Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения
статья по теме
Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_29.11.12.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»
Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Учитель начальных классов
Матвеева Татьяна Витальевна
Работа по новым стандартам - это применение учителем нестандартных приемов и методов обучения, формирующих нестандартную личность, способную успешно адаптироваться в нестандартных условиях современного динамично развивающегося общества.
Организация и проведение современного урока с введением ФГОС постоянно меняются. Современный урок должен гарантировать доступность, качество, эффективность. Современный урок в начальной школе - это модель взаимодействия учителя и ученика, в которой проявляется творчество учителя, его профессиональная индивидуальность при неуклонном соблюдении нормативно-правовых требований и учете возрастных особенностей школьников. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Современный урок - это не просто передача сведений и работа на конечный результат; это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Современный урок требует применения современных образовательных технологий... Например, технология проблемно-диалогического обучения готовит учеников к поиску самостоятельного решения, а учитель только направляет эту деятельность.
Конечно, каждому учителю при подготовке к уроку необходимо учитывать требования к его организации и содержательному компоненту: постановка цели урока и задач, работающих на достижение цели; сохранение научности содержательного компонента урока; учет интегрированного и соционаправленного характера урока; создание проблемных ситуаций; прогнозирование, создание и реализация индивидуального обучения; использование современных средств обучения; создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся; моделирование разнообразных форм сотрудничества участников образовательного процесса; соблюдение условий организации учебной деятельности, способствующих сохранению и укреплению психического, социального и физиологического здоровья младшего школьника, взаимодействия с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и уважения к личности.
Кроме того, нужно всегда помнить, что игра также является неотъемлемой частью обучения младших школьников: ведь именно использование ресурсов детских игр, генетической преемственности игры и учения позволяют учителю оптимизировать процесс становления учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Использование игры в обучении, как методический прием - это яркий и действенный способ деятельностного метода обучения. А чтобы игра была эффективна, учителю важно соблюдать ряд условий: при подготовке игры определить задачи, которые будут решаться в игре. Подбираться игра должна к определенному программному материалу; обдумать, включается ли игра в общий план урока; в игре не должно быть излишней развлекательности, иначе она перестанет быть обучающей; обеспечивать успех в игре каждому ребенку; формировать взаимоотношения детей в игре; обязательно подвести итог игры.
Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного обучающегося богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе.
Можно ли добиться реализации цели развития всех обучающихся при их столь разных возможностях?
Реально добиться этой цели можно, если организовать процесс обучения как дифференцированный. С введением ФГОС основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности обучающихся, знание учителем того, какие компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечивать восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Естественно, такого рода дифференциация требует специальных методических приемов учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая целостности. Учителями разрабатываются разноуровневые задания, позволяющие не тормозить развитие сильных обучающихся, а помогающие слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый обучающийся должен иметь возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или одноклассников), т.е. находящуюся в зоне ближайшего развития. Другой путь дифференциации – использование специальных тетрадей, разработанных авторами образовательных программ для каждого класса начальной школы по учебным предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.
Использование разноуровневых заданий создают ситуацию выбора, способствуют созданию ситуации успеха и формированию адекватной самооценки.
Роль учителя в современной школе меняется.
Главная задача учителя сегодня – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение, помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки. Проблемно-диалогическая технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения.
Рассмотрим проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учеников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Необходимо устанавливать взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.
Акцент на формирование УУД объективно связан с изменением роли учителя в современной школе. Современная жизнь - это жизнь в постоянно изменяющихся условиях, жизнь, требующая умения решать постоянно возникающие новые проблемы, жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Учитель на своих уроках должен создавать условия для формирования и развития вышеназванных умений.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "
Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...
презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Федеральные Государственные образовательные стандарты....
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский На что ориен...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Из опыта работы учителя начальных классов Медведевой О.А.....
Современный-урок-в-свете-внедрения-ФГОС-второго-поколения
Джон Дьюи Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: - анализировать свои действия;- самостоятельно принимат...
Методические рекомендации учителю " Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения"
Рекомендации по составлению технологической карты урока...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
УРОК Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается ве...