ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (литературное чтение) «Успешное чтение»
рабочая программа по чтению по теме
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_uspeshnoe_chtenie.docx | 75.82 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Заборовка муниципального района Сызранский Самарской области
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждаю: |
На заседании МО учителей начальных классов и эстетического цикла | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Директор ГБОУ ООШ с.Заборовка ____________________ |
Протокол № 1 | Кулагина Л.В. | |
от « » сентября 2012года | Приказ № | |
______________________ | ___________________________ | от « ____» сентября 2012года |
Руководитель МО Матвеева Г.Е. | Печникова Т.В. |
|
«______»_____________2012 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (литературное чтение)
«Успешное чтение»
Разработал учитель начальных классов: Дедкова Елена Викторовна
Класс: 2
2012 год
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с.Заборовка
муниципального района Сызранский Самарской области
Программа по внеурочной деятельности «Успешное чтение»
2012 год
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции, разрушается преемственность поколений: подростки не владеют «межпоколенной» информацией. Смещение культурных ценностей, изменение традиционного круга чтения ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников
Считается, что общий язык культуры создается на тех текстах, которые уже сформировали языковое сознание функционирующих поколений. Создание «языка культуры» не может обойтись без чтения некоторого набора одинаковых текстов.
Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом. Это означает, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой. Получается, что именно школа и несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.
Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является
По мнению социологов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства:
уровень жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, качество образования, сохранение и развитие культурного и духовного наследия. И даже на оборону и безопасность страны.
Цель: привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.
Задачи:
- организовать на основе материала для дополнительного чтения дифференцированное уровневое обучение, учитывая подготовку учащихся класса;
- постоянно расширять круг чтения детей, повышать уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличие книг и библиотек;
- предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;
- сформировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
- дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;
- сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной программы;
- развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.
Место в образовательном процессе: внеурочная деятельность.
Характер организации деятельности: реализуется во внеурочной деятельности через индивидуальную и коллективную работу школьников.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Уровень готовности детей - дети с разным уровнем читательского развития.
Учебный материал программы предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Принципы программы:
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
К концу обучения учащиеся должны:
- представлять основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры,
- понимать значение терминов, определенных программой;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
- иметь представление о различных вида литературы, типах изданий; использовать знания типовых признаков изданий в поиске информации в зависимости от целей и способов чтения;
- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях (энциклопедии, словари); выстроить алгоритм поиска;
- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки.
Тематическое планирование для учащихся 1 класса включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Составлено на учебный год для 6-7-летних детей из расчета 1 час в неделю, всего 33 часа.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
«В гостях у сказки»
№ | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
1 | Русская народная сказка «Колобок» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование | 1 | |
2 | Русская народная сказка «Теремок» | Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование | 1 | |
3 | Русская народная сказка «Репка» | Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета. | 1 | |
4 | Русская народная сказка «Волк и лиса» | Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | 1 | |
5 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | |
6 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование. | 1 | |
7 | Русская народная сказ-ка «Рукодельница и ленивица» | Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки | 1 | |
8 | Русская народная сказка «Три медведя» | Чтение, пересказ, иллюстрирование. | 1 | |
9 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра. | 1 | |
10 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр. | 1 | |
11 | Русская народная сказка «Каша из топора» | Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью | 1 | |
12 | Русская народная сказка «Кот и лиса» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные. | 1 | |
13 | Русская народная сказка «Лягушка-царевна» | Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование. | 1 | |
14 | Русская народная сказка «Морозко» | Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра. | 1 | |
15 | Татарская народная сказка «Три сестры» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | 1 | |
16 | Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленуш-ка и братец Иванушка» | Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками. | 1 | |
17 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне | 1 | |
18 | А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка» | Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание, лепка из пластилина | 1 | |
19 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | 1 | |
20 | Г.Х. Андерсен «Огниво» | Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | |
21 | Г. Тукай «Козел и баран» | Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование. | 1 | |
22 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | |
23 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр. | 1 | |
24 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» | Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | |
25 | Г. Тукай «Шурале» | Слушание, чтение, иллюстриро-вание, инсценирование. | 1 | |
26 | Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | |
27 | В Катаев «Цветик-семицветик» | Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | |
28 | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр. | 1 | |
29 | Русская народная сказка «Умная внучка» | Слушание, чтение, иллюстриро-вание, инсценирование. | 1 | |
30 | Русская народная сказка «Кот и петух» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | |
31 | В Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | |
32 | Коллективная поездка в театр. | Просмотр и обсуждение спектакля, обмен впечатлениями. | 1 | |
33 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | 1 |
Требования к результатам обучения по программе:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские и народные сказки;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами;
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
2 класс
№ | Тематика занятий | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание деятельности |
Дата проведения |
1. | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 2 | Посещение библиотеки. | Обзор новых книг для чтения во 2 классе. | |
2. | Конкурс рисунков по прочитанным книгам. | 2 | Организация и проведение конкурса. | Выставка рисунков. | |
3. | Конкурсная программа «Путешествие в море книг» | 2 | Конкурсная программа. Подготовка по группам. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
Путешествие в сказку Сказки народов мира | 3 | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |||
4. | Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. | 3 | Литературная игра- викторина. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
Книгу прочитал-на крыльях полетал Л.Толстой | 2 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | ||
Великая радость –работа К.Ушинский | 2 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | ||
О братьях наших меньших Рассказы Н.Сладкова, В.Дурова | 4 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | ||
5. | День книги – именинницы. | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Рассказ о книге по календарю знаменательных дат | |
6. | Сказки и стихи К.Чуковского. | 3 | Литературная игра- викторина | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. | |
Смешинки С.Михалков, Б.Заходер, В Драгунский | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. | ||
Современные писатели детям | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. | ||
7. | Писатели – юбиляры. | 3 | Устный журнал. | Рассказ о творчестве писателя. | |
8. | Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. | 2 | Литературная игра- викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
9. | «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. | 2 | Конкурс кроссвордистов. | Отгадывание кроссвордов. | |
Что на свете всего важнее Е.Пермяк Торопливый ножик Н.Артюхова Новые соседи | 4 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | ||
10. | Сказки зарубежных писателей. | 3 | Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
11. | Сказки братьев Гримм. | 3 | Устный журнал. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
12. | Зарубежный фольклор. | 3 | Беседа, чтение. | Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака. | |
13. | Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» | 2 | Выставка рисунков и плакатов. | ||
14. | «Папа, мама, я –читающая семья». | 4 | Проектная деятельность. Праздник для родителей и детей | * конкурс на самую читающую семью; *конкурс на лучшее чтение стихов; *любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». | |
15. | Посещение сельской библиотеки. | 2 | Беседа, обзор книг. | Рекомендательный список произведений для летнего чтения | |
Итого | часа |
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время.
3 класс
№ | Тематика занятий | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание деятельности |
1. | «Что я читал летом». | 2 | Проектная деятельность. | Защита читательских дневников. |
2. | «Золотая волшебница- осень» | 3 | Устный журнал. | Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов |
3. | Игра «Лего-чтение» | 3 | практическая работа | Моделирование рассказа, сказки. |
4. | Посещение библиотеки. « День новой книги». | 2 | Экскурсия | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста |
5. | Писатели – юбиляры. | 3 | проект | По календарю знаменательных дат. |
6. | «Лучшие сказки 20-века». | 3 | Выставка книг | Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку. |
7. | Конкурс кроссвордистов. | 2 | проект | Составить кроссворд по произведениям детских писателей. |
8. | Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена. | 4 | Литературный праздник | Подготовка и проведение утренника. |
9. | Сочиняем загадки. | 4 | проект | Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку. |
10. | Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели». | 4 | проект | |
11. | Фотоконкурс «Я читаю!» | 2 | Фотоконкурс проект | Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. |
12. | Современные детские журналы и газеты. | 2 | творческая деятельность | Подготовить рекламу журнала по мини-группам. |
Итого | 34 часа |
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
4 класс
№ п/п | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
Вводная тема «Чудо имя которому книга» | Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах. Основные понятия: информация, источники информации, книга. | 2 часа |
| |
История книги. | Древние книги. Русская рукописная книга Начало книгопечатания Русская печатная книга Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и ее структуры с развитием печатного дела. Основные понятия: клинопись, папирус, калам, стиль, пергамент, кодекс, манускрипт, рукопись, миниатюра, инициал (буквица), вязь, заставка, киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, переплет, летопись, наборная печать, шрифт, гравюра, типография, инкунабулы, титульный лист, иллюстрация, фронтиспис, гражданский шрифт, титульный лист. | 8 часов | ||
Современная книга: структура книги; справочный аппарат книги | Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге через использование элементов справочного аппарата (оглавление, указатели). Использование знаний о структуре и справочном аппарате книги при выборе книги. Алгоритм выбора книги при ее беглом просмотре. Основные понятия: переплет, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, контртитул, шмуцтитул, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии, указатели, иллюстрации. Практическая работа | 2 часа 1 час | ||
Книга и ее создатели. Самые известные авторы детских книг Известные художники-иллюстраторы детских книг | Кто и как создает книги. Писатели и художники в одном лице (Творчество Е.И. Чарушина, В. Сутеева.) Роль и значение иллюстраций в книге. Знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Т. Маврина) Самые знаменитые детские писатели Андерсен Г.Х, Распэ Э. Пушкин А.С.. Заходер Б. Практическая работа | 8 часов | ||
Самые современные книги. (Книги, выполненные не на традиционном бумажном носителе) | Электронные книги, аудио-книги. Практическая работа. | 4 часа | ||
Виды литературы. Типы изданий | Знакомство с жанрами художественной литературы. Знакомство с кругом научно-познавательной литературы для младших школьников (Научно-популярная, научно-художественная литература) | 4 часа | ||
Справочные издания | Представление об энциклопедии, справочнике, словаре. (Зачем мы обращаемся к этим книгам. Репертуар справочной литературы для младших школьников.) | 4 часа | ||
Всего: | 33 часа |
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Список литературы:
- Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие для руководителей детского чтения. – М.: Книга, 1989.
- Власова Е. Проектная форма урока //Школьная библиотека. – 2001. – № 8. – с. 42-45.
- Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 208 с.
- Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)
- Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
- Слово о книге: афоризмы, изречения, литературные цитаты /Сост. Е.С. Лихтенштейн. – М.: Книга, 1969. – 341с.
- Читаем, учимся играем: Сборники сценариев для массовых библиотек. – М., 1998 -1999.
- Чулкина Г. Опять урок!: Программа «Библиотечно-информационные знания младшим школьникам». – Библиотека в школе. – 2000. – №5. – С.12-13
- Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994
- Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2006
- «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
- «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
- Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
- ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
- Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
- Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
- Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
- Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для учителя.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
- Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для учащихся.
- Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
- Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
- Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
- Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
- Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
- Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
- Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
- Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
- Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
- Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
- Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
- Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
- Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
- Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
- Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Приложение 2
План проведения недели детской книги
День недели | Дата | Класс | Мероприятие | Ответственные |
понедельник | 1 -4 | Конкурс рисунков «В стране книг!» | Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования | |
вторник | 1- 4 | Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок) | Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой | |
Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная» | ||||
среда | 1 -4 | Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь» | Классные руководители, дети, зав. библиотекой | |
четверг | 1 | Литературная игра «Планета сказок» | Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой | |
2 | Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках» | |||
3 - 4 | Литературный турнир «Чемодан приключений» | |||
пятница | 1-4 | Утренник «Посвящение в читатели» | Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования, зав. библиотекой | |
суббота | 1 -4 | Торжественная линейка Подведение конкурсов, награждение победителей. | Классные руководители, дети, родители, зав. библиотекой |
2 класс
№ | Тематика занятий | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание деятельности |
Дата проведения |
1. | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 2 | Посещение библиотеки. | Обзор новых книг для чтения во 2 классе. | |
2. | Конкурс рисунков по прочитанным книгам. | 2 | Организация и проведение конкурса. | Выставка рисунков. | |
3. | Конкурсная программа «Путешествие в море книг» | 2 | Конкурсная программа. Подготовка по группам. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
4 | Путешествие в сказку Сказки народов мира | 3 | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | ||
5 | Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. | 3 | Литературная игра- викторина. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
6 | Книгу прочитал-на крыльях полетал Л.Толстой | 2 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
7 | Великая радость –работа К.Ушинский | 2 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
8 | О братьях наших меньших Рассказы Н.Сладкова, В.Дурова | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
9 | Рассказы о красоте природы Рассказы «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» (из сб. рассказов «Про них») | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Защита творческих проектов. Создание устных и изобразительных иллюстраций. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. | |
10 | День книги – именинницы. | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Рассказ о книге по календарю знаменательных дат | |
11 | Сказки и стихи К.Чуковского. | 3 | Литературная игра- викторина | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. | |
12 | Смешинки С.Михалков, Б.Заходер, В Драгунский | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. | |
13 | Урок смеха Леонида Каминского Рассказы: «Как Маша пошла в школу» (из сб. «Рассказы про Машу»); «Про бабушку и бегемота Борю», «Пропущенные буквы» (из сб. «Урок смеха») | 2 | Форма проведения по выбору учителя. | Выставка книг. Игровые | |
14 | Современные писатели детям Новые сказки Марины Москвиной Сказки «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях» | 3 | Форма проведения по выбору учителя. | Сопоставление сказки и одноименного мультфильма. Антиципация. Самостоятельное чтение, беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. | |
15 | Из истории Отечества А.Старостин. Куликовская битва Я. Тайц. Приказ. А. Приставкин. Портрет отца. | 3 | Литературная игра- викторина | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. | |
16 | Писатели – юбиляры. | 2 | Устный журнал. | Рассказ о творчестве писателя. | |
17 | Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена Сборник «Приключения барона Мюнхгаузена» | 3 | Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика главного героя. | ||
18 | Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. | 2 | Литературная игра- викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
19 | «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. | 2 | Конкурс кроссвордистов. | Отгадывание кроссвордов. | |
20 | Что на свете всего важнее Е.Пермяк Торопливый ножик Н.Артюхова Новые соседи | 2 | Форма проведения по выбору учителя. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
21 | Сказки зарубежных писателей. | 3 | Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
22 | Сказки братьев Гримм. | 3 | Устный журнал. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
23 | Зарубежный фольклор. | 3 | Беседа, чтение. | Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака. | |
24 | Мифы древней Греции. Мифы о богах (из книги Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции»), | 3 | Литературная викторина. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих богов. | Путешествие в прошлое на машине времени. Выставка книг. Создание на доске с помощью рисунков и аншлагов горы Олимп и и ее обитателей. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих героев. Чтение и пересказ. | |
25 | Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» | 2 | Выставка рисунков и плакатов. | ||
26 | «Папа, мама, я –читающая семья». | 3 | Проектная деятельность. Праздник для родителей и детей | * конкурс на самую читающую семью; *конкурс на лучшее чтение стихов; *любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». | |
27 | Посещение сельской библиотеки. | 2 | Беседа, обзор книг. | Рекомендательный список произведений для летнего чтения | |
Итого | 68 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по литературному чтению
Настоящая программа курса относится к программам начальной школы и обеспечивает формирование оптимального навыка чтения у обучающихся в начальной школе. Программа курса рассчитана на 3 год...
Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению
Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....
образовательная программа по литературному чтению 4 класс, ОС "Начальная школа 21 века"
Образовательная программа по литературному чтению для 4 класса составлена с учетом требований и изменений ФГОС РФ. Представляет собой документ, в который включены: пояснительная записка,с подроб...
Рабочая программа и КТП кружка"Успешное чтение" 1-4 классы по ФГОС
Рабочая программа включает КТП и УУД...
Образовательная программа по литературному чтению ФГОС
оБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Школа России...
адаптированная образовательная программа по литературному чтению
Адаптированная образовательная программа по литературному чтению (разработана на основе УМК "Школа России" и программы для коррекционных школ 7 вида)....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Успешное чтение"
рабочая программа курса внеурочной деятельности...