Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»
презентация к уроку

Квашина Елена Викторовна

Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школе
в рамках внедрения ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Медведовской

Доклад по теме:

 «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»

                                                     Учитель начальных классов

                                                                       Квашина Елена Викторовна

первая квалификационная категория

2018 год


В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат обучение по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.

ФГОС общего образования  для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной  основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями,

ФГОС – это совокупность трех систем требований.

-Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

 -Требования к организации образовательного процесса;

-Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Главная цель ФГОС  раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Основа стандарта:

1. Деятельностный подход

2. Дифференцированный подход

Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход

Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).

Содержание ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:

«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.

Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.

Стандарт направлен на обеспечение:

-равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью; 

-государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью;

-нравственного  развития  учащихся  с  умственной  отсталостью,

-формирование основ их гражданской идентичности;

-учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учащихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

-вариативность  основных  образовательных  программ,  дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку. Сравним традиционный и современный урок по фгос.

 Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:

 1.Уровне активности учащихся

 2.Роли учителя на уроке

 3.Целях урока

4.Методах, применяемых учителем

5.Способах оценивания

6.Структуре урока

Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока, высокая степень речевой активности. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

Отличие традиционного урока от урока по ФГОС

Традиционный урок

Современный урок

Триединая цель:

- образовательная

- развивающая

-воспитательная

Введение УУД:

-формирование предметных результатов

-формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД)

-формирование личностных результатов

По способу передачи знаний

объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы

деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский

По характеру взаимоотношений

субъектно-объектный

субъектно-субъектный, партнерство, равноправие

Типы уроков

Типы традиционных уроков

 (по основной дидактической цели)

Типы уроков по ФГОС

(по основной деятельностной цели)

Урок ознакомления с новым материалом

Урок закрепления изученного

Урок применения знаний и умений

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Урок– контрольная работа

Комбинированный урок

Урок открытия новых знаний

Урок общеметодологической направленности

Урок рефлексии

Урок – исследования (урок творчества)  

Урок развивающего контроля

Происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта.  

Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных ЗУН, а «Научить учиться», то есть сформировать универсальные учебные действия

Требования к современному уроку

Требование к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Требования ФГОС к современному уроку

1. Целеполагание.

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если  учащиеся сами   сформулируют   тему урока, цели урока, составят  план работы по достижению  этих целей. В задачу учителя   входит  создание  проблемной ситуации, организация  погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.

2. Мотивация.

Мотивация предполагает, что ученик  с интересом   будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося  решающая роль принадлежит учителю: он должен  вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности

4. Отбор содержания.

Отбирая содержание,  учитель должен  руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е.  не только  знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД.  Остальная информация может носить вспомогательный характер.

Следует помнить, что максимально эффективно  усваивается информация, если:

-она актуальна для учащегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика;

-согласуется  с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;

- затрагивает чувства конкретного ученика;

- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;

- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения (передача какой – либо информации при помощи речи), что актуально при работе в парах, группах.

5. Интегрированность знаний, отработка метапредметных способов образовательной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме:

постановка учебного задания - деятельность учащихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.

7. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности  учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:

-узнавание нового материала;

-воспроизведение;

-применение знаний в новой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

-творческий подход к знаниям

8.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.

9.Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами сети Интернет)

10. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм)

11. Использование системы  самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию  положительной учебной мотивации

14. Минимазация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных  и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:

-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

-задания, способствующие осмыслению материала учеником;

-задания, способствующие закреплению материала учеником;

15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.

- требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;

- учащиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;

- учитель контролирует точность,  тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования;

-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;

-не должно быть однообразия в учебной работе;

- должно быть чередование слушания с практическими работами;

- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям

Главное требование к современному уроку «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Дифференцированный подход - это особенность обучения группы умственно отсталых учащихся с определенной типологией продуктивности обучения.  

Варианты заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по:

 -степени сложности (из-за глубины дефекта)

-объему (с учетом уровня работоспособности)

-форме выполнения (с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа)

-степени желательности и обязательности

3 группы учащихся

  • первая группа - ученики, успешно обучающиеся в классе
  • вторая группа - ученики, которые нуждаются в помощи учителя
  • третья группа - ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне

В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Каким должен быть современный урок:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, чтобы преодолеть трудности, надо изменить представление о самом уроке.

Таким образом,  ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Реализация стандарта требует изменения у учителя представлений о уроке учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в коррекционной школе в рамках введения ФГОС Учитель начальных классов Квашина Елена Викторовна первая квалификационная категория

Слайд 2

ФГОС – это совокупность трех систем требований . Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к организации образовательного процесса; Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Слайд 3

Главная цель ФГОС : раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Слайд 4

Основа стандарта: 1 . Деятельностный подход 2. Дифференцированный подход Системно - деятельностный подход. Служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося . Дифференцированный подход. Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).

Слайд 5

Содержание ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:

Слайд 6

«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, обучающийся впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.

Слайд 7

Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции .

Слайд 8

Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью; государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью; нравственного развития учащихся с умственной отсталостью, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учащихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей; Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Слайд 9

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку.

Слайд 10

Традиционный урок Современный урок Триединая цель: - образовательная - развивающая -воспитательная Введение УУД: -формирование предметных результатов -формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД) -формирование личностных результатов По способу передачи знаний объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский По характеру взаимоотношений субъектно-объектный субъектно-субъектный, партнерство, равноправие Отличие традиционного урока от урока по ФГОС:

Слайд 11

Типы уроков: Типы традиционных уроков (по основной дидактической цели) Типы уроков по ФГОС (по основной деятельностной цели) Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления изученного Урок применения знаний и умений Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки и коррекции знаний и умений Урок– контрольная работа Комбинированный урок Урок открытия новых знаний Урок общеметодологической направленности Урок рефлексии Урок – исследования (урок творчества) Урок развивающего контроля

Слайд 12

Характеристика изменений в деятельности педагога работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д.

Слайд 13

Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных Знаний Умений и Навыков, а «Научить учиться», то есть сформировать универсальные учебные действия.

Слайд 14

1 2 3 План работы 5 4

Слайд 15

Рисуем грушу 1. Нарисуйте два круга. Большой и маленький, так чтобы они пересекались в двух точках. 2. Сверху маленького круга пририсуйте хвостик, а снизу большого круга донышко. 3. Соедините наружными контурами два круга, как на картинке плавными линиями. 4.Сотрите внутренние лишние линии.

Слайд 16

«Мир природы и человека»

Слайд 17

Коллективная работа «Урожай»

Слайд 18

Коллективная работа «Золотая осень»

Слайд 20

Главное требование к современному уроку: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель лишь руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал ».

Слайд 21

Дифференцированный подход - это особенность обучения группы умственно отсталых учащихся с определенной типологией продуктивности обучения. Варианты заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по: -степени сложности (из-за глубины дефекта) -объему (с учетом уровня работоспособности) -форме выполнения (с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа) -степени желательности и обязательности

Слайд 22

3 группы учащихся первая группа - ученики, успешно обучающиеся в классе вторая группа - ученики, которые нуждаются в помощи учителя третья группа - ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне

Слайд 24

Пальчиковая гимнастика и физминутка

Слайд 25

Картинный диктант

Слайд 26

Рефлексия «Солнышко»

Слайд 27

В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что индивидуальные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Слайд 28

Каким должен быть современный урок: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающегося, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учеником; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающегося;

Слайд 29

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества ; времясбережение и здоровьесбережение ; в центре внимания урока -ребенок; учет уровня и возможностей обучающегося, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление, настроение; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

Слайд 30

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, чтобы преодолеть трудности, надо изменить представление о самом уроке . Таким образом, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Слайд 31

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Доклад на тему: «Развитие ИКТ- компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»

Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Выступление на педагогическом совете "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"

В докладе приведены  конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности....

Презентация к выступлению на педагогическом совете : "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"

Презентация  знакомит с  понятием рефлексия. Даёт представление о классификации рефлексии. Приводятся примеры  проведения рефлексии на уроках....

Доклад на педагогическом совете "Панорама деятельности классного руководителя как условие успешной социализации учащихся"

Доклад о первоочередных задачах классного руководителя, принимающего детей в первый класс. Как научить детей общаться? Как сплотить детский коллектив?...

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход».

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход»....