Опыт работы. "Формирование нравственных качеств (уважения) к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта".
методическая разработка (2 класс)
Нравственное воспитание в коррекционной школе наиболее результативно именно в практической работе. имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Если человека учат добру – в результате будет добро». | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение специальная коррекционная школа №8 г. Лабинска Краснодарского края
Доклад на МО воспитателей
Опыт работы
"Формирование нравственных качеств (уважения) к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта»
Подготовила: Зейлингер Ольга Николаевна - воспитатель высшей категории ГКОУ школы №8 г. Лабинска Краснодарского края.
Нравственное становление личности младших школьников с нарушением интеллекта во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и с родителями. Имея нарушение интеллекта, ребенок не может справиться с общеобразовательной программой, что создает конфликтную ситуацию между родителями и школой. Первый год обучения по программе в школе VIII вида является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Многие исследователи детей с нарушением интеллекта указывают, что основная трудность социального развития связана со сложностями формирования потребности в общении у данной категории детей. Эти дети не проявляют интереса к общению с другими детьми и даже с родителями. Отсутствие потребности во взаимодействии с другими детьми существенно осложняет формирование социальных и коммуникативных навыков, что негативно сказывается на формировании нравственных качеств у ребенка.
Важен вопрос о роли первичного коллектива семьи в социально-нравственном развитии умственно отсталого ребенка. Дело не только в том, насколько успешно семья формировала у него навыки и привычки. Трудно понять, насколько велико горе, которое испытывают родители, когда выясняется (сразу или постепенно), что у них родился неполноценный ребенок. Рождение такого ребенка меняет динамику внутрисемейных отношений. При низкой душевной культуре одного из супругов случается и так, что семья распадается и вся тяжесть горя и забот падает на плечи одного из них, а то и вовсе бабушки или дедушки. Вот эта длительная семейная драма влияет на формирование нравственной личности умственно отсталого ребенка. Иногда жизнь детей и родителей протекает параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители.
Для решения этой проблемы были разработаны основные направления психолого-педагогической работы по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка:
· совместные занятия в детско-родительском коллективе направлены на создание эмоционально теплых отношений в диаде близкий взрослый – умственно отсталый ребенок;
· семинары – тренинги, специализированные тематические лекции являются основными способами оптимизации восприятия ребенка родителями;
· индивидуальная и групповая формы работы с родителями, участие в совместных занятиях детско-родительской группы рассматриваются в качестве ведущих для преодоления деструктивных моделей родительского поведения.
Опыт показал, что после проведения такой работы по формированию детско-родительских отношений:
- у всех детей повысилась потребность в общении со сверстниками и семейным окружением,
- дети стали более активными, раскрепощёнными, стали относиться к родителям с большим уважением и почитанием.
Также все родители стали адекватнее относиться к своим детям и их поступкам. Научились контролировать свои эмоции при объяснении инструкций, которые могут быть непонятны ребёнку.
Также сложности в нравственном и социальном развитии умственно отсталых детей связано с такими особенностями их развития как:
1. Несформированность потребности в общении.
2. Трудности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)
3. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)
4. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.
5. Трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми.
В центре внимания педагогов коррекционной школы должны быть межличностные отношения детей, положение каждого из них в детском коллективе. В школе только при корректной помощи педагогов отдельные дети могут добиться более благоприятного к себе отношения сверстников. Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительных проявлений характера. Акцентирование внимания детей на положительных качествах того или иного ученика помогает ему становиться лучше, увереннее, возбуждает желание более ярко проявить себя с положительной стороны. Не менее внимательного отношения педагогов требуют также учащиеся, в силу тех или иных своих качеств занявшие в коллективе лидирующее положение, и особенно те из них, которые в стремлении удержать лидерство прибегают к негативным способам самоутверждения, выражающимся в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами. Если вовремя не помочь таким «лидерам» осознать свое поведение, не нейтрализовать их влияние, не вести с ними индивидуальную воспитательную работу, то у них может появиться чувство вседозволенности и собственного превосходства.
Психологические проблемы ребенка, нравственный кризис наиболее ярко обнаруживают себя в процессе общения со сверстниками. Поэтому основной формой коррекционной работы могут быть групповые и подгрупповые занятия. Установив параметры психологического отклонения, препятствующие активному общению детей также может быть проведен комплекс сюжетно-ролевых игр и раскрепощающих психологических упражнений с целью развития коммуникативных навыков и нравственного отношения к окружающим. Дети играют в сюжетно-ролевые игры совместно с взрослым.
Коррекционные упражнения делятся на несколько различных направлений:
«Я и мое тело».
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психически защищен.
«Я и мой язык».
Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения и передачи эмоций.
«Я и мои эмоции».
Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
«Я и Я».
Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
«Я и другие».
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношению к людям и друг к другу, сочувствию и уважению.
«Я и моя семья».
Игры упражнения, направленные на осознание, отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи, формирование уважительного отношения к старшему поколению.
Крайне необходимо показывать положительные стороны личности каждого ребенка. Обратить внимание не только на то, что и как ребенок умеет делать, каковы его исполнительские возможности, но и как он относится к делу. Все это со временем дает возможность включения трудных детей в общее дело, где они могут стать полезными участниками, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.
В результате проведения таких занятий ребенок начинает ощущать потребность в сопереживании, у него формируется преимущественно внеситуативные познавательные и личностные мотивы общения, обеспечивающие реальную платформу для овладения внеситуативными формами общения.
Наблюдается более адекватное отношение к себе и к окружающим, отсутствие чувства неловкости в общении с незнакомыми людьми. Появляется искренний интерес к сверстникам, стремление занимать лидирующие позиции. Дети получают удовольствие от общения со сверстниками, дружно играют друг с другом. А повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении детей в группе сверстников.
Формирование нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта осуществляется с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице); использование таких средств как краеведение, экскурсии, посещение музеев, беседа с выдающимися людьми оказывает также положительное влияние на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта, а использование сюжетно-ролевых игр и групповых занятий позволяет обеспечить формирование нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливость, честность.
Вывод: в результате проведения такой психокоррекционной работы происходят изменения в личностном развитии детей. Прежде всего, это развитие нравственных качеств и коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта. Дети более дружелюбно относятся друг другу, родителям, педагогам. Стабилизируется психоэмоциональный фон в группе, появляется атмосфера сплоченности. Дети учатся выражать на лице адекватную эмоциональную реакцию без слов, т.е. мимикой. Дети становятся более активны, общительны. Нравственное воспитание в коррекционной школе наиболее результативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Подтверждается закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру – в результате будет добро», при условии постоянном, настойчивом воспитании в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
Список литературы
1. Антонова Т.В. Воспитание навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. - М., 1994.
2. Буре Р. С. Воспитатель и дети. - М., 1985.
3. Виноградова А.М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. -М., 1989.
4. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М., 2004.
5. Воспитание нравственных чувств у младших дошкольников / Под ред. А.М
Виноградовой. - М., 1992.
6. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М., 1989.
7. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"
Логопедическое занятие проводится с учащимися 3 класса с нарушением интеллектуальной деятельности.На занятии активизируется словарный запас по теме "семья", "человеческие отношения", закрепляется умен...
Презентация логопедического занятия в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"
Презентация "Моя семья" используется на логопедических занятиях в 3 классе для детей с нарушением интеллекта....
Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".
Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Семья играет огромную роль в развитии ребёнка с нарушением интеллекта. Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием д...
Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта
Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...
Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта .
Статья на тему : "Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта ."...
Педагогический опыт на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья и развития школьников с нарушением интеллекта»
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающ...