Организация предшкольной подготовки
статья
Предварительный просмотр:
АНО ДПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация предшкольной подготовки»
Вариант №7
Выполнил (а): Низамова О.Н.
учитель высшей квалификационной
категории МБОУ «СОШ № 49»
Проверил(а):
Кемерово 2019
Содержание
1. Формы и модели организации предшкольной подготовки детей.
2. Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.
3. В. А. Дубровская «Предшкольное образование как педагогическая инновация».
I. Формы и модели организации предшкольной подготовки детей.
Предшкольное образование детей в современном обществе становится все более значимой. Готовность ребенка к школе обеспечивает выравнивание стартовых возможностей, спокойное прохождение им школьной адаптации, успешное усвоение учебной программы, сохранение физического и психологического здоровья. Изучение данной дисциплины поможет понять проблему образования, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму? Как сделать так, чтобы ребенок меньше уставал, не переутомлялся, чтобы ребенок почувствовал радость обучения?
Сегодня к первому классу детей готовят по желанию родителей – в семье, в детском саду, в учреждениях дополнительного образования. Единого подхода в этой сфере нет. В результате дети приходят в начальную школу с совершенно разным уровнем подготовленности. Учителю, принявшему первый класс, приходится много времени и сил тратить на выравнивание знаний и умений учащихся, что не может не повлиять на качество обучения. Главная цель предшкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
Цель данной инновации: обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей путем дальнейшего открытия в районе групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.
Основные направления подготовительной работы к предшкольному образованию
- сохранение за детьми 5-6 лет возможности обучаться и воспитываться в детском саду;
- организация подготовительных групп, как при детских садах, так и при школах для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- внедрение единой базисной программы обучения, воспитания и развития детей 5-6 лет для дошкольных образовательных учреждений и школ, предусматривающей наряду с обучением грамоте в значительной степени игровую, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность;
- использование в работе с детьми 5-6 лет методик дошкольного типа, независимо от того, где эта работа будет проводиться – в детском саду или в школе;
- создание в школе необходимых материальных условий для обучения, отдыха (сна), игры (помещения, мебель, игрушки) и благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом детей (с прогулкой, питанием, дневным сном, развлечениями);
- подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5-6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти, воображения).
Формы и модели организации предшкольной подготовки детей
Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным. Так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и не институциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.
Предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста может осуществляться:
- на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);
- на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;
- образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, привлечение гувернеров и репетиторов).
Предшкольная подготовка на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования
Используются разные модели организации предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений ДОУ и школы.
На базе ДОУ это могут быть группы кратковременного пребывания детей. В этом случае дети посещают только необходимый минимум занятий, обеспечивающий готовность к школе. Количество этих занятий в неделю не должно быть строго регламентировано и может зависеть от результатов вводной психолого-педагогической диагностики. Этими же результатами определяется и набор «предметов», которые необходимы конкретному ребенку.
На базе дошкольных образовательных учреждений организуются следующие модели предшкольной подготовки:
- Подготовительная к школе группа детского сада;
- Предшкольная группа с 5 до 7 лет в Центре развития ребенка (ЦРР);
- Группы гибкого режима. В неё принимаются дети на определенное количество часов в день. На это время оговариваются услуги, которые представляет детский сад: занятия с педагогами, оздоровление и питание ребенка и дополнительные услуги психолога, социального педагога, логопеда, музыкального работника, специалиста по изобразительной деятельности.
- Адаптационные группы. Они отличаются от групп с гибким режимом пребывания тем, что они функционируют в основном в летний период времени и предназначены для детей, которые готовятся поступать в школу или в детский сад.
- Коррекционные группы в дошкольных образовательных учреждениях. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием.
- Группа «Особый ребенок». Эта группа принимает детей от 5 до 8 лет со сложными дефектами, дети-инвалиды, которые не подлежат приему в другие специализированные детские сады. Перед педагогом такой группы ставится задача социальной адаптации детей, оказание психолого-педагогической помощи им и их родителям. Предельное пребывание одного ребенка – не более 5 часов в день, при этом на каждого ребенка определен индивидуальный режим посещения. Одновременно в данной группе не могут находиться более 5 детей при общем списочном составе в 20 человек. Перед заключением договора с родителями ребенок проходит адаптационный период в течение месяца.
- На базе школы могут быть созданы группы подготовки дошкольников, школы будущего первоклассника и т.п., которые работают, как правило, во второй половине дня или в выходные дни. Чаще всего родителям и детям предлагается определенный педагогом набор обязательных занятий по конкретной программе. Достоинством этой формы предшкольного образования является то, что ребенок-дошкольник с самого начала занимается в рамках той образовательной системы (программы), по которой работает начальная школа. Вместе с тем велик риск того, что учитель будет реализовывать школьные технологии обучения, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей даже при условии проведения вводной диагностики. Предшкольная подготовка на базе ДОУ и СОШ
Варианты комбинаций:
- Предшкольное образование на базе ДОУ, как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой).
- Предшкольное образование: на базе школы – (4 часа) + на базе ДОУ как вид группы кратковременного пребывания (для реализации воспитательно-образовательных целей).
- подготовительные к школе группы детского сада, являющегося модулем СОШ-центра образования;
- УВК – начальная школа – детский сад, прогимназии.
- Группы кратковременного пребывания по подготовке к школе, организованные на базе центров дополнительного образования, психолого-педагогических центров и других образовательных организаций – как государственных, так и негосударственных.
Предшкольная подготовка на базе дополнительного образования
На базе учреждений дополнительного образования содержание предшкольного образования часто находится в прямой зависимости от «заказа» родителей. К сожалению, этот заказ нередко определяется субъективными представлениями родителей о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник. Отсюда стремление обязательно научить ребенка читать, считать, говорить по-английски, пользоваться компьютером и пр., тогда как готовность к школе определяется его полноценным личностным развитием (социальным, культурным, познавательным). Достоинством же этой формы является возможность привлечения к предшкольному образованию детей самых разных специалистов высокого уровня, владеющих современными дошкольными образовательными технологиями.
Предшкольная подготовка в условиях семьи
Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образования. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием.
Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе. Консультативные центры могут функционировать на базе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений:
- Домашнее образование (система гувернерской службы на базе ЦРР).
- Семейное образование по существующие стандарты (под патронатом ДОУ или органов образования, осуществляющих эту деятельность (Школа матерей).
Открытие Лекотек и Центров игровой поддержки ребенка.
Лекотека – это новая форма работы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребёнка с особенностями психофизического развития. Одновременно это способ, обеспечения психолого — педагогического сопровождения детей от 2 до 7 лет с нарушениями в развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей, подбора оптимального образовательного маршрута.
Цель Лекотек – предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встречи с профессионалами, возможностей сотрудничества. Лекотека использует семейно – центрированную игру как ключ к облегчению включения детей с инвалидностью и проблемами развития в полный спектр семейной и общественной жизни.
В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.
Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.
Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку. В этом же видят преимущество предшкольной подготовки и сами школы. Однако в реальности ни первая, ни вторая модель не существуют в чистом виде и развиваются параллельно друг другу.
В результате дети вынуждены совмещать посещение занятий в группах предшкольной подготовки с посещением детского сада, в котором они нуждаются не только как в форме ухода и присмотра за ребенком, но и как в площадке для игр со сверстниками под руководством педагога или психолога и как в «школе» социализации. Негативным последствием такого совмещения является дублирование занятий, ведущее к перегрузке детей.
II. Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.
Сенсорный опыт детей — зрительный (узнавание объекта по его изображению;
выделение изображения объекта из общего фона, достраивание зрительного образа объекта); координационный в пространстве и во времени (ориентация относительно себя, другого, ориентация в направлениях, ориентация во временных отношениях); цветовой (узнавание цвета и различение цветов).
к основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.
Сериация — установление последовательных взаимосвязей (определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).
Уровни сложности логических операций:
а) самостоятельно; б) с помощью сверстников, взрослых:
— классификация: по количеству объектов — 2 — 4; по количеству признаков — от 1 до 3;
— сериация: по количеству объектов — не более 3.
Программа дочислового периода обучения математике
Формирование представлений о количестве. Классификация множеств объектов по количеству объектов (один, много, ни одного).
Способы сравнения: на глаз; наложение (непосредственное сравнение); перенос (опосредованное сравнение, сравнение через третий элемент); взаимно однозначное соответствие (сравнение посредством установления пар).
Способы измерения: сравнение через установление отношения величины с выбранной
меркой (введение этого способа сравнения позволит перейти к числовому периоду обучения).
Способы описания (представления) результатов сравнения: равенство (столько же, такой
же длины и др., такой же формы); неравенство (больше–меньше, длиннее–короче и др., разной формы); установление последовательности (мало, больше, еще больше; самый короткий, длиннее, самый длинный и др.).
Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.
Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного).
Сравнение двух множеств предметов по количеству (больше, меньше, столько же) различными способами (наложением; установлением взаимно однозначного соответствия).
Развитие представлений о форме .
Форма как характеристика предметов окружающего мира.
Сравнение предметов по форме (одинаковые — разные) различными способами (на глаз, наложением, переносом) Выделение геометрических форм (пространственные (объемные), плоские, линейные).
Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар).
Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, круг). Построение геометрических фигур с помощью лекал.
Знакомство с линейными геометрическими фигурами (прямая, кривая, отрезок, дуга,
точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.
Преобразования геометрических фигур (сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции).
Сравнение форм геометрических фигур (сохраняется–изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).
Развитие представлений о непрерывных величинах
Величины как характеристики предметов окружающего мира (длина, ширина, высота — количество места, занимаемого вдоль прямой; площадь — количество места, занимаемого на плоскости; объем — количество места, занимаемого в пространстве).
Величины как характеристики геометрических фигур (длина, площадь, объем).
Сравнение двух предметов — геометрических фигур по длине, ширине, высоте (длин-
нее–короче, шире–уже, выше–ниже) различными способами (на глаз, наложением, пере-
носом).
Началом дочисловых представлений детей является процесс выделения из группы предметов отдельного предмета, который ребенок может назвать словами один, одно, одна (один стол, одно яблоко, одна ложка); составления из отдельных предметов группы предметов, которую ребенок может назвать словом много; понимания того, что отсутствие предметов обозначается словами ни одного предмета. Элементарные дочисловые представления о количестве (один, много, ни одного) позволяют задать ребенку вопрос: «Сколько предметов»? (Не умея считать, ребенок может ответить: «Один предмет, много предметов, ни одного пред-мета».)
В дальнейшем можно учить детей проводить сравнение по количеству, используя понятия больше, меньше, равно.
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов начинается с осознания ребенком того, что каждый предмет окружающего мира имеет свою форму, которую он не изменяет при перемещении в пространстве. Из всего многообразия предметов выделяются те, которые имеют одинаковую форму.
Формирование представлений ребенка о величине (размере) предметов целесообразно проводить в условиях совместной исследовательской деятельности взрослых с детьми.
Сравнение предметов по величине (размеру) в условиях проведения опытов и наблюдений, а затем опосредованно — с помощью наглядных средств (иллюстраций), позволяет дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания о величине (размере) предметов.
Необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги в клетку и линейку.
Формирование представлений о количестве начинается со знакомства детей с операцией счета (затем и измерения).
Число один как количественный признак единичности. Примеры объектов, обладающих
этим признаком (одно солнце, одна луна, один нос на лице человека). Запись числа с помощью одной точки, палочки, затем цифры 1.
Порядковое числительное — первый.Пара предметов. Число два как количественная характеристика пары предметов (пара рук, пара ног, пара чулок, пара носков, пара варежек). Запись числа два с помощью двух точек, двух палочек, затем цифры 2.
Порядковое числительное — второй. Пара предметов и число два как одна и та же количественная характеристика любых двух, а не только парных, предметов (двух колес двухколесного велосипеда, двух друзей — кронтика и кота и т. д.).
Базовые ожидаемые результаты
Формирование предпосылок познавательных УУД:
— классификация: объединение по группам;
— анализ: выделение признака из целого объекта (например, предмет круглый, большой, объемный и т. д.);
— сравнение: выделение признака из ряда предметов (например, умение сравнивать пред-
меты по форме, выделять знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира);
— обобщение: выделение общего признака из ряда объектов (например, умение найти
признак, выделяющий треугольники из множества многоугольников);
— синтез: объединение в группы по одному (двум) признакам (например, объединение в группы монет одного достоинства);
— сериация (установление последовательных взаимосвязей): умение видеть и называть
соседний объект; умение распределить объекты по убыванию или по возрастанию степени
проявления признака.
Формирование сенсорного опыта:
— ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или
другой предмет;
— ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;
— определение временных отношений (день, месяц, год);
— определение цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый);
— умение использовать в речи понятия:
«сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения
дети могут:
— оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах
десяти;
— вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;
— показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);
— раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;
— производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел,
наибольшее из которых 10;
— осуществлять набор и размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.
Представления о форме
дети умеют:
— сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные) разными способами (на глаз
и наложением);
— узнавать и называть объемные геометрические фигуры (куб, шар), плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, овал, круг), линейные геометрические фигуры (прямая, кривая, отрезок, дуга, точка).
III. Предшкольное образование как педагогическая инновация.
С 1959 года на Кубе реализуется национальная система программ образования детей дошкольного и предшкольного возраста в дневных группах «Учи своего ребенка». В рамках программы дети в возрасте 6–7 лет, живущие в сельских районах, одиндва раза в неделю по-сещают начальные школы вместе с членами семей для занятий и бесед.В 80х годах в России проходил эксперимент по обу чению шестилетних детей, который охватил 50 тыс. детей, обу чающихся в течение одного года и в детском саду, и в школе. В 90х годах — эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. Эксперимент показал реальную возможность увеличения процента охвата детей дошкольным образованием, но не решил проблему единого старта детей, поступающих в первый класс, изза отсутствия программного и методического обеспечения.
Стремление школы к повышению критериев готовности ребенка к обу чению, увеличение ко-личества детей с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии, информационное перенасыщение образовательных программ детского сада привели к тому, что в современной России сложилась ситуация, при которой детям не обеспечены равные стартовые возможности перед началом обу чения, нет четких разграниченных целей предшкольной подготовки и начального школьного образования.
Конкретные данные, полученные учеными (материалы исследований, проведенных в Пси-
хологическом институте РАО, Московском психологопедагогическом университете, Факультете психологии МГУ им. Ломоносова), показывают, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила изменения современного ребенка.
Ученые, давая характеристику современному ребенкудошкольнику, констатировали тот факт, что за последние пять лет резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Так, развитие креативного мышления снизилось с «хорошего» до «слабого».
Уменьшилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Недостаточное внимание к значению сюжетноролевой игры в развитии дошкольников приводит к недоразвитию мотивационнопотребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Исследования зафиксировали сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники еще десятилетие назад.
Особую тревогу вызывает неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности.
По мнению ученых Российской академии наук, все это является достаточно тревожными факторами в развитии ребенка. Предшкольное образование — это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обу чения дошкольников старшего возраста.
Цель данной инновации — обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами пред-
школьного обу чения детей 5–6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей, пу-тем открытия групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
По поводу предшкольного образования развернулись широкие дискуссии, в которых участвуют ведущие специалисты: педагоги, психологи, физиологи, социологи и представители органов управления образованием.
Неслучайно в педагогической литературе активно обсуждаются темы «Кому учить?», «Как
учить?», «Где учить?». Ответы на эти вопросы могут быть очень разными в зависимости от того, на какой из двух точек зрения стоит педагог — дошкольного или школьного образования.
И все это непонимание происходит изза различий в целях стратегического, тактического
и оперативного уровней управления.
Если перспективой работы с детьми в дошкольном образовании, так называемым отсро-
ченным эффектом, является обу чение (т. е. готовность к обу чению в школе), то перспективой
образования в начальной школе является развитие ребенка младшего школьного возраста.
Также мы наблюдаем неоднозначность целевых ориентиров по поводу выравнивания стартовых
возможностей детей. Педагогидошкольники считают, что невозможно обеспечить сопоставимый уровень развития воспитанников, тогда как учителями начальной школы это приветствуется, поскольку в учебном аспекте дети могут быть сравнимы.
Сегодня попрежнему большинством педагогов и родителей предшкольное образование
понимается как обязательное целенаправленное обу чение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам. Результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводит барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь.
Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить
ребенка к школе, а прежде всего в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности, такие как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и т. д. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.
Улучшению качества подготовки детей к школе и выравниванию их стартовых возможностей
может способствовать повышение педагогической компетентности специалистов дошкольного образования и учителей начальных классов по проблемам воспитания и обу чения детей смежных возрастов (дошкольного и младшего школьного) как условие более эффективного решения проблем преемственности.
Долгое время основной формой организации обу чения детей в детском саду считалось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с программой содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.
На наш взгляд, решение многих проблем детства кроется в специальной психологопедагогической подготовке кадров. И связано это с тем, что те формы психологопедагогического образования, которые у нас сейчас присутствуют во многих колледжах и педагогических вузах, не соответствуют тому уровню и тем требованиям, которые предъявляются к новому учителю в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Сошлюсь только на один очень серьезный мониторинг по молодым специалистам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Для воспитателей, оказывается, самая большая проблема — это играть с детьми, т. е. организовать работу с ребенком в формах игровой деятельности. Но мыто с вами понимаем, что именно игровые формы являются ведущими для этих возрастов.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игра. Именно в игре происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, включая его поведение. В недрах игровой
мотивации зарождается учебная деятельность, имеющая результат в виде конкретных знаний, умений и навыков. В дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит психическое развитие ребенка. Преемственность дошкольного и начального школьного образования обеспечиваться постепенным переходом от игровой деятельности к учебной (в дошкольном звене это преимущественно игровая деятельность с элементами учебной, начальном школьном звене — учебная с элементами игровой). Из этого следует, что основными формами образования детей в предшкольных группах прежде всего являются различные виды игр: развивающие, сюжетноролевые, театрализованные, компьютерные и подвижные. Помимо игр широко используются и другие формы образования детей 5–7 лет: продуктивная, художественноэстетическая деятельность, общение, конструирование и моделирование.
Основу организации образовательного процесса предшкольных групп должно составлять детсковзрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Создание концептуальной модели предшкольного образования выдвигает необходимость подготовки специалистов, способных оказывать образовательные услуги детям с учетом
соблюдения преемственности между двумя образовательными звеньями (дошкольным и начальным школьным) и в разных организационных формах.
Перевод детей 5–6 лет в условия обучения требует серьезной специальной подготовительной работы в следующих направлениях:
– сохранение за детьми 5–6 лет возможности обу чаться и воспитываться в детском саду;
– организация подготовительных групп как при детских садах, так и при школах для детей,
не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
– внедрение единой базисной программы обу чения, воспитания и развития детей 5–6 лет
для дошкольных образовательных учреждений и школ, предусматривающей наряду с обучением грамоте в значительной степени игру, изобразиельную и музыкальную деятельность, двигательную активность, что способствует прежде всего общему развитию ребенка, в том числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обучению в школе;
– использование в работе с детьми 5–6 лет методик дошкольного типа, независимо от того,
где эта работа будет проводиться — в детском саду или школе;
– создание в школе необходимых материальных условий для обу чения, отдыха (сна), игры
(помещения, мебель, игрушки) и благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом
детей (с прогулкой, питанием, дневным сном, развлечениями);
– подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5–6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти, воображения), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.
Ключевая проблема — дефицит квалифицированных педагогов как в системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Дошкольные педагоги значительно лучше, чем учителя начальных классов, понимают особенности развития детей пятилетнего возраста и представляют более благоприятную профессиональную группу для повышения квалификации в работе с детьми 5–6 лет. Переход к предшкольному образованию затрагивает очень многие структуры — от педагогических колледжей до педагогических вузов и ИПКРО.
Мы попытались разработать показатели готовности педагога к реализации предшкольного образования. На наш взгляд, они следующие:
А. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована уста-
новка на творчество.
В. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.
С. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.
Мы также разработали образовательную программу, которая направлена на подготовку специалиста, способного ориентироваться в своей деятельности на гуманистические, выявляющие индивидуальность ребенка методы воспитания, понимающего самоценность периода детства, где игра — это ведущий вид деятельности ребенка.
Если целью школьного образования является формирование системных знаний, то предшкольное образование нацелено на подготовку к овладению этой системой знаний. Педагог предшколы должен быть ориентирован на осуществление педагогической поддержки ребенку, создание ситуации успеха.
Список литературы
- Дубровская В. А. Предшкольное образование как педагогическая инновация / В. А. Дубровская // Журнал Образование, карьера, общество. – 2013 – 2014. - № 4 – 1. – С. 12 – 16.
- Академкнига /Учебник / Р. Г. Чуракова . – 2-е изд., испр. – М. Академкнига/Учебник , 2012. – С. 3 – 68.
- Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
- Буре Р.С., Беркович А.Т. Абдалова Н.Л. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№1.-С.7-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»
Проблема: Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...
«Организация работы группы предшкольной подготовки»
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...
Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения
Статья может быть полезна учителям начальных классов. В статье рассмотрены формы предшкольной подготовки, проблемы организации и возможные подходы к решению проблем....
«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы)
Организация предшкольной подготовки имеет большое значение при подготовке к школе детей, не имеющих возможности посещать дошкольное учреждение. В этой работе описан опыт работы в Каменском лицее....
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)
Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...