Мастер-класс "Звуковой анализ слова"
методическая разработка

Переход Вера Владимировна

Мастер-класс "Звуковой анализ слова" для воспитателей и учителей начальных классов. В материале представлена система работы по обучению детей звуковому составу слова, показана преемственность в работе между воспитателями детского сада и учителями начальной школы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов и воспитателей «Звуки и буквы».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления –звуковой анализ слов. Вначале хочу привести слова известного советского педагога-психолога Д.Б.Эльконина. «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов  имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.» (слайд)
Основной акцент давайте сделаем на звуковом анализе слов, как одном из важных умений, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Но прежде, чем мы продолжим разговор, я бы хотела пригласить сюда двух представителей от каждого структурного звена для того, чтобы мы с вами могли сравнить: как строится работа в д/с и в начальной  школе по данному направлению.

( участники работают)

Закройте глаза и послушайте (включается музыка со звуками природы). Что вы услышали? (Голоса птиц, шум моря и т.д.- одним словом –это звуки) Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. 

 Ответьте на вопрос:

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.( на слайде)

А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).(слайд)

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – со звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. (слайд)

Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.

Поэтому –развитие ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Это необходимо для:

  • Обучения чтению
  • Грамотному письму в школе
  • Изучения родного языка (на слайде)

Давайте вспомним, уважаемые коллеги,  что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).(на слайде)

Важно не путать звуки и буквы.(Когда родитель говорит «Мой ребёнок не умеет говорить букву –это не правильно)

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.(слайд)

Уважаемые коллеги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенок  должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. По мнению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». (слайд) То есть если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а так же избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу слова.

Обращаюсь к представителям. Так что же такое звуковой анализ слова?

Звуковой анализ слова – это определение последовательности, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.( слайд)

Дополнительный вопрос: какие бывают звуки? (гласные и согласные). Дайте характеристику гласным звукам ?

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. Вы  их обозначили красным цветом .

Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.( слайд)

Обратите внимание что в русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв,(почему?)..

 Это связано с особенностями употребления букв Я, Ю Е, Ё, эти буквы обозначают слияние двух звуков [йа][йо][йу][йэ]. Поэтому они называются йотированными! Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же и от детей, еще не знакомых с письменной речью. Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.

- Какие звуки называются согласными?

Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.

( обратите внимание на то, что  давая понятие о согласных звуках ошибочно говорить, что их нельзя петь)

Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

Согласных звуков– 36.(почему?)

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом..

Запомните, что:

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].( слайд)

Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак). Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный (вьюга, съел)

Обращаюсь к представителям.

Алгоритм  звукового (фонетического) анализа слова.

  1. Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове.
  2. Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).
  3. Произносим слово по слогам
  4. Находим ударный слог
  5. Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук: твердый/мягкий.
  6. Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат).
  7. Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше), и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику.
  8. Называем слово по схеме целиком.
  9. Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

Важно: При проведении звукового анализа необходимо обязательно произносить слово вслух. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.(слайд) Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Давайте посмотрим, как справились наши коллеги с о звуковым анализом .

 Единой точки зрения на то, каким образом необходимо проводить работу по формированию фонетического анализа в начальной школе, не существует.

( спасибо, коллеги)

Для чего нам нужен звуковой анализ? При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

 Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

И в заключении: анализ программы начального образования «Школа России» и дошкольного образования «Детство» показал много общего. Так в программе дошкольного образования отражены важнейшие стороны языка: фонетика , лексика, грамматика, содержательность речи, выразительность языка и интонаций. Основная задача обучения грамоте в подготовительной к школе группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, а это - предпосылки для реализации преемственности дошкольного и начального образования. Если у ребенка в дошкольном возрасте четко сформировалось понятие о звуках, то ему будет легче в начальной школе при овладении грамотой на начальной ступени образования. С опорой на фонетические знания и умения будущий первоклассник быстрее овладеет процессами чтения и письма в период обучения грамоте в школе, освоит орфографию.

В начальной школе в период обучения грамоте работа над основными фонетическими понятиями также,  как и в дошкольном образовании, продолжается на практическом уровне. Умения детей расширяются, совершенствуются.

Мною составлена методическая копилка, в которую включены приемы работы по подготовке к формированию основных фонетических понятий. Эти приемы можно использовать на первой ступени образования и на второй при обучении детей чтению и письму.

Большое спасибо, мне понравилось, как вы работали. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось?


Соедините стрелками понятие и определение

Специальные символы  для ЗАС

Восстановите алгоритм  звукового анализа слова.

Обозначаем звук на схеме символом соответствующего цвета.

Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).

Произносим слово по слогам

Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушиваемся, какие звуки есть в этом слове.

Называем сколько всего  звуков в слове? Сколько гласных ? Какие? Сколько согласных звуков в слове? Какие?

Выделяем  первый звук в слове, даём ему характеристику.

Находим ударный слог.

Выделяем  второй звук в слове, даём ему характеристику(и так все звуки).

Называем слово по схеме целиком.

Составьте схему слова

1239840190_5-tools-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов"....

Презентация "Тайны знакомых слов" (этимологический анализ слов)

Данная презентация сопровождает выступление ученика на научно-практической конференции младших школьников "Первые шаги в науку"....

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева  ( развивающая система Л.В.Занкова)Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие.  Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Ч...

Разработка к уроку по русскому языку на тему: "Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение".

Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение. для казахской школы...

Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.

Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать вз...