Современные педагогические технологии
статья

Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна

Обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога - овладение современными педагогическими технологиями, их применение педагогом. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ООП, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном воздействии учителя и обучающегося. Исходя из этого, выделяю технологии, элементы которых применяются мною на уроках в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx177.74 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.

(из опыта работы)

Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна

Учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ №2

г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога - овладение современными педагогическими технологиями, их применение педагогом. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ООП, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном воздействии учителя и обучающегося.

Исходя из этого, выделяю технологии, элементы которых применяются мною на уроках в коррекционной школе VIII вида.

Технология уровневой дифференциации. Она направлена на овладение учащимися базовым уровнем знаний и умений и дальнейшего развития. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем, во время проверочных работ, при изучении новой темы. При этом повышается рефлексивность и мотивация учения.

(создание условий обучения для детей с разным уровнем интеллектуального развития, с целью учета особенностей обучающихся) Класс условно поделён на 3 подгруппы:

1-я подгруппа: могут работать самостоятельно, под контролем учителя;

2-я подгруппа: выполняют работу с помощью учителя и под контролем

3-я подгруппа: выполняют работу только с помощью учителя

При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учения; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex. Например: даю текст, в котором 1 группе нужно найти все гласные буквы и подчеркнуть, 2 группе – найти только гласные буквы, а 3 группа – работает по образцу с помощью учителя.

При использовании на уроках дифференцированных заданий, первая группа самостоятельно работает по учебнику, вторая работает по образцу в тетради, а третья группа с помощью учителя работает по обводке.( раскрашивание, штрихование) с использованием цветных карандашей.   Яркие цвета снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников.

Технология коррекционнно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающая технология направлена на развитие и коррекцию познавательной деятельности обучающихся и учет их индивидуальных и личных возможностей при реализации учебного процесса. Например, ведется педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы, это должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля». На каждого обучающегося ведётся дневник наблюдения, в котором отражается анамнез, характеристика обучающегося, учебная деятельность, воспитательный процесс, работа логопеда и психолога, проявления ребёнка, причины такого проявления, коррекционное воздействие и результат.

На уроках стараюсь развить способности каждого ребенка, корригирую психические и физические функции ребенка в процессе обучения, подготовке к жизни и труду. У обучающихся коррекционных школ слабо развита мелкая моторика, для этого ежедневно применяю специальные упражнения и задания, например, на уроках труда использую кинетический песок, цветной песок для выполнения аппликаций, игрушки на развитие тактильных ощущений (крупа, мелкие игрушки, пуговицы, прищепки и т.д.)

При применении данной технологии, происходит развитие мелкой моторики, лучше усваивается учебный материал. Например, по предмету «Окружающий природный мир» использую мягкие игрушки животных (собака, кот, баран, корова), где нужно показать и записать названия частей тела; натуральные предметы, муляжи (овощи, фрукты, грибы и т.д.), трафареты, образцы. Это развивает мышление, восприятие, речь.

Объяснительно – иллюстративные технологии. Такие технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе и помогают реализовать коррекционные цели, поставленные перед проведением уроков и внеклассных занятий. Результатом применения является экономия времени сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний. Например: по предмету «Окружающий природный мир» обязательно проводятся экскурсии в природу, где дети наблюдают сезонные изменения, труд людей в разное время, природные явления; на уроках труда проводятся экскурсии в столярные, швейные мастерские и кабинет домоводства; просмотр видеофильмов по теме; создание тематических альбомов и стендов, например, на тему «Времена года», «Золотая осень»

Игровые технологии.

В своей работе использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.  А также дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала («Буква заблудилась», «Синие, красные домики», «Отгадай слово» и т.п.), кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Например, на уроках использую сборник Валентины Волиной «Занимательное азбуковедение», где представлены веселые стихотворения, поговорки, игровые упражнения.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и возможности ребенка. В результате систематического использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как- сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Ссылка .( Занимательные игры и упражнения в процессе обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития)

Здоровьесберегающие технологии являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся психологические разгрузки в виде упражнений «Котятки спят», «Поза покоя», а также музыкальные физкультминутки, зарядка для глаз, дыхательная гимнастика «Ветерок», «Ромашка». Организация уроков предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, эмоциональный настрой на урок и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Проводятся физминутки с Шарами Здоровья, которые помогают снять умственное переутомление и нервное напряжение, повышают концентрацию внимания и память, развивают силу и ловкость рук. Детям рекомендуют заниматься с шарами здоровья для развития моторики рук, что связано с умственным развитием ребенка, регулярные занятия с шарами здоровья положительно влияют на почерк школьников. Шары здоровья - хорошие помощники в учёбе. С улучшением почерка сразу повышается грамотность.

Одна из форм здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ является - Арттерапия. На учебных занятиях   применяются: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия. Такая работа эффективно сказывается в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта, которая связана с воздействием разных средств искусства на обучающихся. Она позволяет   осуществить коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы. Данная технология имеет широкое применение с детьми аутистического спектра и с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Например: мои учащиеся с удовольствие занимаются собиранием пазлов, на уроках труда работают с металлоконструктором, песком; на уроках ИЗО применяется пальчиковое рисование, книжки-раскраски (мелкие и крупные), на математике – построение геометрических фигур из мозаики, а также построение разных предметов из геометрических фигур; проводятся такие игры «Волшебный мешочек», «Расположи по порядку» и т.п.

Информационно-коммуникационные технологии. Применение различных образовательных средства ИКТ оказывают большую помощь в подготовке и проведении уроков, во внеклассной работе, на школьных мероприятиях и праздниках. Большую помощь оказывает пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.

 Используя возможности программы PowerPoint, разрабатываются и используются контурные рисунки, цветные иллюстрации, раздаточный и наглядный материал, презентации по всем видам педагогической деятельности.

Создана электронная база данных обучающихся класса, в которой отражены данные о ребенке и его семье, что позволяет оперативно среагировать на ситуации складывающиеся в учебно-воспитательном процессе.

Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Используется электронная почта для консультации и профессионального общения с коллегами.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы, там же знакомиться с разработками коллег – педагогов, хранить  файлы. Общение на форумах с педагогами со всей России помогает идти вперед.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение формирует познавательную активность обучающихся, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся с учителем. Например, при изучении новых произведений по чтению ставятся проблемные вопросы, на которые дети отвечают, применяя свой жизненный опыт и наблюдения.

Перед уроком, на котором обучающимся предстоит решить проблему, необходимо заранее подвести их к ней, допускаются размышления вслух, дается задание на сообразительность.

Проектные технологии. В своей работе использую также проектные технологии. Вначале выполняем творческие задания под моим руководством. Дети вовлекаются в решение поставленной проблемы. Оно основывается на разработке и создании учащимся, под контролем учителя новых продуктов, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов для начальных классов можно выделить следующий тип: творческий. Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного продукта результата (газета, праздник и т.д.), но результат оформляется в форме проведенного праздника или выпущенной газеты. (Новый год, Сагаалгаан, Золотая осень, и т.д.)

Общие выводы

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...