Технологии формирования произвольной памяти младших школьников
статья по теме

Альшевская Ирина Леонидовна

Технологии формирования произвольной памяти младших школьников на основе заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii_formimrovanpamyati.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное  общеобразовательное   учреждение

               «Средняя общеобразовательная  школа № 37 имени Новикова Г.Г.»

                                   г. Кемерово

Технологии  формирования  произвольной памяти  

младших школьников

 

                                                                   

                                                               

                                                                 

                                                               Подготовила: И.Л. Альшевская

                                                               учитель начальных классов

                                                              МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                школа № 37 имени Новикова Г.Г.»

                                                   2014                

                                 

                                                          Содержание

Введение………………………………………………………………………3

     1. Особенности  технологий   над произвольной  памятью……………….4

     2. Творческий  подход-показатель успешного  выполнения технологий..4-5

     

     3. Система творческих задач – важнейшее средство формирования  

         произвольной  памяти…………………………………………………….5-8

 

     4. Заключение………………………………………………………………..9

     5. Список литературы……………………………………………………….10

   

   

                                        Введение

      В новом  информационном обществе всё выше ценятся интеллект и креативность. Это  связано с тем, что в условиях  развития новых технологий резко  возрос  спрос на людей, обладающих хорошей памятью, нестандартным  мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.

       Обучение  должно быть направлено, прежде всего, на развитие памяти и основ современного мышления, которое позволило бы ми не только успешно использовать приобретённые знания, умения, навыки, но и самостоятельно добывать  новые.

        В связи с поступлением в школу происходит значительные перестройки и развитие памяти. Память постепенно  становиться  всё более организованной, регулируемой и управляемой психической  деятельностью. Процессы памяти всё более и более приобретают характер произвольных  процессов, постепенно развиваются и совершенствуется. Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию. Однако эта способность у обучающихся ещё  развита слабо.

        Поэтому  задачей учителей  является  создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический  комфорт для учащихся и возможности формирования произвольной  памяти в соответствии с индивидуальными  потребностями и способностями.

        Психологи ставят задачу изучать не итоги, не результат, а сам процесс, который сводится к анализу, синтезу, обобщению.

        Наблюдаются значительные индивидуальные различия в области  памяти. Можно выделить несколько групп:

- зрительная

- слуховая

- при помощи двигательных ощущений

- при комбинированном  способе.

       Учитывая  особенности организаций  технологий   формирования памяти на отдельных этапах урока и во внеурочной деятельности, ведущие к активизации  учебно-познавательных процессов; правильно подбирать задания на произвольное запоминание; задания на повышение интеллектуального уровня ребёнка;  учитывать возрастные  особенностей детей.

         Высокий  уровень развития  произвольной  памяти младших  школьников оказывает большое влияние на развитие   и успешность обучения.

         

  1. Особенности технологий  над произвольной памятью

     Память – сложная психологическая деятельность. В её составе можно  выделить основные  процессы – запоминание, сохранение, воспроизведение  и узнавание.

     От  успешности  запоминания учебного материала во многом зависят достижения  в учебной  деятельности  обучающихся. Разумеется, далеко не всё, что необходимо помнить человеку запоминается.

Установлено, в запоминание, сохранение и воспроизведение материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию, в том числе такие мыслительные  операции, как анализ, систематизация обобщения, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение. В связи с этим  выделяют  основные  технологические  задачи:

- Установка на запоминание. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой  соответствующую задачу.

-Для  того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то   образом связать его с основной целью деятельности.

- Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторение (т.е. является не механическим повторением ).

 -Внимание должно обращаться  на понимание материала и осознание смысла того, с ним в процессе запоминания происходит.

  - При поднесении материала следует по возможности  адресоваться к различным  анализаторам ( зрительному, слуховому и двигательному),так как  это благоприятствует лучшему закреплению.

- Систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания.

- Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложить в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями , которое обычно в течение дня накладывается друг на друга и тем самым мешают  запоминанию, отвлекая ваше внимание.

  1. Творческий подход – показатель успешного произвольного запоминания

    Для  ребёнка одной из основных деятельностей, в учебном процессе, является игра. Для стимулирования  познавательных процессов учитель должен включать  в творчество развивающие игры, произвольную память. Вовлекать детей в более сложные и творческие формы игровой  активности. Способности запоминания формируются и развиваются в деятельности.  Учебная деятельность  должна требовать от ребёнка воли, внимания, усидчивости,  умения организовать свою работу. Деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и положительные  эмоции, удовольствие, тогда у него будет стремление  по собственной инициативе  без принуждения заниматься ею. Творческий подход к  учебной  деятельности  можно  сформировать, развить, только  систематически  приобщая  учащихся  к работе  творческого характера, ставя их в ситуацию необходимости решения  различных,  постепенно усложняющихся творческих задач на уроках, внеклассных занятиях и домашней  учебной работе.

    Необходимо учитывать сложность и объём задания. Постоянная недогрузка будет способствовать  стимуляции способностей  и возможному угасанию  способностей, как невостребованных в учебной деятельности. Но и перегружать  детей нельзя, особенно стандартными  заданиями. Они притупляют  мышление, память.

     Учащимся необходимы задания соответствующие программному обучению.

       Начальным моментом мыслительного процесса является  проблемная ситуация. Учить  детей запоминать механически, осмысленно, создавать наилучшие  предпосылки для их творческого развития. Такой метод обучения помогает развитию  интеллектуальных  способностей ребёнка.

  1. Система творческих задач – важнейшее средство  формирования  произвольной  памяти

       Процессы памяти всё более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развиваются и совершенствуются. Для формирования произвольной памяти  необходимо  выполнять творческие задания  и упражнения, где ставится целью: учить подмечать  закономерности, сходство и различие, учиться логически  рассуждать, обобщать, классифицировать.

       

 Примеры упражнений.

1. Даны геометрические рисунки (произвольные) из треугольников, квадратов, окружностей.

Посмотри на рисунки и постарайся запомнить. Каждый рисунок рассматривать не более двух минут.

Задание 1) После двух секунд картинка убирается или закрывается, а ребёнок рисует по памяти.

Задание 2) Расскажи, как ты запомнил.

2. Упражнение « Что случилось?»

       Учитель на специальную подготовленную  полочку, выкладывает четыре игрушки (например: зайчик, медведь, корова, рыбка) и даёт задание: «Назовите хором выставленные на полке игрушки, в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь их заменить».

После этого учитель предлагает закрыть глаза и в это время осуществляет перестановку двух игрушек. Затем учитель просит открыть глаза и просит сказать , что они заметили.

      Постепенно учитель  увеличивает количество игрушек и число их перестановок. Очень хорошим считается результат, при наличии 9-10 игрушек.

3.  Внимательно прослушай перечень слов и постарайся запомнить слова среднего рода. Перечень  слов зачитывается монотонно с интервалом  в   5

секунд, например, шкаф, село, голова, тетрадь, машина, сабля, ручка,  заяц, молоко, шум, лев, лампа, дыня. После этого запиши все услышанные слова и зачеркни  из них слова среднего рода.

4.    Вот некоторые  слова , предназначенные для запоминания в 1-2 классах: надо, можно, много, мало, весело, хорошо, плохо, мальчик, девочка, хлеб, сад, собака, большой, дорогой ( для 1 класса); здравствуй, пожалуйста, медведь, заяц, корова, молоко (для 2 класса).

Запомнить, как пишется слово «собака» можно с помощью забавной  ассоциативной  картинки, собака несёт в зубах бублик, который напоминает  по очертаниям букву «О».

5.    Взгляни на сложную геометрическую фигуру ( фигура должна состоять из  18 элементов ). На её запоминание отводится 3 минуты. По истечению отведённого времени закрой рисунок и попытайся его воссоздать.  

Оценка результата. Фигуры состоят из 18 элементов, оценки за каждый правильно воссозданный  элемент- 2 балла. Максимальное количество баллов за всю фигуру-36 (учитывая время, оно не должно превышать 12- 15 минут).

6.    Задание  на сообразительность, внимание, наблюдение.

96 и 69  (перевёртыши)

5712      (это 5+7=12)

1799      ( это за год до конца века).

7.    Среди  этих чисел нет одного. Какого?

13         8           3      

19        13          8

48        35         22

64        43         22

57        38         ?   (12)

8.   Поиск числовых закономерностей – увлекательное занятие, которому мудрецы древности  приписывали  огромное   значение.

Запишем таблицу умножения в столбик и отдельно вынесем все получившиеся произведения.

2*9=18   18

3*9=27   27

4*9=36   36

5*9=45   45

6*9=54   54

7*9=63   63

8*9=72   72

9*9=81   81  

Присмотритесь к вынесенным  в отдельный столбик произведениям. Дело в том, что десятки у них каждый раз возрастают на один порядок (от 1 к 8), а единицы при этом убывают (от8 к 1), т.е. 18-27 (1 переходит в 2,а 8 в 7), 27-36 (2 переходит в 3,а 7 переходит в 6) и т.д. Выходит, что самое маленькое произведение (2*9) и  самое большое (9*9)  являются зеркальным отражением друг друга: 18-81.

9. «Составь слово» Нужно взять по одному слогу из данных слов и составить  математический термин:

Чижик, слово (чи-сло)

 Дело, лимон, житель   (де-литель)

10. «Найди слова».  Концом первого слова и началом второго служит название  единицы времени:

Чело (  )  тор  (век)

Концом первого и началом второго служит название единицы массы:

Милли (  )    офон   (грамм).

11. «Улицы Москвы». Отрывки, из каких стихотворений  здесь приведены?

1) На Арбате, в магазине,

    За  окном  устроен сад.

    Там летает голубь синий,

    Снегири в саду свистят.  (А. Барто « Снегирь»)

2)  Шагает  утром в школы

     Вся юная Москва,

     Народ твердит глаголы

     И сложные слова.

 

    А Клава – ученица

    С утра в машине мчится

    По садовому кольцу  

    Прямо к школьному крыльцу. (А. Барто   « Дедушкина внучка»)

3)   На Неглинной  новый дом-

      В зелени балконы,

      Маки  зреют на одном,

      На другом  Лимоны. ( А. Барто « Пчелиный яд)  

4)  Со  всех сторон-

     С Тверской, с Неглинной,

     Над площадями, над Арбатом

     Они  метались стаей длинной  

     И в темноту неслись  куда-то.    (А. Барто « Первый салют в Москве»)

5)  В школу,

     На улицу Чехова,

     К детям

     Туристка приехала.    (А. Барто « Краснокожие»)

6)  - Приходи к нам, Угомон.

      Есть у нас на Малой Бронной

      Паренёк неугомонный,

      А зовут его Антон.       (С. Маршак « Угомон»)

7)   И она в троллейбус новый  

      Села на Садовой,

      И  в вагоне был вожатый  

      Очень бородатый…..     (С. Маршак « Приметы»)

8)  Три школьницы рыдают

      У Кировских ворот.

      Подружек окружает

      Взволнованный народ….    (С. Михалков « Хрустальная ваза»)

9)    Он  может по канату

       Пройтись, как по Арбату…..  (С. Михалков « Цирк»)

10)  - Мы  гуляли по Неглинной,

       Заходили на бульвар,

       Нам купили синий-синий,

       Презелёный красный шар. (С. Михалков « А что у вас?»)

11)   На одной из главных улиц,

        На Большой Ордынке,

        Проживает мальчик Петя

        В  книжке – на картинке.    (А. Барто « Песня, которую пели на сборе).

4. Заключение

     Систематический курс занятий по материалу  поисково-творческих задач, нестандартный подход к урокам даёт возможность детям охотно учиться, самостоятельно управлять мыслительной  деятельностью, не стандартно мыслить, быть внимательными и доброжелательными, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения. Практика показывает, что детям  интереснее именно те занятия, на которых используются развивающие задания и упражнения; у них возросли показатели  объёма памяти восприятия, внимания, уменьшился процент возможности допустить ошибку. Дети стали более заинтересованными поиском проблемной  ситуации, достаточно полно стали анализировать, обобщать и делать выводы.

     Всё это создаёт благоприятные  условия для общепознавательного развития обучающихся, для роста  их учебной самостоятельности.

      Психологи утверждают, что до 20-25 лет память человека непрерывно  возрастает и улучшается. Известно, что почти 70% всех знаний накопленных  на протяжении  жизни приобретаются  человеком до 25 лет.

      С. Л. Рубинштейн, посвятивший множество работ  исследованию проблем внимания и памяти, отмечал: « Дети имеют более прочную память, взрослые же – более обширную».

5.      Список литературы  

1)  А. В. Белошистоя. Развитие математических способностей школьников как методическая  проблема. Начальная школа. [Текст]. - М., Просвещение. 2003.-218 с.

2) Т. Н. Волкова. Развитие памяти и внимания. – М., ЗАО  «БАО-ПРЕСС» РИПОЛ КЛАССИК. – М. 2006.-254 с.

3) С.В. Кулькевич, Т.П.Лакоценина. Анализ урока в начальной школе.Издательство «Учитель» 2006-127 с.

4)  Р.С.Немов. Психология.-М., 2000-80 с.

5) Начальная школа. Плюс до и после. [Текст] – М., Просвещение. 2010-399 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...