Мастер-класс "Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников"
методическая разработка на тему
Представление опыта работы по теме самообразования "формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников»
ХОД ВЫСТУПЛЕНИЯ
Приветствие
Слайд№1 -Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме моего самообразования «Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников».
Слайд№2- Цель моего выступления поделиться эффективными способами, формами, приемами по формированию экологической культуры. А работать мы будем по такому плану. Слайд№3
Актуальность
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это адреса кричащих всероссийских экологических проблем. Но и в нашем районе и поселке экологическая безответственность дает свои плоды и мы повсюду можем наблюдать такие пейзажи. Слайд№4,5
Слайд№6Один из наших основных нормативных документов ФГОС НОО требует уделить особое внимание формированию основ экологической культуры и бережного отношения к природе.
Слайд№7 А также нельзя не напомнить, что в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президент России издал указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года Экологии.
Вот эти три причины красноречиво говорят об актуальности затронутой темы.
Притча
А еще позвольте рассказать вам одну притчу: Слайд№8
Однажды в холодный ветреный день запоздалой весны одна улитка начала взбираться на вишневое дерево.
Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:
- Эй ты, бестолочь, разве не видишь – на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, малютка ответила:
- Будут, когда я туда доберусь.
Вывод такой: мы – учителя начальных классов как та улитка, пока только начинаем взращивать ростки экологической культуры у подрастающего поколения. Но должны быть уверены, что наша работа по экологическому воспитанию даст свои плоды, обязательно.
Слайд№9 - Кроме того младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования экологической культуры. Младшим школьникам свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Теоретическая часть
- Начать предлагаю с определения основных терминов, которыми мы сегодня будем апеллировать.
Слайд№10 - Что же такое экология? Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.
- Слайд№11 Основная деятельность учителя это воспитание и обучение. Поэтому посмотрим, в чем же заключается понятие «экологическое воспитание». Основная цель экологического воспитания - научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Слайд№12 - Результатом экологического воспитания является экологическая культура, т.е. осознанно-правильное отношение к природе во всём её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Дискуссия
Слайд№13 Итак, с целью экологического воспитания определились. Теперь давайте вспомним где, как и когда мы формируем основы экологической культуры?
Слайд№14- Опираясь на опыт ребенка, мы можем выделить такие направления: дошкольное, школьное и семейное экологическое воспитание;
- Все формы образовательного процесса можно использовать для экологического образования. Это и уроки ( буквально все учебные предметы школы можно использовать для этой цели), и занятия во внеурочное время, часы общения, а также экскурсии прогулки, работа в живом уголке класса. Какие виды заданий здесь мы можем использовать?
- Очень эффективными являются такие виды деятельности как проектная и исследовательская, постановка опытов, проведение наблюдений и экспериментирование.
- Экологические игры и анализ экологических ситуации, коллекционирование объектов природы - это результативные педагогические приемы экологического воспитания.
- Общественные акции, многочисленные государственные праздники такие как «День Земли», «День птиц» и другие, школьные субботники предоставляют широкую возможность для становления экологического сознания.
Слайд№15, 16,17 - Я также как и вы в своей педагогической практике использую все доступные вышеназванные средства.
Практическая деятельность
Слайд№18 Предлагаю стать на время детьми младшего возраста и поучаствовать в работе. Согласны?
- В период подготовке к ВПР и при проверке работ по окружающему миру я увидела у своих детей проблемы с выполнением заданий про эксперименты и опыты. Для себя я сделала вывод, что несмотря на временные и материальные затраты обязательно нужно на уроках и внеурочной деятельности проводить опыты и наблюдения, экспериментировать. Известно, что знакомство с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит :«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Поэтому сейчас мы будем проводить опыты.
- Я приглашаю для выполнения заданий в три микрогруппы по 3, 4 человека. Ваши задания и все что необходимо лежит на столах.
Слайд№19 - Мы тоже будем выполнять задания. Я прошу вас объединиться так как вам удобно. Задание простое вы читаете загадку. Отгадку рисуете. А потом вспоминаете какие проблемы возникают у вашего объекта. И от его имени описываете эту проблему, так чтобы она была услышана, чтобы она затронула. Проявите свое творчество. Можно записать жалобу в виде стихотворения. Как только вы выполните задание, представитель от вашей группы может подойти к этому стенду и расположить свой рисунок и жалобу на этом ватмане.
- А сейчас предоставим слово нашим экспериментаторам.
- Слайд№20 Спасибо вам за работу, за выводы. Скажите. А если вы все это не проделали, а прочитали. Чем бы отличались полученные знания?
- Деятельностный подход, прочные знания, положительные эмоции и значимость собственных открытий и достижений - всё это дает нам исследовательская деятельность. Желаю вам и себе в этом учебном году не страшиться, ставить с детьми опыты, проводить эксперименты и наблюдения и получать от этого удовольствие.
- А теперь посмотрим, что же у нас получилось на ватмане?
- Прошу представителей групп озвучить жалобы.
- Посмотрите у нас здесь в одном месте собраны жалобы от лесных обитателей. Как можно это назвать? (Лесная жалобная книга)
- И это не просто книга, это продукт нашего совместного экологического проекта. Какова же была цель этого проекта? А какие воспитательные задачи мы решили?
Подведение итогов
- Итак подведем итоги. Основные задачи: напомнить вам о важности экологического воспитания, вспомнить и систематизировать основные методы, формы, приемы по формированию экологической культуры, а также познакомить наиболее эффективными приемами решены. Только путем включения ребенка в поисковую, в опытническую деятельность, только опираясь на чувственную и эмоциональную сферу ребенка мы достигнем осознанного, бережливого поведения ребенка и вырастим ответственного за свои действия жителя нашей планеты.
- Слайд№21 Как вы думаете какое важное слово пропущено в этом стихотворении?
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Спасибо вам за активное участие в мастер-классе. В свою очередь я бы хотела узнать как вы оцениваете мою работу. Перед вами дерево, на котором нет главного – листьев.
Слайд№22 Если вы считаете, что получили пользу для своей педагогической деятельности, испытывали приятные эмоции и вам все понравилось – тогда повяжите ленточку зеленого цвета, желтый цвет – эта средняя оценка моей работы и ваших эмоциональных ощущений, а с помощью красного цвета, вы выскажете свою негативную оценку .
Поздравление
Слайд№23- Разрешите мне ещё раз поздравить вас с началом нового учебного года и подарить простое житейское стихотворение о нашей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения младших школьников в различных ситуациях.
Правила поведения дома, на улице, вблизи дорог, водоёмов....
Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.
В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....
Классный час "Безопасное поведение младших школьников на дороге"
Сценарий классного часа по ПДД...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий экологической культуры и основы безоп...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий экологической культуры и основы безоп...