Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему
В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская и проектная деятельность
обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Значение проектной деятельности:
- Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
- Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
- Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
- По оценкам преподавателей, учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.
Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности делится на урочную деятельность и внеурочную деятельность.
Урочная деятельность: исследовательские методы, творческие задания, учебные проекты и другие технологии развивающего обучения.
Внеурочная деятельность:
массовая: познавательные игры, конкурсы; предметные недели; конференции.
Групповая: школьное исследовательское общество; факультативы, элективные курсы, кружки; проекты.
Индивидуальная: исследовательская работа; творческие работы; проекты.
Формы организация учебно-исследовательской деятельности:
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
Организация учебно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).
Основные этапы проектно-исследовательской деятельности:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
- Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.
- Подготовка и защита презентации.
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы работы над проектом: 1 этап – инициирующий; 2 этап - основополагающий; 3 этап - прагматический; 4 этап - заключительный; 5 этап - итоговый.
Виды учебных исследований:
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По месту проведения: урочные и внеурочные.
- По времени: кратковременные и долговременные.
- По теме: предметные и свободные.
Для организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, необходимо решить несколько задач:
- Определение условий формирования исследовательских умений младших школьников.
- Сформировать у родителей обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
- Сформировать у обучающихся начальных классов представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
- Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
- Введение в учебный процесс метода проектов, как технологию развития умений учиться.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
- Целенаправленность и систематичность.
- Мотивированность.
- Творческая среда.
- Психологический комфорт.
- Личность педагога.
- Учет возрастных особенностей.
Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для учащихся.
Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....
Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»
Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...
Презентация по теме: "Промежуточная аттестация обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС"
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении план...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в ГПД в соответствии с требованиями ФГОС
Статья...
Презетация "Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Презентация к выступлению на педагогическом совете в школе....
Портфолио как средство организации контрольно - оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. (Представление педагогического опыта)
В данной статье я раскрыла цели и задачи создания портфолио. Я описала для чего нужно портфолио и как его сделать....
«Портфолио как средство организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС» (Педагогический опыт. Аттестация-2019)
В данной работе предтавлен педагогический опыт работы....