Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в ГПД в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему

Хлебникова Ольга Кирилловна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в ГПД в соответствии с требованиями ФГОС

О.К. Хлебникова, воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №134

     Выявление, поддержка, развитие и социализация школьников становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Я считаю, что одной из эффективных форм работы с детьми в ГПД является организация проектно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

    Проектная деятельность в начальной школе широко используется не только в учебной деятельности, но и во внеурочное время в частности, в группе продленного дня. Над формированием научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

     Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом коллективе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Мы сами педагоги должны быть увлеченными людьми, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.        Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

 - значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая познавательная);

 - применение исследовательских, творческих методов при проектировании;

 -структурирование этапов выполнения проекта;

 - самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

 Проекты в начальных классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей.

      В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит реальное взаимодействие семьи и школы. Так, например, работая над проектом «Птицы в городе» дети активно сотрудничали с родителями, изготовляли кормушки.

      Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

 - содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

 - навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

 - заинтересованностью ученика в работе.

 Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

      Несложность проектов для начальной школы обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающихся на выполнение других более сложных и самостоятельных проектов. В качестве примера можно привести проект, который был в группе продленного дня, «Ёлочка, живи».

     При организации данного вида деятельности разрабатываются различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер.

     Например, проект «Город в котором мы живём». Это долгосрочный проект. Ребят очень заинтересовала история возникновения нашего города, достопримечательности города и его окрестностей, красота нашего города. Дети так сильно увлеклись данным проектом, что начали его расширять, развивать, открывать для себя новое, ранее неизведанное. Продолжением этой работы стал проект «Люблю мой край родной». 

 Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дети поместили в папку – портфолио.

    Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальном, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат становится социально и практически значимым.

    Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно - практических конференций различного уровня. Учащиеся группы продленного дня принимают участие в школьной конференции, выступают со своими проектами на районных научно - практических конференциях, региональных конференциях.

    Организация проектно-исследовательской деятельности у наших учащихся дает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ проектно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Презентация по теме: "Промежуточная аттестация обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС"

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении план...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС

В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реал...