Мастер-класс "Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников"
методическая разработка на тему

Решетова Ярославна Валерьевна

Представление опыта работы по теме самообразования "формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников»

ХОД ВЫСТУПЛЕНИЯ

Приветствие

Слайд№1 -Добрый день уважаемые коллеги!  Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме моего самообразования «Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников».

Слайд№2- Цель моего выступления поделиться эффективными способами, формами, приемами по формированию экологической культуры. А работать  мы будем по такому плану. Слайд№3

Актуальность

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это  адреса кричащих всероссийских экологических проблем. Но и в нашем районе и поселке экологическая безответственность дает свои плоды и мы повсюду можем наблюдать такие пейзажи. Слайд№4,5

Слайд№6Один из наших основных нормативных документов ФГОС НОО требует уделить особое внимание формированию основ экологической культуры и  бережного отношения к природе.

Слайд№7 А  также нельзя не напомнить, что  в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президент России издал указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года Экологии.  

Вот эти три причины красноречиво говорят об актуальности затронутой темы.

Притча

А еще позвольте рассказать вам одну притчу: Слайд№8

Однажды в холодный ветреный день запоздалой весны одна улитка начала взбираться на вишневое дерево.

Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:

- Эй ты, бестолочь, разве не видишь – на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

- Будут, когда я туда доберусь. 

Вывод такой:  мы – учителя начальных классов  как та улитка, пока только начинаем взращивать ростки экологической культуры у подрастающего поколения. Но должны быть уверены, что наша работа по экологическому воспитанию даст свои плоды, обязательно.

Слайд№9 - Кроме того младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования экологической культуры. Младшим школьникам свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Теоретическая часть

- Начать предлагаю с определения основных терминов, которыми мы сегодня будем апеллировать.

Слайд№10 - Что же такое экология?  Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.

- Слайд№11 Основная деятельность учителя это воспитание и обучение. Поэтому посмотрим, в чем же заключается понятие «экологическое воспитание». Основная  цель  экологического воспитания -  научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Слайд№12 - Результатом экологического воспитания является экологическая культура, т.е. осознанно-правильное отношение к природе во всём её разнообразии, к  людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Дискуссия

Слайд№13 Итак,  с целью экологического воспитания определились. Теперь давайте вспомним где, как и когда мы формируем  основы экологической культуры?

Слайд№14- Опираясь на опыт ребенка, мы можем выделить такие направления: дошкольное, школьное и семейное экологическое воспитание;

- Все формы образовательного процесса можно использовать для экологического образования. Это и уроки ( буквально все учебные предметы школы можно использовать для этой цели), и занятия во внеурочное время, часы общения, а также экскурсии прогулки, работа в живом уголке класса. Какие виды заданий здесь мы можем использовать?

- Очень эффективными являются такие виды деятельности как проектная и исследовательская, постановка опытов, проведение наблюдений и экспериментирование.

- Экологические игры и анализ экологических ситуации, коллекционирование объектов природы  - это результативные педагогические приемы экологического воспитания.

- Общественные акции, многочисленные  государственные праздники  такие как «День Земли», «День птиц» и другие, школьные  субботники  предоставляют широкую возможность для становления экологического сознания.

Слайд№15, 16,17 - Я также как и вы в своей педагогической практике использую  все доступные вышеназванные средства.

Практическая деятельность

Слайд№18 Предлагаю стать на время детьми младшего возраста и поучаствовать в работе. Согласны?

- В период подготовке к ВПР и при проверке работ по окружающему миру я увидела у своих детей проблемы с выполнением заданий про эксперименты и опыты. Для себя я сделала вывод, что несмотря на временные и материальные затраты обязательно нужно на уроках и внеурочной деятельности проводить опыты и наблюдения, экспериментировать. Известно, что знакомство с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит :«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Поэтому сейчас мы будем проводить опыты.

- Я приглашаю   для выполнения заданий в три микрогруппы по 3, 4 человека. Ваши задания и все что необходимо лежит на столах.

Слайд№19 - Мы тоже будем выполнять задания. Я прошу вас объединиться так как вам удобно. Задание простое вы читаете загадку. Отгадку рисуете. А потом вспоминаете какие проблемы возникают у вашего объекта. И от его имени описываете эту проблему, так чтобы она была услышана, чтобы она затронула. Проявите свое творчество. Можно записать жалобу в виде стихотворения. Как только вы выполните задание, представитель от вашей группы может подойти к этому стенду и  расположить свой рисунок и жалобу на этом ватмане.

- А сейчас предоставим слово нашим экспериментаторам.

- Слайд№20 Спасибо вам за работу, за выводы. Скажите. А если вы все это не проделали, а прочитали. Чем бы отличались полученные знания?

- Деятельностный подход, прочные знания, положительные эмоции  и значимость собственных открытий и достижений  - всё это дает нам исследовательская деятельность.  Желаю вам и себе в этом учебном году не страшиться, ставить с детьми опыты, проводить эксперименты и наблюдения и получать от этого удовольствие.

- А теперь посмотрим, что же у нас получилось на ватмане?

- Прошу представителей групп озвучить жалобы.

- Посмотрите у нас здесь в одном месте собраны жалобы от лесных обитателей. Как можно это назвать? (Лесная жалобная книга)

- И это не просто книга, это продукт нашего совместного экологического проекта. Какова же была цель этого проекта? А какие воспитательные задачи мы решили?

Подведение итогов

- Итак подведем итоги.  Основные задачи: напомнить вам о важности экологического воспитания,  вспомнить и систематизировать основные методы, формы, приемы по формированию экологической культуры, а также познакомить наиболее эффективными приемами  решены.  Только путем включения ребенка в поисковую, в опытническую деятельность, только опираясь на чувственную и эмоциональную сферу ребенка мы достигнем осознанного, бережливого поведения ребенка и вырастим ответственного за свои действия жителя нашей планеты.  

- Слайд№21  Как вы думаете какое важное слово пропущено в этом стихотворении?

Рефлексия

Уважаемые коллеги! Спасибо вам за активное участие в мастер-классе. В свою очередь я бы хотела узнать как вы оцениваете мою работу. Перед вами дерево, на котором нет главного – листьев.  

Слайд№22 Если вы считаете, что получили пользу для своей педагогической деятельности, испытывали приятные эмоции и вам все понравилось – тогда повяжите ленточку зеленого цвета, желтый цвет – эта средняя оценка моей работы и ваших эмоциональных ощущений, а с помощью красного цвета, вы выскажете свою негативную оценку .

Поздравление

Слайд№23- Разрешите мне ещё раз поздравить вас с началом нового учебного года и подарить простое житейское стихотворение о нашей  работе.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного поведения младших школьников в различных ситуациях.

Правила поведения дома, на улице, вблизи дорог, водоёмов....

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...