Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Проектная деятельность»
3-4 класс
Пояснительная записка
Программа для младших школьников «Проектная деятельность» реализует общеинтеллек- туальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Учебные творческие проекты».
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение всеразличных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе. Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся
Задачи программы:
- Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 34 часа во 2-4 классах .
Планируемые результаты освоения обучающимися
внеурочной деятельности
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: творческом проекте.
Умеет:
3 класс
Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.
Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект
4 класс
Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные
а) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные
Учащиеся будут:
Уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования
Классификация проектов:
а) По видам конечного результата:
- изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
- мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
- решения проблем: результат – решённая проблема,
- исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
- монопредметные (в рамках одной предметной области)
- межпредметные (в рамках нескольких предметов)
- надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
- индивидуальные;
- парные;
- коллективные;
- групповые.
г) По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
- долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
Содержание программы
3 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
Учебно-тематический план
3 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов/дата |
1 | Проект? Проект! Что такое проект? | 1 |
2 | Как выбрать тему проекта. | 1 |
3 | Как собирать материал и выбирать помощников. | 1 |
4 | Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». | 1 |
5 | Учимся видеть проблемы. Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 |
6 | Учимся задавать вопросы. | 1 |
7 | Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых. | 1 |
8-11 | Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) | 4 |
12 | Гипотеза. Поиск и формулировка. Играем в предположения. | 1 |
13 Цель проекта. | 1 | |
14 Продукт проекта. Виды продукта. | 1 | |
15 Повторение пройденных проектных понятий. | 1 | |
16-17 Как выбрать друга по интересу? Упражнения, направленные на формирование . умения работать в группе. | 2 | |
18-20 Групповые творческие проекты по выбранной тематике. | 3 | |
21 Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 | |
22 Составление визитки к проекту. | 1 | |
23-24 Секреты успешного выступления. | 2 | |
25-27 Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией. | 3 | |
28 Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 | |
29-32 Подготовка коллективного творческого проекта.1 | 4 | |
33 - 34 Презентация коллективного творческого проекта. | 2 | |
Итого: | 34 |
4 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.
Проект. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.
Наблюдение младших школьников за окружающим миром. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)
Проектирование – познание в действии. Практическая работа.
Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.
Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта
Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.
Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов.
Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.
Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа.
Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Учебно-тематический план
4 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
1-2 | Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. | 2 |
3 | Выбор темы твоего проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 |
4 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | 1 |
5 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
6 | Секреты успешного выступления. | 1 |
7 | Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 |
8-10 | Подготовка индивидуальных творческих проектов. | 3 |
11 | Презентация индивидуального творческого проекта | 1 |
12 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
13 | Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 1 |
14 | Проектирование – познание в действии. Этапы работы над проектом | 1 |
15 | Гипотезы и идеи. | 1 |
16 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
17 | Коллективная игра-исследование «Поиграем в ученых.» | 1 |
18 | Цель и задачи проекта. | 1 |
19 | Способы сбора информации для проекта. | 1 |
20 | Что такое «интервью»? | 1 |
21 | Обработка и отбор информации. | 1 |
22 -24 | Подготовка групповых творческих проектов. | 3 |
25-26 | Презентация групповых творческих проектов. | 2 |
27 | Как подготовить мини-выступление? | 1 |
28-29 | Подготовка индивидуального мини- выступления. | 2 |
30-33 | Подготовка коллективного творческого проекта. | 4 |
34 | Презентация коллективного творческого проекта. | 1 |
Итого: | 34 |
Литература
- Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
- Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
- Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
- Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
- Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
- Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....