Использование дидактического материала при обучении чтению и развитию речи обучающихся с МНР
статья на тему
В статье рассказывается о видах дидактического материала и о возможностях его использования при работе с обучающимися, имеющими нарушения развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование дидактического материала как одно из важнейших принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе, особенно в начальной школе. Так как у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, применение дидактических средств будет хорошим способом повышения эфеективности учебного процесса.
У глухих детей с умственной отсталостью наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Для таких детей характерно недоразвитие: 1) познавательных интересов; 2) всех сторон психической деятельности; 3) моторики; 4) уровня мотивированности и потребностей; 5) мышления, восприятии, памяти, внимания ; 6) всех видов продуктивной деятельности; 7) грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В таких условиях наглядность является важным и необходимым условием коррекционной работы.
Дидактические средства помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). Наглядные материалы могут принести пользу только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока.
Средства наглядности по способу восприятия делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.
Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (фильмы и презентации).
Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые. В языковых таблицах отражена закономерность, сущность какого-либо правила или понятия, что способствует наиболее быстрому усвоению этого понятия, запоминанию правила, определенной нормы и т.п.
Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. Примером подобной таблицы является подбор слов (на полях учебника, на специальном стенде, на переносной доске) и предъявление их учащимся с целью уточнения или разъяснения их значений, а также для запоминания их орфографического облика. Другими словами, с помощью речевых таблиц организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся и повышению их орфографической грамотности. Одним из способов предъявления подобного речевого материала служат специально разработанные демонстрационные карточки. Это динамичные, подвижные пособия, из которых формируются таблицы. Содержание таблиц - слова (и словосочетания), правописание и произношение которых не регулируются четкими правилами.
Как средство обучения применяется на уроках раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм по предметам. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала. Иллюстрация (картинка) используется и в процессе обучения школьников составлению предложений (на заданную тему, по опорным словам и т.п.). Ее методические возможности направлены на то, чтобы помочь учащимся в подборе необходимых речевых компонентов при оформлении высказывания. Правильно подобранная и методически верно примененная иллюстрация помогает учителю решить целый комплекс учебных задач: ввести и актуализировать определенную лексику; активизировать формы и конструкции; научить оформлять речевое высказывание.
Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:
1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов);
2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);
3) задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок: образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний (сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.). Средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее.
Фильмы и презентации, которые используются на уроках , можно разделить на две группы: первая группа, даёт разъяснение, описание языковых фактов и понятий, и вторая группа, предназначенная для развития и совершенствования речевых навыков учащихся. Содержанием фильмов и презениаций первого типа является материал (эпизоды, сюжетные рисунки, фотографии, репродукции, иллюстрации и т.п.), с помощью которого происходит уточнение, расширение, разъяснение, обобщение и закрепление изученных сведений по лексике и грамматике. Просмотр презентаций подобного характера сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий, которые выполняются как в процессе просмотра (составить подписи к слайдам без подписи, описать то, что изображено на слайде, найти недочеты в речи героя диафильма, объяснить значение слова на основе рисунка, прокомментировать содержание слайда и т.п.), так и после просмотра. Использование фильмов и презентаций активизирует деятельность детей, а также стимулирует самостоятельную работу учащихся.
Я в своей работе на уроках развития речи, письма и чтения также применяю различные виды наглядности: таблички, картинки, презентации.
Речевой материал, предъявляемый программой является единым для уроков развития речи, письма , чтения. Средства наглядности я применяю относительно всех этапов урока и этапов работы над речевым материалом: для предъявления нового материала, отработки и контроля усвоения знаний, навыков и умений.
На уроках развития речи при формировании новых понятий и для их закрепления я широко применяю печатные таблички, иллюстрации, разрезную азбуку, презентации. Использую наглядность в упражнениях на подбор табличек, соотнесение, конструирование, продолжение описания.
На уроках письма для развития навыка безошибочного письма, для развития зоркости и внимания при выполнении различных упражнений используются различные дидактические материалы.
На уроках чтения в процессе работы по выявлению понимания прочитанного использую наглядность при выполнении следующих видов упражнений: составить предложение по вопросной схеме, дополнить предложение, выбрать заголовок из ряда возможных, подбор иллюстраций, ответы на вопросы, зарисовка , составление предложений по картинкам, работа с разрезными предложениями; работа с рассыпными предложениями, работа с серией картинок для обучения пониманию последовательности событий; работа с рассыпным текстом; составление рассказа по опорной картине.
Т. о., дидактический материал является хорошим средством интенсификации учебного процесса, особенно при работе в начальной школе с детьми, имеющими нарушения развития .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Комплексный подход к обучению чтению и развитию речи в начальной школе .
Данная разработка из опыта моей работы издана брошюрой и содержит в себе методические рекомендации для ...
Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...
«Использование программно-дидактического комплекса «Логомер – 2» для обучения грамоте и развития речи детей»
В данной статье описан опыт работы учителя-логопеда по развитию речи и обучению грамоте детей с использованием программно-дидактического комплекса "Логомер-2"....