Организация предшкольной подготовки
статья

Низамова Ольга Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predshkolnoy_podgotovki_.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация предшкольной подготовки»

Вариант №7

Выполнил (а): Низамова О.Н.

учитель высшей квалификационной

 категории МБОУ «СОШ № 49»

                                                                                       Проверил(а):

                                                   Кемерово 2019

                               Содержание

1. Формы и модели организации предшкольной подготовки детей.

2. Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.

3. В. А. Дубровская «Предшкольное образование как педагогическая инновация».

I.  Формы и модели организации предшкольной подготовки детей.

Предшкольное образование детей в современном обществе становится все более значимой. Готовность ребенка к школе обеспечивает выравнивание стартовых возможностей, спокойное прохождение им школьной адаптации, успешное усвоение учебной программы, сохранение физического и психологического здоровья. Изучение данной дисциплины поможет понять проблему образования, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму? Как сделать так, чтобы ребенок меньше уставал, не переутомлялся, чтобы ребенок почувствовал радость обучения?

Сегодня к первому классу детей готовят по желанию родителей – в семье, в детском саду, в учреждениях дополнительного образования. Единого подхода в этой сфере нет. В результате дети приходят в начальную школу с совершенно разным уровнем подготовленности. Учителю, принявшему первый класс, приходится много времени и сил тратить на выравнивание знаний и умений учащихся, что не может не повлиять на качество обучения. Главная цель предшкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Цель данной инновации: обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей путем дальнейшего открытия в районе групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.

Основные направления подготовительной работы к предшкольному образованию

  • сохранение за детьми 5-6 лет возможности обучаться и воспитываться в детском саду;
  • организация подготовительных групп, как при детских садах, так и при школах для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
  • внедрение единой базисной программы обучения, воспитания и развития детей 5-6 лет для дошкольных образовательных учреждений и школ, предусматривающей наряду с обучением грамоте в значительной степени игровую, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность;
  • использование в работе с детьми 5-6 лет методик дошкольного типа, независимо от того, где эта работа будет проводиться – в детском саду или в школе;
  • создание в школе необходимых материальных условий для обучения, отдыха (сна), игры (помещения, мебель, игрушки) и благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом детей (с прогулкой, питанием, дневным сном, развлечениями);
  • подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5-6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти, воображения).

Формы и модели организации предшкольной подготовки детей

Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным.  Так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и не институциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.

Предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста может осуществляться:

  1. на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);
  2. на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;
  3. образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, привлечение гувернеров и репетиторов).

Предшкольная подготовка на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования

Используются разные модели организации предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений ДОУ и школы.

На базе ДОУ это могут быть группы кратковременного пребывания детей. В этом случае дети посещают только необходимый минимум занятий, обеспечивающий готовность к школе. Количество этих занятий в неделю не должно быть строго регламентировано и может зависеть от результатов вводной психолого-педагогической диагностики. Этими же результатами определяется и набор «предметов», которые необходимы конкретному ребенку.

На базе дошкольных образовательных учреждений организуются следующие модели предшкольной подготовки:

  • Подготовительная к школе группа детского сада;
  • Предшкольная группа с 5 до 7 лет в Центре развития ребенка (ЦРР);
  • Группы гибкого режима. В неё принимаются дети на определенное количество часов в день. На это время оговариваются услуги, которые представляет детский сад: занятия с педагогами, оздоровление и питание ребенка и дополнительные услуги психолога, социального педагога, логопеда, музыкального работника, специалиста по изобразительной деятельности.
  • Адаптационные группы. Они отличаются от групп с гибким режимом пребывания тем, что они функционируют в основном в летний период времени и предназначены для детей, которые готовятся поступать в школу или в детский сад.
  • Коррекционные группы в дошкольных образовательных учреждениях. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием. 
  • Группа «Особый ребенок». Эта группа принимает детей от 5 до 8 лет со сложными дефектами, дети-инвалиды, которые не подлежат приему в другие специализированные детские сады. Перед педагогом такой группы ставится задача социальной адаптации детей, оказание психолого-педагогической помощи им и их родителям. Предельное пребывание одного ребенка – не более 5 часов в день, при этом на каждого ребенка определен индивидуальный режим посещения. Одновременно в данной группе не могут находиться более 5 детей при общем списочном составе в 20 человек. Перед заключением договора с родителями ребенок проходит адаптационный период в течение месяца.
  • На базе школы могут быть созданы группы подготовки дошкольников, школы будущего первоклассника и т.п., которые работают, как правило, во второй половине дня или в выходные дни. Чаще всего родителям и детям предлагается определенный педагогом набор обязательных занятий по конкретной программе. Достоинством этой формы предшкольного образования является то, что ребенок-дошкольник с самого начала занимается в рамках той образовательной системы (программы), по которой работает начальная школа. Вместе с тем велик риск того, что учитель будет реализовывать школьные технологии обучения, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей даже при условии проведения вводной диагностики. Предшкольная подготовка на базе ДОУ и СОШ

Варианты комбинаций:

  • Предшкольное образование на базе ДОУ, как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой).
  • Предшкольное образование: на базе школы – (4 часа) + на базе ДОУ как вид группы кратковременного пребывания (для реализации воспитательно-образовательных целей).
  • подготовительные к школе группы детского сада, являющегося модулем СОШ-центра образования;
  • УВК – начальная школа – детский сад, прогимназии.
  • Группы кратковременного пребывания по подготовке к школе, организованные на базе центров дополнительного образования, психолого-педагогических центров и других образовательных организаций – как государственных, так и негосударственных.

 Предшкольная подготовка на базе дополнительного образования

На базе учреждений дополнительного образования содержание предшкольного образования часто находится в прямой зависимости от «заказа» родителей. К сожалению, этот заказ нередко определяется субъективными представлениями родителей о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник. Отсюда стремление обязательно научить ребенка читать, считать, говорить по-английски, пользоваться компьютером и пр., тогда как готовность к школе определяется его полноценным личностным развитием (социальным, культурным, познавательным). Достоинством же этой формы является возможность привлечения к предшкольному образованию детей самых разных специалистов высокого уровня, владеющих современными дошкольными образовательными технологиями.

Предшкольная подготовка в условиях семьи

Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образованияДанная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием.

Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе. Консультативные центры могут функционировать на базе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений:

  • Домашнее образование (система гувернерской службы на базе ЦРР).
  • Семейное образование по существующие стандарты (под патронатом ДОУ или органов образования, осуществляющих эту деятельность (Школа матерей).

Открытие Лекотек и Центров игровой поддержки ребенка.

Лекотека – это новая форма работы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребёнка с особенностями психофизического развития. Одновременно это способ, обеспечения психолого — педагогического сопровождения детей от 2 до 7 лет с нарушениями в развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей, подбора оптимального образовательного маршрута.

Цель Лекотек – предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встречи с профессионалами, возможностей сотрудничества. Лекотека использует семейно – центрированную игру как ключ к облегчению включения детей с инвалидностью и проблемами развития в полный спектр семейной и общественной жизни.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам.  Эти программы созданы и экспериментально проверены   коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских   лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации  предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе.  Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку. В этом же видят преимущество предшкольной подготовки и сами школы. Однако в реальности ни первая, ни вторая модель не существуют в чистом виде и развиваются параллельно друг другу.

В результате дети вынуждены совмещать посещение занятий в группах предшкольной подготовки с посещением детского сада, в котором они нуждаются не только как в форме ухода и присмотра за ребенком, но и как в площадке для игр со сверстниками под руководством педагога или психолога и как в «школе» социализации. Негативным последствием такого совмещения является дублирование занятий, ведущее к перегрузке детей.

II.   Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.

Сенсорный  опыт  детей  —  зрительный (узнавание  объекта  по  его  изображению;

выделение  изображения  объекта  из  общего фона, достраивание зрительного образа объекта); координационный в пространстве и во времени (ориентация относительно себя, другого, ориентация в направлениях, ориентация во  временных  отношениях); цветовой  (узнавание цвета и различение цветов).

к  основным  видам  логических  операций можно отнести классификацию и сериацию.

Сериация  —  установление  последовательных  взаимосвязей  (определение  различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).

Уровни  сложности  логических  операций:  

а)  самостоятельно;  б)  с  помощью  сверстников, взрослых:

—  классификация:  по  количеству  объектов — 2 — 4; по количеству признаков — от 1 до 3;

— сериация: по количеству объектов — не более 3.

Программа дочислового периода обучения математике

Формирование  представлений  о  количестве. Классификация  множеств  объектов  по количеству объектов (один, много, ни одного).

Способы  сравнения:  на  глаз;  наложение  (непосредственное  сравнение);  перенос (опосредованное сравнение, сравнение через третий  элемент);  взаимно  однозначное  соответствие (сравнение посредством установления пар).

Способы измерения: сравнение через установление  отношения  величины  с  выбранной

меркой  (введение  этого  способа  сравнения позволит перейти к числовому периоду обучения).

Способы описания (представления) результатов сравнения: равенство (столько же, такой

же длины и др., такой же формы); неравенство (больше–меньше, длиннее–короче и др., разной формы); установление последовательности (мало, больше, еще больше; самый короткий, длиннее, самый длинный и др.).

Развитие  представлений  о  количестве: количество  как  характеристика  множества предметов.

Классификация  множеств  предметов  по количеству (один, много, ни одного).

Сравнение  двух  множеств  предметов  по количеству (больше, меньше, столько же) различными способами (наложением; установлением взаимно однозначного соответствия).

Развитие представлений о форме .

Форма как характеристика предметов окружающего мира.

Сравнение  предметов  по  форме  (одинаковые — разные) различными способами (на глаз, наложением, переносом) Выделение  геометрических  форм  (пространственные  (объемные),  плоские,  линейные).

Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар).

Знакомство  с  плоскими  геометрическими  фигурами  (треугольник,  прямоугольник, круг).  Построение  геометрических  фигур  с помощью лекал.

Знакомство  с  линейными  геометрическими фигурами (прямая, кривая, отрезок, дуга,

точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.

Преобразования  геометрических  фигур (сдвиг,  вращение,  симметричное  отображение, подобие и их композиции).

Сравнение  форм  геометрических  фигур (сохраняется–изменяется)  под  действием преобразований  различными  способами  (на глаз, наложением, переносом).

Развитие  представлений  о  непрерывных величинах

Величины  как  характеристики  предметов  окружающего  мира  (длина,  ширина,  высота  —  количество  места,  занимаемого  вдоль прямой; площадь — количество места, занимаемого  на  плоскости;  объем  —  количество  места,  занимаемого  в  пространстве).

Величины как характеристики геометрических фигур (длина, площадь, объем).

Сравнение двух предметов — геометрических  фигур  по  длине,  ширине,  высоте  (длин-

нее–короче,  шире–уже,  выше–ниже)  различными способами (на глаз, наложением, пере-

носом).

Началом  дочисловых  представлений детей  является  процесс выделения  из  группы  предметов  отдельного  предмета,  который  ребенок  может  назвать  словами  один, одно,  одна  (один  стол,  одно  яблоко,  одна ложка); составления из отдельных предметов группы  предметов,  которую  ребенок  может назвать  словом  много;  понимания  того,  что отсутствие  предметов  обозначается  словами  ни  одного  предмета.  Элементарные дочисловые  представления  о  количестве (один,  много,  ни  одного)  позволяют  задать ребенку вопрос: «Сколько предметов»? (Не умея считать, ребенок может ответить: «Один предмет,  много  предметов,  ни  одного  пред-мета».)

В  дальнейшем  можно  учить  детей  проводить  сравнение  по  количеству,  используя понятия больше, меньше, равно.

 Формирование  представлений  о  геометрических  фигурах  и  форме  предметов начинается  с  осознания  ребенком  того,  что каждый  предмет  окружающего  мира  имеет свою  форму,  которую  он  не  изменяет  при перемещении в пространстве. Из всего многообразия предметов выделяются те, которые имеют одинаковую форму.

Формирование  представлений  ребенка  о  величине  (размере)  предметов  целесообразно  проводить  в  условиях  совместной  исследовательской  деятельности  взрослых  с  детьми.  

Сравнение предметов по величине (размеру)  в  условиях  проведения  опытов  и  наблюдений, а затем опосредованно — с помощью наглядных  средств  (иллюстраций),  позволяет  дать  ребенку  не  только  конкретные,  но и  обобщенные  знания  о  величине  (размере) предметов.

Необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги в клетку и линейку.

Формирование  представлений  о  количестве начинается со знакомства детей с операцией счета (затем и измерения).

Число  один  как  количественный  признак единичности. Примеры объектов, обладающих

этим признаком (одно солнце, одна луна, один нос на лице человека). Запись числа с помощью  одной  точки,  палочки,  затем  цифры 1.

Порядковое числительное — первый.Пара  предметов.  Число  два  как  количественная  характеристика  пары  предметов (пара рук, пара ног, пара чулок, пара носков, пара варежек). Запись числа два с помощью двух  точек,  двух  палочек,  затем  цифры 2.

Порядковое  числительное  —  второй.  Пара предметов и число два как одна и та же количественная  характеристика  любых  двух,  а  не только парных, предметов (двух колес двухколесного велосипеда, двух друзей — кронтика и кота и т. д.).

Базовые ожидаемые результаты

 Формирование предпосылок познавательных УУД:

—  классификация:  объединение  по  группам;

—  анализ:  выделение  признака  из  целого объекта  (например,  предмет  круглый,  большой, объемный и т. д.);

—  сравнение:  выделение  признака  из  ряда предметов (например, умение сравнивать пред-

меты по форме, выделять знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира);

— обобщение: выделение общего признака из ряда объектов (например, умение найти

признак, выделяющий треугольники из множества многоугольников);

— синтез: объединение в группы по одному (двум)  признакам  (например,  объединение  в группы монет одного достоинства);

— сериация (установление последовательных взаимосвязей): умение видеть и называть

соседний объект; умение распределить объекты по убыванию или по возрастанию степени

проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

—  ориентирование  в  окружающем  пространстве,  считая  точкой  отсчета  себя  или

другой предмет;

—  ориентирование  на  плоскости  листа  в клеточку, на странице книги;

—  определение  временных  отношений (день, месяц, год);

—  определение  цвета  (красный,  оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый);

—  умение  использовать  в  речи  понятия:

«сначала»,  «потом»,  «до»,  «после»,  «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Представления  о  числах  и  цифрах, арифметических  действиях,  операции измерения

дети могут:

—  оценивать  количество  предметов  числом и проверять сделанную оценку в пределах

десяти;

— вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;

—  показывать  знание  способов  записи числа (точкой, точками, цифрой);

— раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;

— производить арифметические действия сложения  и  вычитания  на  множестве  чисел,

наибольшее из которых 10;

—  осуществлять  набор  и  размен  монет достоинством одна, пять, десять копеек.

Представления о форме

дети умеют:

— сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные) разными способами (на глаз

и наложением);

—  узнавать  и  называть  объемные  геометрические  фигуры  (куб,  шар),  плоские  геометрические  фигуры  (треугольник,  четырехугольник,  овал, круг),  линейные геометрические  фигуры  (прямая,  кривая,  отрезок,  дуга, точка).

III.  Предшкольное образование как педагогическая инновация.

С 1959 года на Кубе реализуется национальная  система  программ  образования  детей  дошкольного  и  предшкольного  возраста  в  дневных  группах  «Учи  своего  ребенка».  В  рамках программы  дети  в  возрасте  6–7  лет,  живущие в сельских районах, один­два раза в неделю по-сещают начальные школы вместе с членами семей для занятий и бесед.В 80­х годах в России проходил эксперимент по обу чению шестилетних детей, который охватил  50  тыс.  детей,  обу чающихся  в  течение  одного года и в детском саду, и в школе. В 90­х годах — эксперимент по организации групп кратковременного  пребывания  детей  в  ДОУ. Эксперимент  показал  реальную  возможность  увеличения  процента  охвата  детей  дошкольным образованием,  но  не  решил  проблему  единого  старта  детей,  поступающих  в  первый  класс, из­за отсутствия программного и методического обеспечения.

Стремление школы к повышению критериев готовности ребенка к обу чению, увеличение ко-личества детей с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии, информационное перенасыщение  образовательных  программ  детского сада привели к тому, что в современной России сложилась ситуация, при которой детям не обеспечены равные стартовые возможности перед началом  обу чения,  нет  четких  разграниченных целей  предшкольной  подготовки  и  начального школьного образования.

Конкретные  данные,  полученные  учеными (материалы исследований, проведенных в Пси-

хологическом  институте  РАО,  Московском  психолого­педагогическом университете, Факультете психологии МГУ им. Ломоносова), показывают, что степень реальных изменений исторической  ситуации  объективно  обусловила  изменения современного ребенка.

Ученые, давая характеристику современному  ребенку­дошкольнику,  констатировали  тот факт, что за последние пять лет резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Так, развитие креативного мышления  снизилось  с  «хорошего»  до  «слабого».

Уменьшилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Недостаточное внимание  к  значению  сюжетно­ролевой  игры  в  развитии дошкольников приводит к недоразвитию мотивационно­потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Исследования зафиксировали сниженный уровень детской  любознательности  и  воображения.  Детям  оказывается  недоступным  то,  с  чем  легко справлялись их ровесники еще десятилетие назад.

Особую тревогу вызывает неразвитость тонкой  моторики  руки  старших  дошкольников,  отсутствие  графических  навыков,  что  свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных  умений,  но  и  о  несформированности  определенных  мозговых  структур  ребенка, ответственных  за  формирование  общей  произвольности.

По мнению ученых Российской академии наук,  все  это  является  достаточно  тревожными факторами в развитии ребенка. Предшкольное  образование  —  это  педагогическая  инновация,  то  есть  изменение,  направленное на улучшение развития, воспитания и обу чения дошкольников старшего возраста.

Цель данной инновации — обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами пред-

школьного  обу чения  детей  5–6  лет,  в  первую очередь детей из малообеспеченных семей, пу-тем открытия групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

По  поводу  предшкольного  образования  развернулись  широкие  дискуссии,  в  которых  участвуют  ведущие  специалисты:  педагоги,  психологи, физиологи, социологи и представители органов управления образованием.

Неслучайно в педагогической литературе активно  обсуждаются  темы  «Кому  учить?»,  «Как

учить?»,  «Где  учить?».  Ответы  на  эти  вопросы могут быть очень разными в зависимости от того,  на  какой  из  двух  точек  зрения  стоит  педагог — дошкольного или школьного образования.

И все это непонимание происходит из­за различий  в  целях  стратегического,  тактического

и оперативного уровней управления.

Если  перспективой  работы  с  детьми  в  дошкольном образовании, так называемым отсро-

ченным  эффектом,  является  обу чение  (т. е.  готовность к обу чению в школе), то перспективой

образования  в  начальной  школе  является  развитие  ребенка  младшего  школьного  возраста.

Также мы наблюдаем неоднозначность целевых ориентиров по поводу выравнивания стартовых

возможностей  детей.  Педагоги­дошкольники считают, что невозможно обеспечить сопоставимый уровень развития воспитанников, тогда как учителями  начальной  школы  это  приветствуется, поскольку в учебном аспекте дети могут быть сравнимы.

Сегодня  по­прежнему  большинством  педагогов  и  родителей  предшкольное  образование

понимается  как  обязательное  целенаправленное обу чение детей письму, чтению, математике,  то  есть  школьным  предметам.  Результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о  том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводит барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь.

Задачи  дошкольного  возраста  заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить

ребенка  к  школе,  а  прежде  всего  в  том,  чтобы сформировать  важнейшие  человеческие  качества и способности, такие как творчество, воображение,  произвольность,  гуманное  отношение к другим людям и т. д. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.

Улучшению качества подготовки детей к школе и выравниванию их стартовых возможностей

может  способствовать  повышение  педагогической  компетентности  специалистов  дошкольного  образования  и  учителей  начальных  классов по проблемам воспитания и обу чения детей смежных  возрастов  (дошкольного  и  младшего школьного) как условие более эффективного решения проблем преемственности.

Долгое время основной формой организации обу чения детей в детском саду считалось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с программой  содержание,  методику  и  технологию занятий с детьми различных возрастных групп.

На наш взгляд, решение многих проблем детства кроется в специальной психолого­педагогической подготовке кадров. И связано это с тем, что  те  формы психолого­педагогического  образования,  которые  у  нас  сейчас  присутствуют во  многих  колледжах  и  педагогических  вузах, не соответствуют тому уровню и тем требованиям, которые предъявляются к новому учителю  в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Сошлюсь  только  на  один  очень  серьезный мониторинг  по  молодым  специалистам,  воспитателям  дошкольных  образовательных  учреждений.  Для  воспитателей,  оказывается,  самая большая проблема — это играть с детьми, т. е. организовать работу с ребенком в формах игровой  деятельности.  Но  мы­то  с  вами  понимаем, что именно игровые формы являются ведущими для этих возрастов.

Ведущая  деятельность  детей  дошкольного возраста — игра. Именно в игре происходит перестройка  всех  познавательных  процессов  ребенка, включая его поведение. В недрах игровой

мотивации  зарождается  учебная  деятельность, имеющая  результат  в  виде  конкретных  знаний, умений и навыков. В дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит психическое развитие ребенка.  Преемственность  дошкольного  и  начального школьного образования обеспечиваться постепенным переходом от игровой деятельности к учебной (в дошкольном звене это преимущественно игровая деятельность с элементами учебной, начальном школьном звене — учебная с элементами игровой). Из этого следует, что основными формами образования детей в предшкольных  группах  прежде  всего  являются  различные виды игр: развивающие, сюжетно­ролевые, театрализованные,  компьютерные  и  подвижные.  Помимо  игр  широко  используются  и  другие формы  образования  детей  5–7  лет:  продуктивная, художественно­эстетическая деятельность, общение,  конструирование  и  моделирование.

Основу  организации  образовательного  процесса предшкольных групп должно составлять детско­взрослое сотрудничество, исходящее из интересов  ребенка  и  перспектив  его  дальнейшего развития.

Создание  концептуальной  модели  предшкольного  образования  выдвигает  необходимость подготовки специалистов, способных оказывать образовательные услуги детям с учетом

соблюдения преемственности между двумя образовательными  звеньями  (дошкольным  и  начальным  школьным)  и  в  разных  организационных формах.

Перевод  детей  5–6  лет  в  условия  обучения требует серьезной специальной подготовительной работы в следующих направлениях:

 – сохранение за детьми 5–6 лет возможности обу чаться и воспитываться в детском саду;

 – организация  подготовительных  групп  как при детских садах, так и при школах для детей,

не  посещающих  дошкольные  образовательные учреждения;

 – внедрение  единой  базисной  программы обу чения, воспитания и развития детей 5–6 лет

для  дошкольных  образовательных  учреждений и школ, предусматривающей наряду с обучением грамоте в значительной степени игру, изобразиельную  и  музыкальную  деятельность,  двигательную  активность,  что  способствует  прежде всего  общему  развитию  ребенка,  в  том  числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обучению в школе;

 – использование  в  работе  с  детьми  5–6  лет методик дошкольного типа, независимо от того,

где эта работа будет проводиться — в детском саду или школе;

 – создание в школе необходимых материальных  условий  для  обу чения,  отдыха  (сна),  игры

(помещения,  мебель,  игрушки)  и  благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом

детей  (с  прогулкой,  питанием,  дневным  сном, развлечениями);

 – подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5–6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти,  воображения),  которые  обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.

Ключевая  проблема  —  дефицит  квалифицированных  педагогов как в  системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Дошкольные педагоги значительно лучше, чем учителя начальных классов, понимают особенности развития  детей  пятилетнего  возраста  и  представляют более благоприятную профессиональную группу для повышения квалификации в работе с детьми 5–6 лет. Переход к предшкольному образованию затрагивает очень многие структуры — от педагогических колледжей до педагогических вузов и ИПКРО.

Мы  попытались  разработать  показатели  готовности  педагога  к  реализации  предшкольного образования. На наш взгляд, они следующие:

А. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого  педагога  доступна  и  естественна  творческая  деятельность,  у  него  сформирована  уста-

новка на творчество.

В. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

С.  Готовность  к  саморазвитию,  изменению, способность  вписываться  в  постоянно  меняющуюся  среду,  рефлексировать  над  педагогическим процессом.

Мы также разработали образовательную программу, которая направлена на подготовку специалиста,  способного  ориентироваться  в  своей деятельности на гуманистические, выявляющие  индивидуальность  ребенка  методы  воспитания, понимающего самоценность периода детства, где игра — это ведущий вид деятельности ребенка.

Если  целью  школьного  образования является  формирование  системных  знаний,  то  предшкольное  образование  нацелено  на  подготовку к овладению  этой системой знаний. Педагог предшколы  должен  быть  ориентирован  на  осуществление  педагогической  поддержки  ребенку,  создание  ситуации  успеха.

Список литературы

  1. Дубровская  В. А. Предшкольное образование как педагогическая инновация / В. А. Дубровская //  Журнал Образование, карьера, общество. – 2013 – 2014. - № 4 – 1. – С. 12 – 16.  
  2. Академкнига /Учебник  / Р. Г. Чуракова . – 2-е изд., испр. – М. Академкнига/Учебник , 2012. –  С. 3 – 68.
  3. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
  4. Буре Р.С., Беркович А.Т. Абдалова Н.Л. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№1.-С.7-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»

Проблема:  Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...

«Организация работы группы предшкольной подготовки»

Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Статья может быть полезна учителям начальных классов. В статье рассмотрены формы предшкольной подготовки, проблемы организации и возможные подходы к решению проблем....

«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы)

Организация предшкольной подготовки имеет большое значение при подготовке к школе детей, не имеющих возможности посещать дошкольное учреждение. В этой работе описан опыт работы в Каменском лицее....

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...

Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)

Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...