Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности
статья на тему

Сильницкая Лариса Константиновна

Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ

на уроках и во внеурочной деятельности

      Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Ведь наша задача не только научить читать, писать, но и обучить способам учебной деятельности, т.е. научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.  И это не дань моде, а необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования.

      Новые требования ФГОС одной из важнейших задач ставит: "Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающими его результативность.

          Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

-большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с применением ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

- Мультимедиа-пособия призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Цель моей работы в данном направлении: 

повышение качества образования через использование компьютерных технологий в учебном процессе

Задачи:

 Повысить мотивацию обучения

• Повысить эффективность процесса обучения;

• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• Совершенствовать методики проведения уроков;

• Быстро и качественно отслеживать результаты обучения и воспитания;

Информационные технологии применяю через:

- интерактивную доску

- мультимедийную презентацию;

-  видео уроки;

- тесты и тренажеры;

- проектную деятельность учащихся;

    В своей работе применяю информационные технологии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    Применение презентации Power Point на уроке дает возможность использования на уроке карт, рисунков и схем. Большинство учащихся моего класса уже имеют базовые навыки владения компьютером и с удовольствием создают свои электронные презентации к уроку. Так, к урокам окружающего мира учащиеся подготовили презентации по теме «Природа России» «Леса России», «У Чёрного моря» и другие. «Природные зоны России в произведениях писателей», к уроку литературного чтения- «Художники Музейного Дома». К урокам русского языка - «Тайна имени», «Семья слов», «Зимняя страничка» «Имена прилагательные в загадках».

   Использование информационных ресурсов многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной работы, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает им не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.

    В программе Power Point   использую разные шаблоны создания презентаций. Мультимедийные презентации использую при выступлениях на мероприятиях недели начальных классов, на внеклассных мероприятиях. Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения в школе, это вызывает у них большую заинтересованность. Каждый год представляем с ребятами интересные работы на конкурсе «Радуга успеха». Созданы проекты на тему «Памяти предков будьте достойны!», «Витамины – наши друзья», «Наше здоровье» и др.

     

Любимый вид работы моих учащихся – составление кроссвордов.  Использую программу HotPot, которая доступна детям со 2 класса. Кроссворды создавали на материале курса «Наш край», окружающего мира, чтения. Кроссворды, созданные учащимися, помогают в познании исторического прошлого, природы родного края, обогащают словарный запас, формируют умения работать с текстом. Развивают логику и внимание.

        Нельзя не сказать о пользе ленты времени в учебном процессе.

Детям трудно запомнить исторические даты, представить временные рамки событий. Создание ленты времени помогает проследить ход времени, последовательность исторических или др. событий Кроме того, такая схема, если сделать ее яркой и интересной, станет забавной игрой и позволит внести в процесс обучения элементы творчества, может выступать в роли опорной схемы для пересказа.

      Для создания ленты времени использую программу Time toast.

 Задания по составлению ленты времени включаю в тексты, работая с тренажёрами над формированием УУД. Например, текст «История чая». Буклет - «Книга чайных рецептов». При изучении темы «Крестьянское жилище. Утварь» курса «Наш край» возник вопрос - «А во что играли наши предки, как появились игрушки?» Родился проект «История игрушки», результатом которого стало создание ленты времени «История игрушки», буклета «Народные промыслы», создание кроссвордов – «Виды кукол», «Забытые простонародные игрушки».

 

             Эти ресурсы использую и на занятиях кружка «Почитай-ка». Ни для кого не секрет, что школьники сегодня стали меньше читать. Это равнодушие к чтению книг обусловлено высокой интенсивностью жизни свойственной современному обществу. Все больше функций передаются электронным помощникам (компьютерам, планшетам, игровым приставкам), которые в яркой и увлекательной форме обучают вашего ребенка и развивают его способности. Повысить интерес к чтению мне помогают занятия кружка.

   Программа кружка предусматривает знакомство учащихся с детской литературой и книгой, а также работу с текстом через использование ИКТ  технологий.

   Эта работа включает в себя:

  • создание учащимися различных текстов с помощью компьютера; (продолжи историю, сочини загадку…сценарий).
  • умение создавать графические объекты: рисунки, буклеты;
  • создание презентаций в программе Power Point; об авторе
  • поиск заданной информации (найди другое стихотворение этого автора, сведения о писателе и др. пословицу к тексту)

        Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повышает эффективность работы по развитию интереса к книге, к чтению, что поможет воспитать грамотного читателя. Так на занятии кружка познакомившись со стихами русских поэтов о весне, появился проект «Времена года», результатом работы стало создание буклетов –   Веснянка, Осенинка, Зимушка.

   Важно, чтобы формирование компонентов ИКТ - компетенций всегда было связано с его практическим применением. Большое внимание уделяю работе с обучающимися по формированию ИКТ – компетентности с помощью дистанционных игр – конкурсов, олимпиад. «Лисёнок», «UCHi.RU», олимпиады проекта «Инфоурок», олимпиада «Плюс», и т. п..

            «Дистанционный конкурс» - это форма внеурочной деятельности учащихся, имеющая соревновательный характер, при которой организаторы и участники пространственно и во времени удалены друг от друга». Из этого следует, что во время проведения конкурса учащиеся обязательно будут применять на практике свои знания по предметам и уже имеющиеся ИКТ – компетентности, закреплять полученные навыки, приобретать новые. Возможность в ходе участия в конкурсе найти для себя посильные задачи и справиться с ними повышает самооценку учащегося и в последующем стимулирует его на участие в других подобных мероприятиях, делает внеурочную деятельность действительно интересной. Рейтинг, получаемый учеником, не зависит от оценки учителя, а значит, у ученика появляется возможность показать свои знания перед независимым жюри.

             Проведенный мониторинг показывает растущий интерес к дистанционным конкурсам у обучающихся (см. Табл.)

Мониторинг участия обучающихся 2 класса

 в дистанционных олимпиадах

Мониторинг участия обучающихся 3 класса

 в дистанционных олимпиадах

       В заключении хочется отметить, что использование ИКТ позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у обучающихся не только предметных и метапредметных результатов, но и способствующий социализации современных школьников.

Мониторинг уровня познавательной активности

обучающихся 3 класса

(метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Л. Спилберга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности" 1-4 класс

Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обесп...

Доклад на педсовете на тему "Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах"

Доклад на педсовете теоретического и практического характера. В данном материале деятельностный подход в обучении прослеживается на всех этапах урока....

«Применение мультимедийного интерактивного оборудования на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления»

Данная статья поможет педагогу при планировании занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительного направления....

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности" 1-4 класс

Основными целями общеобразовательной школы является обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечиваю...

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...