Мастер- класс для педагогов "Введение в исследовательскую деятельность младших школьников"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер- класс для педагогов "Введение в исследовательскую деятельность младших школьников" | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Тема: «Введение в исследовательскую деятельность младших школьников»
Цель мастер-класса:
- Передать коллегам способы работы с одарёнными детьми;
Цель для учеников: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся;
- вооружить учащихся инструментарием ведения исследовательской деятельности;
- привлекать учащихся к деятельностному участию работы мастерской.
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Вступительное слово.
- Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Введение в исследовательскую деятельность» в рамках темы «Работа с одарёнными детьми».
Я предлагаю провести нашу работу в три этапа:
- Подготовительный, информационный;
- Практический: занятие с детьми по теме: «Введение в исследовательскую деятельность»;
- Завершающий, рефлексия мастер-класса.
Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.
В последнее время все чаще встаёт проблема работы с одарёнными детьми.
Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.
Перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный.
Существуют следующие формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества;
4. применение дискуссии;
5 ТРИЗ;
6. интеллектуальные игры.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- игра «Научно - исследовательская лаборатория»;
- игры А. Зака;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им виды творческой деятельности. Я остановлюсь на одной из форм работы с одарёнными детьми - исследовательской деятельности учащихся.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Впоследствии, уже во втором полугодии первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Также необходимо научить давать определения понятиям, обобщать, классифицировать.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы, начиная со второго класса. Как же мы над этим работаем?
Придерживаюсь следующих этапов исследовательской деятельности:
- Мотивирование.
Факторы запускающие исследовательскую мотивацию:
- новизна объекта или явления;
- недостаток информации (почему? как? и т.д.);
- его сложность (как это работает? устроено?);
- информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации)
- Выбор тем:
- Тема должна быть интересна ребёнку.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, необычной, неожиданной.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена достаточно быстро.
Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
- Выдвижение гипотез.
- Выбор методов.
- Сбор материала
- Обобщение материала.
- Презентация материала.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выступления на НОУ становятся праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.
Теоретические темы выступлений «Вулканы», «Тигр и гепард–сравнительная характеристика», «Путь из варяг в греки»,
« Для чего нужны хвосты», «Волки», «Семейство кошачьих» и др.
Постепенно стали появляться работы, содержащие элементы эксперимента: «Как вырастить дубки», « Условия развития плесневого гриба», «Лекарственные растения в моём огороде» и т. д.
«Влияние различных источников влаги на рост и развитие тыквы» (3 класс), «Влияние положительной и отрицательной информации на развитие семени фасоли» (2 класс), «Упражнения, направленные на исправление осанки» (4 класс) и т.д. Перечисленные работы имеют и практическую направленность.
III. Практическая часть.
- Сейчас я с вами проведу фрагмент одного из занятий.
- Кто такие исследователи?
- Каких исследователей, первоткрывателей вы знаете?
- Как вы думаете, какими качествами обладают исследователи?
- Любознательность, жажда знаний, тяга к новому, неизведанному
- Наблюдательность
- Терпение
- Творчество
- Трудолюбие
- А могут ли ученики быть исследователями? ( Рассказываю о научном обществе, которое существует в школе).
Всякая исследовательская строится по определённому плану.
Технология построения исследования:
Этапы исследования
- 1 ЭТАП: Подготовительный
- Определение проблемы и темы исследования.
- Формулирование целей и задач исследования.
- Определение источников получения необходимой информации.
- Выбор методов проведения исследования.
- Разработка инструментария (анкеты, опросные листы и т.п.) .
- Разработка программы этапа исследования (где, когда, в каком объеме будут собираться данные, график работы, схема контроля за проведением исследования).
- 2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных)
- Сбор данных в соответствии с программой исследования.
- Контроль за проведением исследования.
- Проверка достоверности собранных данных .
- 3 ЭТАП: Заключительный
- Введение данных в специализированную программу и их обработка.
- Анализ полученной информации.
- Выведение закономерностей.
- Составление отчета, изложение результатов исследования.
Выполнение заданий.
- Вы говорили, что исследователь - это творческий человек, обладающий креативным мышлением.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используем различные методы и приёмы.
- Игра «Назови отличие», «Поиск объектов общего»
Обычно, сравнивая предметы, дети легче находят отличия, чем признаки сходства. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения.
Сравни шкаф и телевизор. ( Большой и маленький, нуждается в электричестве, не нуждается, используется для хранения вещей, не используется).
- Учимся планировать преобразование предметов и слов.
Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Такие задания развивают способность планировать свою деятельность.
Учимся узнавать предметы в неопределённых географических формах.
Задание: Нарисуй на основе кругов, квадратов как можно больше рисунков.
Итак, включению ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые на специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
- Рефлексия. Оставьте незаконченное предложение.
У данной формы работы большие перспективы и возможности, нужно только начать работу в этой области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности младших школьников».Направленность: распространение педагогического опыта работы.Цель: продемонстрировать методику...
"Исследовательская деятельность младшего школьника " мастер -класс"
Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение млад...
"Исследовательская деятельность младшего школьника " мастер -класс"
Способности формируются в деятельности, в ней же и проявляются....
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Мастер-класс на тему "Образовательная среда, направленная на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников"
Мы, учителя начальных классов, работаем по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, уме...