Мастер – класс для педагогов и воспитателей «Звуки и буквы».
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления –звуковой анализ слов. Вначале хочу привести слова известного советского педагога-психолога Д.Б.Эльконина. «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.» (слайд) Основной акцент давайте сделаем на звуковом анализе слов, как одном из важных умений, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Но прежде, чем мы продолжим разговор, я бы хотела пригласить сюда двух представителей от каждого структурного звена для того, чтобы мы с вами могли сравнить: как строится работа в д/с и в начальной школе по данному направлению. ( участники работают) Закройте глаза и послушайте (включается музыка со звуками природы). Что вы услышали? (Голоса птиц, шум моря и т.д.- одним словом –это звуки) Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Ответьте на вопрос: Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.( на слайде) А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).(слайд) Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – со звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. (слайд) Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Поэтому –развитие ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Это необходимо для: - Обучения чтению
- Грамотному письму в школе
- Изучения родного языка (на слайде)
Давайте вспомним, уважаемые коллеги, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).(на слайде) Важно не путать звуки и буквы.(Когда родитель говорит «Мой ребёнок не умеет говорить букву –это не правильно) Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.(слайд) Уважаемые коллеги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенок должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. По мнению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». (слайд) То есть если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а так же избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу слова. Обращаюсь к представителям. Так что же такое звуковой анализ слова? Звуковой анализ слова – это определение последовательности, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.( слайд) Дополнительный вопрос: какие бывают звуки? (гласные и согласные). Дайте характеристику гласным звукам ? При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. Вы их обозначили красным цветом . Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.( слайд) Обратите внимание что в русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв,(почему?).. Это связано с особенностями употребления букв Я, Ю Е, Ё, эти буквы обозначают слияние двух звуков [йа], [йо], [йу], [йэ]. Поэтому они называются йотированными! Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же и от детей, еще не знакомых с письменной речью. Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа. - Какие звуки называются согласными? Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо. ( обратите внимание на то, что давая понятие о согласных звуках ошибочно говорить, что их нельзя петь) Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ. Согласных звуков– 36.(почему?) Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.. Запомните, что: Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].( слайд) Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак). Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный (вьюга, съел) Обращаюсь к представителям. Алгоритм звукового (фонетического) анализа слова. - Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове.
- Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).
- Произносим слово по слогам
- Находим ударный слог
- Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук: твердый/мягкий.
- Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат).
- Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше), и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику.
- Называем слово по схеме целиком.
- Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.
Важно: При проведении звукового анализа необходимо обязательно произносить слово вслух. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.(слайд) Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Давайте посмотрим, как справились наши коллеги с о звуковым анализом . Единой точки зрения на то, каким образом необходимо проводить работу по формированию фонетического анализа в начальной школе, не существует. ( спасибо, коллеги) Для чего нам нужен звуковой анализ? При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др. Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. И в заключении: анализ программы начального образования «Школа России» и дошкольного образования «Детство» показал много общего. Так в программе дошкольного образования отражены важнейшие стороны языка: фонетика , лексика, грамматика, содержательность речи, выразительность языка и интонаций. Основная задача обучения грамоте в подготовительной к школе группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, а это - предпосылки для реализации преемственности дошкольного и начального образования. Если у ребенка в дошкольном возрасте четко сформировалось понятие о звуках, то ему будет легче в начальной школе при овладении грамотой на начальной ступени образования. С опорой на фонетические знания и умения будущий первоклассник быстрее овладеет процессами чтения и письма в период обучения грамоте в школе, освоит орфографию. В начальной школе в период обучения грамоте работа над основными фонетическими понятиями также, как и в дошкольном образовании, продолжается на практическом уровне. Умения детей расширяются, совершенствуются. Мною составлена методическая копилка, в которую включены приемы работы по подготовке к формированию основных фонетических понятий. Эти приемы можно использовать на первой ступени образования и на второй при обучении детей чтению и письму. Большое спасибо, мне понравилось, как вы работали. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось?
|