Особенности использования технологии «Педагогических мастерских» в младшем школьном возрасте.
учебно-методический материал
Описание различных приёмов и техник педмастерских, направленных на выполнение задач определенного этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedmasterstvo_etapy.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей начальных классов
Особенности использования технологии «Педагогических мастерских» в младшем школьном возрасте.
Каждому этапу урока в технологии педмастерских присущи различные приёмы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Технология педагогических мастерских предполагает своеобразный подход к ребёнку во время обучения – он получает свободное образование и воспитание на положительных примерах через систему малых групп посредством совместного творчества самого ребёнка и учителя – Мастера. На практике я убедилась, что мастерская как локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средства для достижения цели, выбор темпа работы и многое другое. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями одноклассников по группе (по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точка зрения группы (пары или личности) объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
Чтобы овладеть данной техникой педагогической деятельности, на мой взгляд, учителю - мастеру нужно многое в себе изменить. Нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Нужно освободиться от стереотипов, уметь придумывать увлекательные ситуации, стимулирующие познавательный поиск. Учитель должен чувствовать себя не «над», а рядом с обучающимися. Для этого мною выбраны методы, которые я выбираю на определённом этапе педагогической мастерской.
Различные приемы технологии педмастерских формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения).
Этапы | Метапредметные УУД | Приёмы | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||
Индук ция | Целеполагание, выделение и формулировка познавательной цели | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать | Планирование учебного сотрудничества участников | «Ассоциации», таблицы «ЗХУ» |
Само конст рук ция | Поиск и выделение информации | Планирование своей деятельности, целеполагание | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | «Пометки на полях», игра «Как думаю?» |
Социо конст рук ция | Поиск и выделение необходимой информации | Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Распределение обязанностей участников мастерской; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | «Как вы думаете?», «РАФТ», кластер «Синквейн» |
Социализация и афиширование | Умение структурировать знания | Внесение изменений, в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим учеником, учителем, товарищами | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | «Дискуссия», презентация, представление работ |
Разрыв | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий | Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) | работа с таблицами, схемами, «Толстые, тонкие вопросы», |
Рефлек сия | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | «Ассоциации», «Цветные карточки», «Три лица», «+ - ?», анкетирование |
На всех этапах урока, по желанию педагога и в соответствии с подаваемым материалом, мною используются различные методы, технологии и приёмы работы.
Приёмы:
- создание ситуации успеха;
- положительный эмоциональный настрой;
- рефлексия;
- создание проблемной ситуации через анализ, сравнение, установление противоречий;
- занимательность;
- творческая работа;
- мнемотехника (ассоциативные зацепки);
- графические ассоциации;
- повышение интереса к уроку;
- повторение ранее изученных тем;
- коллективная учебная деятельность;
- приём устного опроса.
Работа на уроках строится в соответствии с основными принципами педагогической техники:
- принцип свободы выбора;
- принцип открытости;
- принцип деятельности;
- принцип обратной связи.
Для успешной реализации основных принципов образования посредством применения технологии педагогических мастерских я составила Алгоритм проведения урока по данной технологии, который является основополагающим в моей педагогической деятельности на сегодняшний день.
1 этап: индуктор - вводит в проблему на основе опыта, проблема выдвигается обучающимися.
2 этап: работа с материалом
а) самоконструкция - исследование обучающимися проводится индивидуально.
б) социоконструкция - исследование обучающимися проводится в группах.
в) социализация - представление своей работы, чтение текстов, слов и т.д.
г) афиширование - вывешивание работ, обсуждение мнений.
3 этап: ядро - психологическое состояние, когда участнику мастерской открывается новое видение закона, образа, ситуации, отношений, явлений.
4 этап: творческая работа - постижение истины, творческая реализация идей
5 этап: рефлексия - саморефлексия (я осознаю, что думаю и отражение того, о чём думают другие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста
Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование....
Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста
Соотношение речи и мышления на этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллектуальное развитие р...
Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенного ребёнка младшего школьного возраста в условиях ФГОС
В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о пре...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста
Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...