Внеурочная деятельность - ПРОЕКТ
рабочая программа

Бигдай Елена Алексеевна

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_programma.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Проектная деятельность»

3-4 класс

Пояснительная  записка

       

        Программа для младших школьников «Проектная деятельность» реализует общеинтеллек- туальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Учебные творческие проекты».

Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.  Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

        Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе  творческих проектов  предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.  Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому  выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

        В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов.  Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение  занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части  учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы  мощное движение всеразличных  конкурсов для младших школьников  дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе. Среди характеристик школы XXI  века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить  своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.

        Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся

Задачи программы:

  • Развивать  познавательные способности    и формировать исследовательский поиск  у  младших школьников;
  • Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы  и постановка задач,  целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
  • Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 34 часа во 2-4 классах .

Планируемые результаты освоения обучающимися

внеурочной деятельности

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:  творческом проекте.

Умеет:

3 класс 

Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.

Определять  конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект

4 класс 

Определять  групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)

Определять  социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные

а) Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

б) Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

в) Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные

Учащиеся будут:

Уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования

Классификация проектов:

а) По видам конечного результата:

  • изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
  • мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
  • решения проблем: результат – решённая проблема,
  • исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

б) По предметно-образовательным областям:

  • монопредметные (в рамках одной предметной области)
  • межпредметные (в рамках нескольких предметов)
  • надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)

в) По количеству участников:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • коллективные;
  • групповые.

г) По продолжительности:

  • краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
  • долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).

Типы проектов:

Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.

Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).

 Содержание программы

3 класс

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о  своем проекте. План своего выступления.

 Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.

Учебно-тематический план

3 класс

№п/п

Темы занятий

Количество часов/дата

1

Проект? Проект! Что такое проект?

1

2

Как  выбрать тему проекта.

1

3

Как собирать материал и выбирать помощников.

1

4

 Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…».

1

5

Учимся видеть проблемы. Наблюдение как способ выявления проблем.

1

6

Учимся задавать вопросы.

1

7

Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.

1

8-11

Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание)

4

12

Гипотеза. Поиск и формулировка. Играем в предположения.

1

13             Цель проекта.

1

14             Продукт проекта. Виды продукта.    

1

15             Повторение пройденных проектных понятий.

1

16-17        Как выбрать друга по интересу?

                   Упражнения, направленные на формирование

                    .     умения работать в группе.                                    

2

18-20         Групповые творческие проекты по выбранной

                 тематике.

3

21               Коллективная игра-исследование «Поиграем в

                    ученых.»

1

22                Составление визитки к проекту.

1

23-24           Секреты успешного выступления.

2

25-27                Мини-сообщение. Выступление перед

                       знакомой аудиторией.

3

28                  Коллективная игра-исследование «Поиграем в

                    ученых.»

1

29-32                Подготовка коллективного творческого

                         проекта.1

4

33 - 34                Презентация коллективного творческого

                     проекта.

2

Итого:          

34

4 класс

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

Проект.  Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

Наблюдение младших школьников за окружающим миром.   Знакомство  с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)

Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.

Практическая работа  на выдвижение гипотез, постановка цели проекта

Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем  проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.

Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов.

Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.

Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации  работы. Подготовка выступления. Практическая работа.

Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Учебно-тематический план

4 класс

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1-2

Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

2

3

Выбор темы твоего проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

4

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.

1

5

Выбор помощников в работе над проектом.

1

6

Секреты успешного выступления.

1

7

Коллективная игра-исследование «Поиграем в

                    ученых.»

1

8-10

Подготовка индивидуальных творческих проектов.

3

11

Презентация индивидуального творческого проекта

1

12

 Выбор помощников в работе над проектом.

1

13

Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

1

14

Проектирование – познание в действии. Этапы работы над проектом

1

15

Гипотезы и идеи.

1

16

Проблема. Решение проблемы.

1

17

Коллективная игра-исследование «Поиграем в

                    ученых.»

1

18

Цель и задачи проекта.

1

19

Способы сбора информации для проекта.

1

20

Что такое «интервью»?

1

21

Обработка и отбор информации.

1

22 -24

Подготовка групповых  творческих проектов.

3

25-26

Презентация групповых творческих проектов.

2

27

Как подготовить мини-выступление?

1

28-29

Подготовка индивидуального мини- выступления.

2

30-33

Подготовка коллективного творческого проекта.

4

34

Презентация коллективного творческого проекта.

1

Итого:

34

Литература

 

  1. Брицкая Е.О.  Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
  2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский  // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
  5. Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
  6. Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»:  Как разработать и провести проект в начальной школе.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
  8. Савенков, А.И.  Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших    школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"

Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...

Внеурочная деятельность. Проект "Праздник для мальчиков и девочек"

Данный праздник рекомендуется провести между 23 февраля и 8 марта. Монтаж включает стихи посвященные мальчикам и девочкам. На этот праздник приглашаются и родители. Им так же посвящается часть праздни...

Внеурочная деятельность.Проект "Сколько весит моё здоровье"

В данном проекте были проведены исследования по изменению осанки школьников из-за ношения перегруженных  портфелей, даны рекомендации по соблюдению массы, которую можно носить учащимся ежедн...

Занятие внеурочной деятельности Проект Как стать настоящим другом

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 б классе  детского объединения Я - гражданин России. Работа над проектом по ФГОС...

Внеурочная деятельность. Проект "Книга памяти"

Внеурочная деятельностьПРОЕКТ  «КНИГА  ПАМЯТИ» Цель проекта:   Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развити...

Внеурочная деятельность. Проект "Книга памяти"

Внеурочная деятельностьПРОЕКТ  «КНИГА  ПАМЯТИ» Цель проекта:   Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развити...