Внеурочная деятельность - ПРОЕКТ
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Проектная деятельность»
3-4 класс
Пояснительная записка
Программа для младших школьников «Проектная деятельность» реализует общеинтеллек- туальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Учебные творческие проекты».
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение всеразличных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе. Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся
Задачи программы:
- Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 34 часа во 2-4 классах .
Планируемые результаты освоения обучающимися
внеурочной деятельности
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: творческом проекте.
Умеет:
3 класс
Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.
Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект
4 класс
Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
а) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные
Учащиеся будут:
Уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования
Классификация проектов:
а) По видам конечного результата:
- изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
- мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
- решения проблем: результат – решённая проблема,
- исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
- монопредметные (в рамках одной предметной области)
- межпредметные (в рамках нескольких предметов)
- надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
- индивидуальные;
- парные;
- коллективные;
- групповые.
г) По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
- долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
Содержание программы
3 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
Учебно-тематический план
3 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов/дата |
1 | Проект? Проект! Что такое проект? | 1 |
2 | Как выбрать тему проекта. | 1 |
3 | Как собирать материал и выбирать помощников. | 1 |
4 | Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». | 1 |
5 | Учимся видеть проблемы. Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 |
6 | Учимся задавать вопросы. | 1 |
7 | Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых. | 1 |
8-11 | Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) | 4 |
12 | Гипотеза. Поиск и формулировка. Играем в предположения. | 1 |
13 Цель проекта. | 1 | |
14 Продукт проекта. Виды продукта. | 1 | |
15 Повторение пройденных проектных понятий. | 1 | |
16-17 Как выбрать друга по интересу? Упражнения, направленные на формирование . умения работать в группе. | 2 | |
18-20 Групповые творческие проекты по выбранной тематике. | 3 | |
21 Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 | |
22 Составление визитки к проекту. | 1 | |
23-24 Секреты успешного выступления. | 2 | |
25-27 Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией. | 3 | |
28 Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 | |
29-32 Подготовка коллективного творческого проекта.1 | 4 | |
33 - 34 Презентация коллективного творческого проекта. | 2 | |
Итого: | 34 |
4 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.
Проект. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.
Наблюдение младших школьников за окружающим миром. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)
Проектирование – познание в действии. Практическая работа.
Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.
Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта
Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.
Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов.
Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.
Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа.
Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Учебно-тематический план
4 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
1-2 | Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. | 2 |
3 | Выбор темы твоего проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 |
4 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | 1 |
5 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
6 | Секреты успешного выступления. | 1 |
7 | Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 |
8-10 | Подготовка индивидуальных творческих проектов. | 3 |
11 | Презентация индивидуального творческого проекта | 1 |
12 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
13 | Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 |
14 | Проектирование – познание в действии. Этапы работы над проектом | 1 |
15 | Гипотезы и идеи. | 1 |
16 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
17 | Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 |
18 | Цель и задачи проекта. | 1 |
19 | Способы сбора информации для проекта. | 1 |
20 | Что такое «интервью»? | 1 |
21 | Обработка и отбор информации. | 1 |
22 -24 | Подготовка групповых творческих проектов. | 3 |
25-26 | Презентация групповых творческих проектов. | 2 |
27 | Как подготовить мини-выступление? | 1 |
28-29 | Подготовка индивидуального мини- выступления. | 2 |
30-33 | Подготовка коллективного творческого проекта. | 4 |
34 | Презентация коллективного творческого проекта. | 1 |
Итого: | 34 |
Литература
- Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
- Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
- Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
- Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
- Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
- Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"
Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...
Внеурочная деятельность. Проект "Праздник для мальчиков и девочек"
Данный праздник рекомендуется провести между 23 февраля и 8 марта. Монтаж включает стихи посвященные мальчикам и девочкам. На этот праздник приглашаются и родители. Им так же посвящается часть праздни...
Внеурочная деятельность.Проект "Сколько весит моё здоровье"
В данном проекте были проведены исследования по изменению осанки школьников из-за ношения перегруженных портфелей, даны рекомендации по соблюдению массы, которую можно носить учащимся ежедн...
Занятие внеурочной деятельности Проект Как стать настоящим другом
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 б классе детского объединения Я - гражданин России. Работа над проектом по ФГОС...
Внеурочная деятельность. Проект "Книга памяти"
Внеурочная деятельностьПРОЕКТ «КНИГА ПАМЯТИ» Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развити...
Внеурочная деятельность. Проект "Книга памяти"
Внеурочная деятельностьПРОЕКТ «КНИГА ПАМЯТИ» Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развити...
Внеурочная деятельность. Проект "Фишка успеха". Рабочая программа и планирование.
Авторский проект . Интересный и действующий....