприятиях, полезные ссылки  на Интернет-ресурсы для детей и родителей, тренажёры по предметам и детские работы.
Благодаря учебному пространству дети дома могут закрепить навык на тренажёре,  выполнить задания компьютерных уроков (математика и информатика). Я обязательно даю словесную оценку выполненным работам, а при работе с тестами компьютер сам выдаёт результат. У детей есть несколько попыток, чтобы добиться правильного ответа. Данный курс удобен как для работы в классе, так и дома.

 В своем информационном пространстве я распределила все задания по неделям и учебным предметам.
Через пространство учащиеся могут взаимодействовать дистанционно, общаться друг с другом и учителем. Если ребенок болеет и не ходит в школу, то может дома получить на данном сайте нужную ему информацию.

Родители благодаря информационно-образовательной среде имеют возможность видеть качественные результаты обучения своих детей и оценки учителя; задать учителю интересующие их вопросы.

Учащиеся и родители могут также общаться с учителем в «Форуме», обмениваться информацией об экскурсиях, прочитанных книгах, интересных событиях. Такая система общения с учителем очень нравится родителям и их детям.

Правильно организованное информационное пространство позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования.

Одним из необходимых условий обучения в начальной школе, где формируются универсальные учебные действия (основы умения учиться, способность организовывать свою деятельность), становится построение индивидуальных траекторий обучения для каждого учащегося.
Образовательная компьютерная программа «Мат-Решка Тренажер Плюс», разработана в полном соответствии с новым Федеральным стандартом.

 Несмотря на такое русское название, разработана в Англии, лицензионная. Дети работают он –лайн. Задания выполнены с анимацией.

Траекторию обучения каждого ученика программа определяет сама, для этого используются результаты стартового тестирования и результаты выполнения заданий каждого урока.

Тренажер дает возможность ребятам после первоначального тестирования их математического уровня выполнять индивидуальные задания по темам, которые они недостаточно хорошо усвоили, тренироваться в выполнении задач повышенного уровня сложности, играть в образовательные игры и соревноваться по математике с другими пользователями системы не только из своего класса, но из другой страны.

Общий принцип работы с «Мат-Решкой» — понемногу, но часто. Продолжительность одного занятия — 15–25 минут, общее время занятий в неделю — от 30 до 60 минут. Такой режим позволяет получить наилучший результат. Мои ученики  занимаются два раза в неделю по 20 минут. Я имея возможность контролировать занятия каждого ученика, получаю полное представление о его продвижении.

С помощью отчетов отслеживаю работу каждого ученика, посылаю ему сообщения, чтобы поощрить его или поддержать в случае неудачи.

Несмотря на небольшой период работы с тренажёром Плюс, интерес к предмету заметно растёт. Конечно, ещё рано говорить о росте успеваемости, но я думаю, что мы на верном пути. И у нас всё получится.

В современной начальной школе ко многим курсам разработаны электронные приложения, которые я также использую на своих уроках. Здесь к каждому уроку есть задания, упражнения, тесты и ,что особенно, работать с ними можно в интерактивном режиме на наших новых досках. Детям очень нравится.

Но особое место, мне кажется, нужно отвести накопительной оценке. С середины и до конца начальной школы ученики должны перейти на накопительную систему оценивания. Это позволит ребёнку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

Электронный паспорт ученика.

На каждого ученика оформляется «Лист индивидуальных достижений» по учебным предметам. В нём  фиксируется продвижение младшего школьника в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др.

Регистрироваться должно освоение важнейших новых знаний и умений  по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований).

Поэтому первая задача, которую необходимо решить, - это продумать, на каких этапах, с какой частотой будет осуществляться текущий контроль за формированием необходимых умений. Эта работа на перспективу.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения.

В заключении своего выступлении, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас задумался вот над такой фразой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

Современные подходы к обучению правописанию младших школьников: обзор методических источников

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001496 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001480В русском языке много разных по своей природе орфограмм. Природу русской орфографии раскрывают принци...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Статья Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников.

В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема обновления системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС....

Современные подходы к развитию памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умноженияq

В данном работе рассмотрен опыт работы педагогов по развитию памяти младших школьников на уроках математики  в процессе изучения таблицы умножения....

Современные подходы к эстетическому воспитанию младших школьников

Современные подходы к эстетическому воспитанию младших школьников...

Современный подход к оцениванию формирующее оценивание учебных действий.

Презентация на тему оценивания учебных действий обучающихся в условиях современного образовательного процесса....