Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»
презентация к уроку
Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школе
в рамках внедрения ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_29.10.2018.docx | 37.31 КБ |
prezentatsiya_sovremennyy_urok_v_korrektsionnoy_shkole_v_ramkah_vvedeniya_fgos.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Медведовской
Доклад по теме:
«Современный урок в условиях внедрения ФГОС»
Учитель начальных классов
Квашина Елена Викторовна
первая квалификационная категория
2018 год
В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат обучение по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.
ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями,
ФГОС – это совокупность трех систем требований.
-Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
-Требования к организации образовательного процесса;
-Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Главная цель ФГОС раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основа стандарта:
1. Деятельностный подход
2. Дифференцированный подход
Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
Дифференцированный подход
Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).
Содержание ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:
«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.
Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.
Стандарт направлен на обеспечение:
-равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью;
-государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью;
-нравственного развития учащихся с умственной отсталостью,
-формирование основ их гражданской идентичности;
-учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учащихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;
-вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку. Сравним традиционный и современный урок по фгос.
Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:
1.Уровне активности учащихся
2.Роли учителя на уроке
3.Целях урока
4.Методах, применяемых учителем
5.Способах оценивания
6.Структуре урока
Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока, высокая степень речевой активности. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
Отличие традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционный урок | Современный урок |
Триединая цель: - образовательная - развивающая -воспитательная | Введение УУД: -формирование предметных результатов -формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД) -формирование личностных результатов |
По способу передачи знаний | |
объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы | деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский |
По характеру взаимоотношений | |
субъектно-объектный | субъектно-субъектный, партнерство, равноправие |
Типы уроков
Типы традиционных уроков (по основной дидактической цели) | Типы уроков по ФГОС (по основной деятельностной цели) |
Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления изученного Урок применения знаний и умений Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки и коррекции знаний и умений Урок– контрольная работа Комбинированный урок | Урок открытия новых знаний Урок общеметодологической направленности Урок рефлексии Урок – исследования (урок творчества) Урок развивающего контроля |
Происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта.
Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных ЗУН, а «Научить учиться», то есть сформировать универсальные учебные действия
Требования к современному уроку
Требование к уроку | Традиционный урок | Современный урок | |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует | |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует | |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает | |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Требования ФГОС к современному уроку
1. Целеполагание.
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если учащиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.
2. Мотивация.
Мотивация предполагает, что ученик с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности
4. Отбор содержания.
Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.
Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:
-она актуальна для учащегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика;
-согласуется с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;
- затрагивает чувства конкретного ученика;
- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;
- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения (передача какой – либо информации при помощи речи), что актуально при работе в парах, группах.
5. Интегрированность знаний, отработка метапредметных способов образовательной деятельности.
6. Построение каждого этапа урока по схеме:
постановка учебного задания - деятельность учащихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
7. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:
-узнавание нового материала;
-воспроизведение;
-применение знаний в новой ситуации;
-применение знаний в незнакомой ситуации;
-творческий подход к знаниям
8.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.
9.Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами сети Интернет)
10. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм)
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности
13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации
14. Минимазация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:
-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-задания, способствующие закреплению материала учеником;
15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.
- требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;
- учащиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования;
-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;
-не должно быть однообразия в учебной работе;
- должно быть чередование слушания с практическими работами;
- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям
Главное требование к современному уроку «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Дифференцированный подход - это особенность обучения группы умственно отсталых учащихся с определенной типологией продуктивности обучения.
Варианты заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по:
-степени сложности (из-за глубины дефекта)
-объему (с учетом уровня работоспособности)
-форме выполнения (с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа)
-степени желательности и обязательности
3 группы учащихся
- первая группа - ученики, успешно обучающиеся в классе
- вторая группа - ученики, которые нуждаются в помощи учителя
- третья группа - ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне
В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Каким должен быть современный урок:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, чтобы преодолеть трудности, надо изменить представление о самом уроке.
Таким образом, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Реализация стандарта требует изменения у учителя представлений о уроке учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС – это совокупность трех систем требований . Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к организации образовательного процесса; Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Главная цель ФГОС : раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основа стандарта: 1 . Деятельностный подход 2. Дифференцированный подход Системно - деятельностный подход. Служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося . Дифференцированный подход. Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).
Содержание ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:
«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, обучающийся впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.
Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции .
Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью; государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью; нравственного развития учащихся с умственной отсталостью, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учащихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей; Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку.
Традиционный урок Современный урок Триединая цель: - образовательная - развивающая -воспитательная Введение УУД: -формирование предметных результатов -формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД) -формирование личностных результатов По способу передачи знаний объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский По характеру взаимоотношений субъектно-объектный субъектно-субъектный, партнерство, равноправие Отличие традиционного урока от урока по ФГОС:
Типы уроков: Типы традиционных уроков (по основной дидактической цели) Типы уроков по ФГОС (по основной деятельностной цели) Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления изученного Урок применения знаний и умений Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки и коррекции знаний и умений Урок– контрольная работа Комбинированный урок Урок открытия новых знаний Урок общеметодологической направленности Урок рефлексии Урок – исследования (урок творчества) Урок развивающего контроля
Характеристика изменений в деятельности педагога работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д.
Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных Знаний Умений и Навыков, а «Научить учиться», то есть сформировать универсальные учебные действия.
1 2 3 План работы 5 4
Рисуем грушу 1. Нарисуйте два круга. Большой и маленький, так чтобы они пересекались в двух точках. 2. Сверху маленького круга пририсуйте хвостик, а снизу большого круга донышко. 3. Соедините наружными контурами два круга, как на картинке плавными линиями. 4.Сотрите внутренние лишние линии.
«Мир природы и человека»
Коллективная работа «Урожай»
Коллективная работа «Золотая осень»
Главное требование к современному уроку: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель лишь руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал ».
Дифференцированный подход - это особенность обучения группы умственно отсталых учащихся с определенной типологией продуктивности обучения. Варианты заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по: -степени сложности (из-за глубины дефекта) -объему (с учетом уровня работоспособности) -форме выполнения (с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа) -степени желательности и обязательности
3 группы учащихся первая группа - ученики, успешно обучающиеся в классе вторая группа - ученики, которые нуждаются в помощи учителя третья группа - ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне
Пальчиковая гимнастика и физминутка
Картинный диктант
Рефлексия «Солнышко»
В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что индивидуальные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Каким должен быть современный урок: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающегося, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учеником; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающегося;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества ; времясбережение и здоровьесбережение ; в центре внимания урока -ребенок; учет уровня и возможностей обучающегося, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление, настроение; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, чтобы преодолеть трудности, надо изменить представление о самом уроке . Таким образом, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
Доклад на тему: «Развитие ИКТ- компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»
Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО...
Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"
В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...
Выступление на педагогическом совете "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"
В докладе приведены конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности....
Презентация к выступлению на педагогическом совете : "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"
Презентация знакомит с понятием рефлексия. Даёт представление о классификации рефлексии. Приводятся примеры проведения рефлексии на уроках....
Доклад на педагогическом совете "Панорама деятельности классного руководителя как условие успешной социализации учащихся"
Доклад о первоочередных задачах классного руководителя, принимающего детей в первый класс. Как научить детей общаться? Как сплотить детский коллектив?...
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход».
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход»....