Групповая работа в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий
статья
С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
по теме
«Групповая работа в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий»
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «СШ № 5»
Репенко Наталья Валериевна
С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Задача педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Это фундамент всего образования.
Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.
Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченный. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.
Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы.
Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому нужно превращать свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Отбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Стимулировать мыслительную деятельность ребят различными средствами и приемами. Использовать методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся.
Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности. По данным исследователей, эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы, причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность может оказаться несформированной и к концу обучения в средней школе. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.
Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. При построении учебного сотрудничества нужно учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"
В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...
Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий
Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...
Презентация "Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий"
Презентация содержит материал, позволяющий эффективно использовать групповую работу на уроках....
Презентация "Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования универсальных учебных действий "
Как разработать и провести проект в начальной школе....
Организация работы с одаренными детьми, как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС НОО.
Формы внеурочной работы с одаренными детьми...
Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт)
Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт)...
«Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе»
мотивировать учеников самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве....