«Требования к уроку в условиях внедрения ФГОС»
методическая разработка на тему
Доклад "Требования к уроку в условиях внедрения ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovanie.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Требования к уроку в условиях внедрения ФГОС»
Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Скаткин М.Н.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественным производстве, то в настоящее время задачи образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и как следствие, быть успешным в жизни.
Организация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
- Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
- Используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
- Соблюдены нормы педагогической этики;
- Темп урока оптимален для данного коллектива детей;
- В течении урока была обеспеченна оптимальная для данного класса смена видов деятельности;
- Соблюдены гигиенические условия учебного труда;
- Созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;
- Дидактическая задача урока решена.
Организация внутренне мотивированной учебной деятельности учителем – «профессионалом»
Компоненты деятельности | Установки и действия педагога |
| Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. |
| Опора на внутренние мотивы |
| Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цель |
| Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника. |
| Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя-внутренние позитивные изменения в личности школьника. |
| Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата. |
Главной идеей процесса развивающего обучения становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Основная задача педагога в этом случае – помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.
Структурные элементы урока
Организационный этап | |
| Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока |
| Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности |
| Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований |
| Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся |
| Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляции деятельности учащихся, ее целенаправленность |
| Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе. |
| Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность |
Этап всесторонней проверки домашнего задания | |
| Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях; совершенствуя при этом ЗУН |
| Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты. |
| Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса |
| Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и выявить типичные недостатки; возможность в ходе проверки дом.задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом. |
| Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивид., фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий |
| Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся |
| Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий. |
Этап всесторонней проверки ЗУН | |
| Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования |
| Проверка различными методами объема и качества усвоения материала, характера мышления учеников, степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчета учащихся; |
| Использование различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индив. опроса и кончая тестовой проверкой. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы |
| Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН, и указание того, что необходимо сделать для совершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся |
| Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа. |
| Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргуиентов отметок. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | |
| Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся |
| Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы |
| Умение учителя четко определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках |
| Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимся практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока) |
Этап усвоения нового материала | |
| Дать учащимся конкретное представление об изучаемом. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН |
| Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимся. |
| Полное и точное определение отличительных признаков изучаемого; вычленение наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана; использование приемов мышления (анализа сравнения, обобщения, конкретизации). Постановка проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. |
| Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в поведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения. |
| Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала |
| Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности |
| Нет четкости в постановке задач, не выделено главное не систематизирован и не закреплен материал, не связан с раннее изученным. Используется не доступный для учащихся уровень изложения. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала | |
| Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы. |
| Проверку учителем глубины понимания учащимися учебного материал, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий |
| Постановка вопросов, требующих активной, мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое решение и т.д.; учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала. |
| Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; главное – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников |
Этап закрепления нового материала | |
| Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу |
| Закрепление полученных знаний и умений, методики изучения нового материала, методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. |
| Выработка умений оперировать раннее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний. |
| Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся. |
| Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий. |
| Разнообразие заданий, их практическое направленность. |
| Вопросы и задания предлагаются той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главном. |
Этап информированности учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | |
| Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы |
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися по содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока. |
| Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Умение дать в коротких указаниях порядок выполнения. |
| Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками |
| Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах и ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию. |
| Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов) |
| Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения. |
Подведение итогов урока | |
| Проанализировать дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективы на будущее |
| Самооценка оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках |
| Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы |
| Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. |
| Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. |
| Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения |
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% И не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин | 11-15 мин | Более 15 мин |
4 | Частота чередования разл. Видов учебной деятельности | Смена не позже, чем через 7-10 мин | Смена через 11-15 мин | Смена 15-20 мин |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин | Через 15-20 мин | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи не соответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые не соответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10 | Физкультминутки | 2 за урок, состоящие из трех легких упражнений по 3-5 повторений каждого | Одна физминутка за урок, с недостаточной продолжительностью | отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент наступления утомления учащихся (по снижению уч.активности) | Не раннее, чем через 40 минут | Не раннее, чем через 35-37 мин | Менее, чем через 30 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения...
"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС
В условиях внедрения ФГОС второго поколения в школы на первый план выходит системно-деятельностный подход обучения....
Стимул к успеху учителя и ученика на уроке в условиях внедрения ФГОС
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому.Главной целью в моей работе становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать ...
Критерии современного урока в условиях внедрения ФГОС.
В работе затрагиваются вопросы волнующие всех педагогов. работающих по ФГОС:- Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника н...
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»
Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школев рамках внедрения ФГОС"...