Доклад по теме: "Информатизация обучения - средство управления познавательной активностью младших школьников"
материал на тему

Сергиенко Наталья Петровна

 Доклад по теме: "Информатизация обучения - средство управления ознавательной активностю младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_informatizaciya_obucheniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 р.п. Юрты

Тайшетского района Иркутской области  

Доклад

Тема:  «Информатизация обучения - современное                                      средство управления познавательной деятельностью младших школьников»

                                                                                        подготовила                                        

                                                                       Сергиенко Наталья Петровна

                                                                          учитель высшей категории

                                                                           МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты

р.п. Юрты

 

                                                                                   В настоящее время просто впитывать факты

                                                                                   и сведения – практически ничего не значит,

                                                                                    и ещё меньше это будет значить в будущем.

                                                                                   То, что значимо и сегодня, и в будущем,-

                                                                                   Так это обучиться тому, как учиться.

                                                                                                         К. Роджерс

Слайд 1

         По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Информационные технологии можно использовать при ознакомлении детей с новым материалом на школьных предметах, так же их можно использовать для закрепления и повторения изученного. В частности, на уроке в начальных классах информационные технологии служат не только для разнообразия, но и для того, чтобы учебный материал обладал большей наглядностью, был более понятен. Тема информатизации обучения  является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Слайд 2,3.

      Информатизация начальной школы решает следующие задачи:
1.развитие личности  младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
2.повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
- максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
3. Создание единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы, все субъекты которого – ученики, учителя, родители, администрация – имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.

Слайд 4.
   
При решении задач информатизации начальной школы, конкретизируемых в программах и проектах создания открытой информационной образовательной среды начальной школы   наша школа ориентировалась  на следующие направления применения информационных и коммуникационных технологий:
- применение информационных технологий в образовательном процессе;
- обучение информатике в начальной школе;
- обеспечение профессиональной педагогической деятельности;
- управление учебно-воспитательным процессом.
Первое направление следует считать приоритетным, поскольку именно оно соответствует эволюционной логике развития информатизации образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей.
  На наш взгляд, внедрение предмета информатики в начальной школе с пропедевтической целью может быть обусловлено не столько техническими возможностями школы, сколько особенностями социокультурной среды, частью которой является учреждение образования.
Оптимальным представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность обучающихся в процессе изучения традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование возможностей современных информационных технологий  в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет способствовать формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.
    Особое значение имеет решение проблемы готовности к реализации одного из важнейших направлений развития российского  образования, суть которого заключается в необходимости мотивированного овладения методами и приемами органичного включения  новых информационных технологий в традиционный урок в начальной школе.     
       При этом большое значение имеет не только регулярное получение информации об итогах коллективного тестирования или других видов контроля, но и результаты личного продвижения в обучении и развитии каждого ребенка, потребность в получении которых учитель мог бы удовлетворить средствами новых информационных технологий в любой момент урока.
     Так, на уроках окружающего мира, музыки, литературного чтения, на классных часах и на внеклассных мероприятиях, я использую для работы тесты и слайды, составленные мной, видеосюжеты со звуковым сопровождением и демонстрации картин, портретов известных политиков России, поэтов и писателей, композиторов и художников. Весь этот богатый материал я беру из электронного учебного пособия« Человек, природа, общество».

         
Образование – процесс, устремленный в будущее, поэтому управлять сложившейся информационной системой предстоит сегодняшним школьникам и, прежде всего, нынешним учащимся начальных классов. В связи с этим основным направлением совершенствования образования начальной школы становиться информатизация, точнее, формирование у младших школьников информационной компетентности, включая информационную культуру и информационную грамотность.

Слайд 5.Современный ученик должен:

·  уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;

·  приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;

·  владеть навыками преодоления стереотипов мышления;

·  развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью.  В связи с этим приоритеты в способах и методах обучения меняются от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, хранения, выбора, качественной обработки информации и ее использования. Специфика компетентносного обучения средствами информационных технологий состоит в том, что учащимися усваивается не готовое знание, предложенное учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.

     Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. В начальных классах использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к предмету, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.

Слайд 6.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

·  переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;

·  обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;

·  проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.

При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.

Слайд 7.

В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным. Они позволяют говорить о формировании ключевых компетенций школьников, заключающихся в:

·  способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;

·  готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;

·  способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;

·  готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;

·  способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;

·  способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;

·  готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;

·  понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;

·  способности к субъективной самооценке, рефлексии и другому.

Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Слайд 8.

Методика использования информационных технологий предполагает:

Повышение познавательной активности

Повышение учебной мотивации

Повышение плотности урока

100% включенность учащихся в деятельность

Повышение наглядности изучаемого материала

Создание системы педагогической поддержки и ситуации успеха

Экономия времени

 Слайд 9.

Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1.  Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.

2.  Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.

3.  Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4.  Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы. Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю начальных классов необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

Слайд 10.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

1.  Какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2.  Какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3.  Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4.  Какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5.  Как организовать компьютерные занятия. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Так, например, в 4 классе норма слов за урок, с которыми непосредственно идет работа, без компьютера – 50, а с компьютером – более 80. или: за один урок математики на компьютере ученик может дать ответы на 35-40 примеров по таблице сложения или умножения, так как он набирает только ответ. Включение компьютера в процесс урока позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В компьютерной программе «Семейный наставник» предусматривается разделение заданий по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который им доступен. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать. Создается особая обстановка, позволяющая обучающемуся переживать ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым и т.п.; те приемы и подходы, которым мы обучаем детей на уроках информатики, они самостоятельно переносят на другие предметы. Если мы учим анализировать, структурировать, разбивать на части, то эти же задачи наши ученики решают на уроках математики, русского языка Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях.

   Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им, возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности. Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно, с соблюдением эргономических требований. За компьютером дети находятся не более 15 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. Для снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз, релаксационные и динамические паузы. С появлением компьютера в ежедневной практике обучения младших школьников все многообразие школьной жизни не может и не должно быть загнано в виртуальное пространство. Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики. Практика показывает, что при соблюдении этих условий действительно удается заметным образом повысить эффективность проводимых занятий, уровень познавательной активности школьников, их интерес к изучаемому материалу. Использование современных технологий позволяет, например, вывести на доску отсканированные фрагменты учебника или рабочей тетради и работать с ними. В букварный период, когда наглядность особенно важна,  

дополняю материал учебника красочными слайдами, позволяющими расширить возможности восприятия информации учениками. Возможность использование Интернет-ресурсов прямо на уроках, когда можно сразу получить репродукцию картины любого художника, провести интерактивную экскурсию по любому музею мира. Можно получить портреты и биографии выдающихся деятелей науки и искусства, работать в реальном времени со словарями и энциклопедиями, перенестись в любую точку земного шара и ознакомиться с достопримечательностями разных стран и городов. При этом есть возможность рисовать  поверх получаемых изображений, наносить подписи, указывать маршруты и т.д. И все это буквально за секунды, что особенно ценно на уроках получения новых знаний.     Работа с современными техническими средствами требует концентрации внимания, самодисциплины и организованности, поэтому у обучающихся развивается способность к самоконтролю и чувство ответственности. Младшие школьники привыкают к общению, поиску и обработке информации современными средствами, у них повышается чувство уверенности в себе, поскольку появляется возможность найти ответ практически на любой вопрос. В процессе групповой работы школьники приобретают способность к сотрудничеству. Особенно высока эффективность этих видов работы при осуществлении проектной деятельности, когда группа учеников получает информацию (например, из Интернета), сразу ее обсуждает, анализирует, обрабатывает и с помощью компьютерных программ получает практически важный результат. Такую работу можно с успехом организовать и на уроках математики, русского языка, природоведения (курса «Окружающий мир»), технологии. При использовании интерактивной доски в такой работе может участвовать весь класс. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно повысить уровень формирования и развития у школьников не только познавательных и коммуникативных учебных действий. У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, появляется необходимость правильной организации своей работы и своего рабочего места, что оказывает положительное влияние на формирование и развитие их личностных и регулятивных учебных действий.

    Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в

этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации.  Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются: вовлечение школы в построение единого информационного пространства; формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; развитие познавательной и творческой активности обучающихся; формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности; повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; развитие материально-технической базы системы общего среднего образования; организация эффективного информационного взаимодействия учителей.

Слайд 11

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

                   активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

                   достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

                   развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

                   повышению уровня комфортности обучения;

                   снижению дидактических затруднений у учащихся;

                   повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

                   развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;

                   приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

    В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности.

Слайд 12

«Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью».

Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей обучающемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей .  

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад // Научное издание

3. Бобко И.М. – Н.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

4. «Большая российская энциклопедия». – 2002.

5. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.

7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.

8. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.

9. http://prepod2000.kulichki.net/html/conferen.html

10. http://festival.1september.ru/articles/529580

11. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

12. http://tvv48.narod.ru/it/contents.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Презентация по теме:"Информатизация обучения -средство повышения позавательной активности младших школьников".

Презентация по теме "Информатизация обучения -средство повышения познавательной активности младших школьников"...

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...