Методическая характеристика класса как средство управления индивидуализированным обучением учащихся
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Материал помогает оргнизовать индивидуализированное обучение в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая характеристика класса, как средство управления    

                       индивидуализированным обучением.

  Главным участником процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнёрстве.

   Учитель относится к ученику не как к объекту обучения, а как к субъекту учебной деятельности, как к индивидуальности. Такое отношение даёт педагогу основание для человеческого контакта со школьником.

   Для управления процессом обучения учитель должен иметь чёткое профессиональное представление как об общей структуре индивидуальности ученика в целом, так и о частных психолого  педагогических особенностях отдельных учащихся.

   В качестве средства оперативного учёта индивидуальных особенностей учащихся и управления на этой основе процессом индивидуализации обучения используется методическая характеристика класса.

   Методическая характеристика класса составляется на весь период обучения при помощи системы специальных средств, которая включает в себя анкеты и тестовые задания школьникам. Вначале каждого нового учебного года вносятся необходимые уточнения. Сведения по нескольким графам собираются путём непосредственного наблюдения за учениками на уроках.

  1.                                 Ученик как индивидуальность.

Индивидуальность ученика в процессе обучения (ИК) представляет собой совокупность

его индивидуальных субъективных и личностных свойств.

   Индивидная группа свойств представлена в общей структуре индивидуальности в виде

определённых комплексов природных свойств человека, среди которых центральными являются задатки и способности. Роль задатков и способностей проявляется в том, что одни ученики оказываются более способными к одним предметам и выполнению одних действий, другие – других. Учителю необходимо не только учитывать различия в индивидуальных свойствах, но и уметь развивать эти свойства. Проблема учёта способностей становится особенно актуальной, когда перед учителем встаёт задача учить всех детей без исключения, как со слабо, так и с сильно развитыми способностями.

   Вторую группу свойств индивидуальности составляют субъективные свойства т. е. приёмы и способы, характеризующие меру продуктивности выполнения человеком той или иной деятельности, в том числе и учебной.

   Эффективность учебной деятельности зависит не только от способностей ученика, но и от того, насколько он владеет рациональными приёмами учения.

    Каждый ученик характеризуется  как индивидуальными особенностями, способствующему успеху в данном виде деятельности, так и особенностями противодействующему этому Однако это не значит, что ученик не способен успешно овладеть теми или иными знаниями по предметам. Недостающие способности могут компенсироваться, другими высокоразвитыми способностями или рациональными приёмами выполнения учебной деятельности ( например: умение работать с памятками,  схемами опорами и.т.д.)

      Большую роль в обучении играют личностные свойства ученика. Это ядро индивидуальности ребёнка. Личностные свойства очень тесно связаны с речевой деятельностью человека. Общение сугубо личностный процесс. Наиболее значимые свойства ученика как личности: контекст деятельности (КД), личный опыт(ЛО), сфера желаний,, интересов, склонностей, мировоззрение, эмоциональность, статус личности в группе.

      Личностные свойства легко поддаются учёту.

Например:  а) У каждого ученика кроме учебных занятий есть и другие. Он выполняет различные учебные поручения, помогает по дому, посещает кружки, занимается спортом и.т д.. Это и есть контекст деятельности.(К..Д.)

 б) Личный опыт (Л.О.). События составляющие (К.Д.) человека, со временем переходят в  личный опыт.

в) Желания, интересы, склонности. Учителем задаются на дом задания по интересам.

г) Чувства и эмоции. Ученики обладают высокой степенью эмоциональной возбудимости. Чем выше эмоциональная возбудимость, тем выше успешность обучения.

д) Статус личности в коллективе..

 Система личных взаимоотношений в коллективе учащихся характеризуется избирательностью. Каждый ученик эмоционально переживает своё положение в группе сверстников. Статус личности ученика зависит от двух факторов: от его свойства, как партнёра по совместной учебной деятельности т.е. делового статуса (Д.С.), и его свойства,  как партнёра  по общению – речевого статуса (Р.С.). Деловой статус особенно значим там, где учебная деятельность доминирует над деятельностью общения. Учёт делового статуса поможет организовать взаимопомощь при овладении новым материалом. Учёт речевого статуса необходим на завершающем этапе работы над темой.

Перед учителем возникают две задачи:

  - позаботиться об эмоциональном благополучии на уроке учащихся с низким Р.С.

  - использовать межличностные отношения для повышения эффективности обучения.

Для этого необходимо чаще вовлекать в речевое общение учащихся с низким Р.С. с целью помочь ученику с низким Р.С. войти в эмоционально значимую для него группу, повысив его речевой статус.

Можно использовать ещё один способ осуществления личной индивидуализации. Это право на выбор учебных заданий. Это даёт возможность учащемуся реализовать свою личность.

    Для формирования оптимального индивидуального стиля учебной деятельности, как и для развития способностей учащихся, необходимо индивидуализировать не только содержание заданий и организацию учебной деятельности, но и мотивацию деятельности учащихся.

   Известно, что мотив – интерес, его наличие или его отсутствие влияет на обучение учащихся. Мотивы  вне учебные (получить хорошую отметку, заслужить похвалу, добиться уважения товарищей и.т.д.); учебные (нравиться узнавать новое, нравиться думать, рассуждать и.т.д.). Младший школьный возраст – начало становления мотивации учения, от которого зависит его судьба в течение всего школьного возраста.

    Проведя анкетирование, я выявила все основные мотивы учебной деятельности обучающихся. Ими оказались:

 - учитель интересно проводит урок,

  - изучаю, потому, что люблю своего учителя,

  - считаю, что каждый образованный человек должен знать….

   - знания нужны для дальнейшей учёбы и будущей профессии.

Таким образом можно сделать вывод, что личность учителя является одним из привуалирующих мотивов учения.

   Для составления методической характеристики класса необходимо хорошо изучить каждого ученика .с точки зрения уровня знаний, обучаемости, действенности интересов и способностей. Для этого с помощью тестовых упражнений, имеющих целью проверить: уровень обучаемости, умение самостоятельно работать, умение читать с пониманием, способность к сообразительности, восприятию, выделению главного.

   Применение таких тестов дало мне возможность изучить динамику развития каждого учащегося и подобрать затем систему конкретных заданий для индивидуальной работы в классе и дома.

   Учитывая: 1) несформированные учебные умения – субъективная подструктура,

2) личностную подструктуру (любимые предметы, направленность эмоциональных переживаний, степень эмоциональной возбудимости, деловой статус, речевой статус), формирую состав референтной группы.

   В результате образовались группы, которым можно давать задания:

- тренировочного характера,

- задания для развития памяти,

- задания развивающего характера,

- задания повышенной трудности и.т.д..

   Итак  методическая характеристика класса позволяет легко управлять индивидуализированным процессом обучения учащихся.

Литература: 1. Кузовлев В.П. Методическая характеристика класса как средство индивидуализации процесса обучения. 1986.  №1

2.Кузовлев В.П.  Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации речевой деятельности // 1979. - №1

3. Кузовлева Н.Е. Широкая социальная мотивация и её роль в обучении иноязычной речевой деятельности// Воронеж,1985.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Информатизация обучения - средство управления познавательной активностью младших школьников"

Доклад по теме: "Информатизация обучения - средство управления ознавательной активностю младших школьников"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...