Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Вдумчивое чтение»
1-4 класс
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение». Программа «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа является адаптированной.
Общеизвестно, что современные дети мало читают. Многие из младших школьников относятся к чтению как к тяжелому труду. Большинство ребят читают вполне грамотно, но слова и образы для них ничего не значат. К тому же, они не осознают, для чего читают, в чём смысл прочитанного произведения. Чтение же художественной литературы требует труда и творчества, определенных навыков читательской культуры. Как приобщить их к художественной литературе, как помочь им полюбить книги, научить ими наслаждаться?
Работа обучающихся в рамках разработанной программы будет способствовать как более глубокому изучению предмета «Литературное чтение», так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.
Особое место в программе курса занимает работа с научно-познавательной литературой. Такие уроки имеют своей целью оказание помощи детям в поисках ответов на самые разнообразные вопросы в книгах, знакомящих ребят с достижениями науки и техники, с биографиями выдающихся ученых, полководцев, путешественников, историей научных открытий и изобретений, явлениями природы.
Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Особое место в программе будет занимать работа с книгой как предметом словесного искусства, а также работа с тетрадью «Тренажер», который позволяет вести творческую работу по прочитанным произведениям, фиксировать свои мысли, идеи, рассуждения. Использование «Тренажер» позволяет решить следующие задачи:
1) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения обучающихся ( обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);
2) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития обучающегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;
3) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;
Основная цель изучения спецкурса: формирование читательской компетенции младших школьников, являющейся одной из составляющих информационной грамотности.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
- совершенствование навыка чтения обучающихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.
Художественные произведения знакомят обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На занятиях спецкурса будет идти развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках спецкурса, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Согласно школьному образовательному плану на курс отводится 1 час в неделю. Общее содержание рассчитано на 33(34) часа в год .
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и театрализации; библиотечные уроки, экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники,
На занятиях предполагается работа с разными видами текста. Это и художественные произведения, и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, различными видами словарей. Акцент при этом делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых) слов; выделение главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему (подробный, частичный и выборочный пересказ текста).
Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.
Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота выполнения тренировочных упражнений.
Планируемые результаты освоения спецкурса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению;
- интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, инсценировка);
- осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;
– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;
– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;
– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;
– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;
– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;
– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах;
В результате освоения программы курса «Вдумчивое чтение» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
– выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
– писать отзыв и аннотации о прочитанной книге; вести читательский дневник;
– составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники;
– пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Результаты изучения курса
- Углубление интереса школьников к чтению
- Перспективы читательского роста детей.
- Овладения способами исследовательской деятельности.
- Формирование творческого мышления.
- Способствование улучшения качества различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Учебно – тематический план курса «Вдумчивое чтение»
При тематическом планировании используют следующие принципы:
- чередование знакомых читателю-ребенку текстов и авторов и незнакомых: обучающиеся должны принести на занятие знакомые им тексты из дома или из библиотеки;
- гармоничное соотношение произведений классических и современных авторов;
- баланс в соотношении произведений русской и зарубежной литературы;
- чередование произведений на разные темы (о школе, о природе, о животных, о детстве, о подвигах, о дружбе, о красоте, о чудесах в мире, о научных открытиях и исторических событиях);
- чередование произведений разных жанров (сказки, рассказы, юмористические произведения, приключения, стихи, научно-познавательные тексты, мифы).
Содержание курса
«Русские народные сказки»
Чтение сказок учителем. Пересказ учащимися. Творческие задания по сказкам.
Вводное занятие. Знакомство с «читательским дневником»
Изучение содержания и структуры «Читательского дневника». Заполнение читательских анкет «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель». Начальная диагностика уровня сформированности читательских интересов и умений первоклассников.
Раздел «Я расту...» Выставка книг В. Лунина и А. Барто. Слушание стихотворений В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу», стихотворения А. Барто «Я расту». Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Беседа. Самостоятельное чтение. Пробы выразительного чтения.
Слушание и самостоятельное чтение стихотворения В. Левина «Случайное стихотворение». Графическое иллюстрирование, игровое задание на внимательность. Работа с анаграммами, соревнование. Работа в парах.
Выставка книг Р. Погодина. Слушание и самостоятельное чтение глав из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Первичная характеристика персонажей по их словам и поведению. Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку».
Литературные игры с рифмами «Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Слушание и самостоятельное чтение стихотворений Н. Кончаловской «Удивительный огород» и В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова.
Выставка книг Э. Мошковской. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел», беседа. Работа над выразительным чтением. Словесное и графическое иллюстрирование стихов. Игровые задания.
Антиципация и слушание рассказа А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Беседа. Характеристика главного героя. Перечитывание рассказа с карандашом в руке. Литературная игра.
Литературные игры со стихотворениями В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи». Поиск выразительных средств языка художественной литературы.
Раздел «Кладовая природы»
Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов-миниатюр М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя. Пробы выразительного чтения.
Выставка книг И. Токмаковой. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений о природе И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова». Определение ведущего настроения стихов. Поиск красочных выразительных средств языка стихотворений. Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения. Конкурс чтецов.
Антиципация и самостоятельное чтение сказок-миниатюр Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки». Словесное и графическое рисование. Пересказ и вдумчивое перечитывание текста.
Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Слушание и самостоятельное чтение рассказов Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом». Деление текста на части, определение ведущего настроения и идеи текста. Беседа по проблемному вопросу. Пробы выразительного чтения. Работа в парах.
Раздел «Сказочная страна»
Путешествие в сказочный мир Г. Цыферова. Самостоятельное чтение сказок-миниатюр Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили». Озаглавливание и иллюстрирование текста. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.
Слушание и самостоятельное перечитывание народной сказки «Три розы», сказки В. Берестова «Честное гусеничное». Обсуждение проблемного вопроса. Работа над образом персонажем. Творческое задание: нарисуй портрет героини сказки.
Знакомство со сказочным миром Н. Абрамцевой. Слушание и самостоятельное чтение сказок Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря». Первичная характеристика персонажей сказки по авторскому описанию. Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Первичная характеристика образа автора.
Слушание и чтение сказок К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги». Беседа о героях и языке сказок. Определение ведущего настроения текстов. Выставка книг Дж. Родари. Слушание и самостоятельное чтение сказок Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем. Соревнования в парах.
Слушание и самостоятельное чтение сказок С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок.
Раздел «Хочу всё знать»
Антиципация и самостоятельное чтение рассказов «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало и жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…». Литературный диктант, тесты.
Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов».
Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.
Выставки литературно-творческих работ учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.
2 класс
Во втором классе учащиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (рассказы о «зверятах» Е. И. Чарушина, веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», Л.Д. Каминского из сборников «Рассказы про Машу» и «Урок смеха», К.В. Драгунской из сборника «Целоваться запрещено», рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля из сборника рассказов «Про них»; сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако», сказки М.Л. Москвиной «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях», игровые стихотворения, стихотворения о животных Б.В. Заходера).
В круг внеклассного чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной литературы: сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; книга немецкого писателя Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» в переводе К.И. Чуковского; семейная сказка английского писателя А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера, отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой. Школьники также знакомятся с одной их самых известных современных детских энциклопедий – «Почемучкой» Г. Юрмина, А. Дитриха, Р. Кошурникова.
3 класс
Содержание литературного образования в третьем классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.
В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день».
Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий.«Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Раздел «Вверх ногами» знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя МилошаМацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы ОтфридаПройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского.
Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.
Завершает программу для 3 класса раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».
4 класс
В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупно объёмные произведения (повести, романы). По нашему глубокому убеждению, эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Однако содержание программы по внеклассному чтению для 4 класса ориентировано на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, поэтому некоторые произведения могут оказаться сложными для четвероклассников, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности во 2 и 3 классах. В связи с этим педагог может варьировать содержание программы, ориентируясь на уровень своего класса.
В первый раздел программы включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».
Раздел «Моя малая Родина» знакомит учащихся с историей и богатствами Урала, а также с произведениями классиков «уральской» литературы Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Бажова.
В третьем разделе, озаглавленном «Мир удивительных путешествий и приключений», представлены увлекательные сказочные повести и романы, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Завершает программу для 4 класса раздел «Страна Фантазия», состоящий из произведений мировой сказочной литературы, таких, как: «Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя Э. Гофмана, повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Д.Р. Толкиена. В заключении четвероклассники знакомятся со знаменитой сказкой уральского писателя В.П. Крапивина «Дети синего фламинго».
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | |
«Русские народные сказки» - 11 часов | ||
1-11 | Чтение сказок учителем. Пересказ сказок. Творческие задания по сказкам. | |
«Я расту...» - 7 часов | ||
12. | «Радостный мир детства» В. Лунина (Стихотворения В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу») | |
13. | «Я расту». «Игры со словами» (Стихотворение А. Барто «Я расту». Пробы выразительного чтения. Стихотворение В. Левина «Случайное стихотворение», анаграммы. Графическое иллюстрирование) | |
14. | «Легко ли придумать свою сказку?» (Главы из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку») | |
15. | «Поэтическая разминка» «Удивительные стихи детских поэтов» («Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Стихотворения Н. Кончаловской «Удивительный огород», В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова) | |
16. | «Веселые и грустные стихи о детстве» (Стихотворения Э. Мошковской «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения) | |
17. | «Кем стать?» (Рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать») | |
18. | «Поэтическая разминка» (Стихотворения В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи») | |
«Кладовая природы» - 4 часа | ||
19. | «Маленькие открытия в природе» (Рассказы-миниатюры М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к рассказу. Пробы выразительного чтения) | |
20. | «Веселые и грустные стихи о природе» (Стихотворения И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения) | |
21. | «Познавательные сказки о природе» (Сказки Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке) | |
22. | «Красота и душа природы» (Рассказы Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом» Пробы выразительного чтения) | |
«Сказочная страна» - 6 часов | ||
23. | «Сказочная поэзия Г. Цыферова» (Сказки-миниатюры Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке) | |
24. | «Сказки-загадки» (Народная сказка «Три розы», сказка В. Берестова «Честное гусеничное») | |
25. | «Удивительные сказки Н. Абрамцевой» (Сказки Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке. Пробы выразительного чтения) | |
26. | «Странные сказки К. Каспаравичюса» (Сказки К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги». Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах») | |
27. | «Сказки по телефону» Д. Родари (Сказки Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем) | |
28. | «Разноцветные сказки» С. Могилевской (Сказки С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок) | |
«Хочу все знать» - 5 часов | ||
29-31 | «История вещей» (Рассказы «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало или жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…». Литературный диктант, тесты) | |
32. | Итоговое занятие Литературный праздник «Наши любимые книги». | |
33 | Выставка литературно-творческих работ учеников |
2 класс
№ | Тема |
| Самые интересные книги, прочитанные летом. Литературная игра. Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги. |
| Урок смеха Леонида Каминского Рассказы: «Как Маша пошла в школу» (из сб. «Рассказы про Машу»); «Про бабушку и бегемота Борю», «Пропущенные буквы» (из сб. «Урок смеха») |
| Русские народные сказки Морозко. Крошечка-Хаврошечка. Лиса и Волк. Репка. Гуси-лебеди. |
| Новые сказки Марины Москвиной Сказки «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях» |
| Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки» |
| Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е Сборники рассказов . |
| Любимые сказки Х.К. Андерсена Сказки «Дюймовочка», |
| Любимые сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», |
| Любимые сказки Х.К. Андерсена «Огниво», |
| Любимые сказки Х.К. Андерсена «Свинопас» |
| Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина Рассказы «Крути снежные вертя» (из сб. рассказов «Карусель в голове») |
| Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина «Карусель в голове» (из сб. рассказов «Карусель в голове») |
| Творчество Г. Остера По желанию учащихся. |
| Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена (в переводе К.И. Чуковского) |
| Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена (в переводе К.И. Чуковского) |
| Богатырские сказки Безногий и слепой богатыри |
| Сказка «Винни-Пух и все-все-все» |
| Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» Сказка «Винни-Пух и все-все-все» |
| Рассказы о красоте природы |
| Рассказы о красоте природы |
| Мифы древней Греции Мифы о богах (из книги Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции»). |
| Самый известный герой мифов «12 подвигов Геракла» (из кн. В. Смирновой «Герои Эллады») |
| Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера Стихи о животных, игровые стихи «Сказки для людей» |
| Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера Переводы «Сказки для людей» |
| Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка» Г. Юрмин, А. Дитрих, Р. Кошурникова «Почемучка» |
| Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской Рассказы «Как мне имя выбирали» (из сб. «Целоваться запрещено») |
| Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской«Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено») |
| Сказочная поэзия |
| Сказочная поэзия |
| Необыкновенные герои Астрид Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше» |
| Удивидуальный мир Джанни Родари «Приключение Чиполлино» Знакомство с творчеством автора, чтение глав сказки «Приключение Чиполлино» |
| В.Губарев и его герои «Королевство кривых зеркал» |
| Эрнест Сетон- Томпсон и герои его книг Рассказы о животных |
| Обобщающий урок. Читательская конференция. Понравившиеся книги. |
3 класс
№ | Тема | |
1. | Вводное занятие. Литературная игра. Самые интересные книги, прочитанные летом. | |
«Все мы родом из детства...» 6 часов | ||
2-3 | «Странички дневника нашего детства» И. М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сб. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса». Рассказы | |
4-5 | «Наши самые близкие люди» С. Г. Георгиев. «Ошейник», «Дедушка». Рассказы | |
6-7 | «Что такое счастье?» А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Рассказ | |
«Думают ли звери?..» 4 часа | ||
8 | «Думают ли звери?..» A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихи | |
9 | «Мы хозяева нашей земли» B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ | |
10 | «Друзья моего детства» Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ | |
11 | «Наши соседи по планете» Ю.Д. Дмитриев. «Соседи по планете». Энциклопедия. «Таинственный ночной гость». Рассказ. | |
Вверх ногами 4 часа | ||
12 | «Все наоборот» Тим Собакин. Стихи. Рассказы. | |
13 | «Веселые игры со словами». Кто такие «пуськи бятые»? Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Л. Петрушевская «Пуськи бятые». Лингвистическая сказка. | |
14 | «Хохотальная путаница» Ю.П. Мориц. Стихи. Прослушивание стихотворения «Сто фантазий» | |
15 | «Странные сказки о вещах» М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном свитере». Сказки. Просмотр фрагментов из мультфильма «Каникулы Бонифация» | |
«Школьные годы чудесные…» 6 часов | ||
16-17 | «Трудно ли учиться в школе?» Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть. | |
18 | «Школьные рыцари» В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ. | |
19 | «Учитель-волшебник» О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка. | |
20-21 | «Поиграем в школу» Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. | |
«Преданья старины глубокой…» 5 часов | ||
22 | «Откуда мы родом? Мы – славяне?» Обзор современных энциклопедий. А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия. | |
23-24 | «Кто наши предки? Великие русские князья» «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Стихи. | |
25-26 | «Героические страницы нашей истории» «Сказание о Мамаевом побои-ще». Отрывки из воинской повести. | |
«Обыкновенное чудо» 8 часов | ||
27-28 | «Сказки для добрых сердец» Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки. | |
29-30 | «О чудесах дружбы» А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть.Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» | |
31-33 | «Детская фантастика» Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фантастического мультфильма «Тайна третьей планеты», | |
34 | Заключительное занятие Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?» Итоговая читательская конференция. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников. |
4 класс
№ | Тема | |
1-2. | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. | |
«Все мы родом из детства...» 9 часов | ||
3-4. | «Подвиги моего детства» Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». | |
5-6 | «Мечты моего детства» А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод Н.Галь. | |
7-9 | «Приключения моего детства» М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. | |
10-11 | «Сказки моего детства» Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. | |
«Моя малая Родина» 6 часов | ||
12 | «Есть город возле Жигулей…» Стихи | |
13 | «Мифы, легенды, предания о Самаре» Рассказы | |
14-15 | «Природа Жигулей» Рассказы | |
16-17 | «Самарские мастера» Рассказы | |
«Мир удивительных путешествий и приключений» 10 часов | ||
18-19 | «Сказочное путешествие по Швеции» С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. | |
20-21 | «Удивительный мир растений и насекомых» Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть. | |
22-24 | «Приключение длиною в жизнь» Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». | |
25-27 | «Отважные капитаны» Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. | |
«Страна Фантазия» 7 часов | ||
28 | «Музыканты и вовсе немузыканты…». Самая романтическая сказка Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. | |
29-30 | «Все страньше и страньше…» Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Самая необычная сказка | |
31-32 | «Неведомое Средиземье…» Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Самая героическая сказка | |
33 | «Сказка о дружбе и верности» В.Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть. | |
34 | Заключительное занятие Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?» Итоговая читательская конференция. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки литературно-творческих работ, исследова-тельских и творческих проектов учеников. |
Список литературы
- Мишакина Т.Л., Новикова С. Н., Александрова С. Н. Тексты для чтения с заданиями. Формирование универсальных учебных действий. –М.:Ювента, 2016.
- Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 2014.
- Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2014.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2014.
- Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 2014.
- Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб.,2011.
- Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2015.
- Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 2015.
- Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2015.
- Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. Екатеринбург, 2014
Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие для учителя. Екатеринбург, 2014.
12. Тренажер для обучающихся 1 класса. Формирование универсальных учебных действий. Т.Л Мишакина, С.А.Гладкова. – М.:Ювента, 2016.
Материально- техническое обеспечение программы:
1. Специфическое сопровождение (оборудование):
-портреты писателей и поэтов, художников.
-Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,
-Библиотека книг для занятий,
-Уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе.
2. Электронно-программное обеспечение:
-записи музыкальных произведений,
-видеофильмы,
-презентации к занятиям
3. Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор, ноутбук
-демонстрационный материал,
-музыкальный центр,
-магнитная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....