Портфолио ученика как способ достижения оценки
учебно-методический материал на тему

Тарасова Елена Юрьевна

Портфолио ученика как способ достижения оценки

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Портфолио ученика как способ оценки учебных достижений

Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио.

Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.

Портфолио – это:

способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения;

коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;

систематический и специально организованный сбор работ, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.

 Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важным элементом практико - ориентированного подхода в образовании.

Портфолио это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач:

поощрять активность и самостоятельность;

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Выделяют следующие функции портфолио: Они фиксируют…, поддерживают…, поощряют… и показывают…

 диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный промежуток времени);

 целеполагания (поддерживает учебные цели);

 мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка);

 содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика);

 развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году);

 рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений).

 Благодаря своим особенностям, портфолио может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных. С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие

 дифференцированные оценки, которые покажут уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ;

 интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;

 продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в школу до её окончания;

 результаты, достигаемые в ходе школьной и внешкольной деятельности .

 Итак, что такое портфолио? Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

 Портфолио объединяет количественную и качественную оценку способностей;

Создание портфолио – совместная деятельность обучающихся, родителей и учителя.

Работа над созданием портфолио начинается на начальной ступени обучения.

Цель данной работы: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио. Начальная школа дает базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио именно в начальной школе, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения.

Использование технологии портфолио в начальной школе также обусловлено особенностями развития младших школьников, которые не вполне осознают значение отметки, полученной за выполнение какой-либо деятельности, и воспринимают её как оценку его личности в целом, что во многом определяет систему социальных отношений в семье и школе.

Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи:

своевременно отмечать успехи ученика;

диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося;

поддерживать интерес школьника к получению качественного образования;

 формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности;

способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.

Внедрение технологии портфолио требует большой и систематической работы учителя и становится дополнительной нагрузкой для педагога.

 Однако это необходимо, так как работа над портфолио поддерживает учебную мотивацию, создает ситуацию успеха, формирует навыки учебной деятельности, поощряет активность и самостоятельность, а также развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»

Именно технология “Портфолио” обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...

Портфолио ученика – ориентир качественного обновления оценки уровня сформированности ключевых компетенций.

Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к "вечным" вопросам педагогики.Выбор новых образовательных технологий в своей  педагогической деятельности,...

Метапредметный результат. Способы достижения. Оценка

Дана краткая характеристика метапредметных результатов образования, способов, приемов их достижения и оценивания. При составлении учтены рекомендации, изложенные в книгах М. М. Поташника и М. В. Левит...

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Портфолио отражает  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...