Игровые технологии.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Ковалева Ольга Валентиновна

Статья. Использование игровых технологий в работе учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

(Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б.,

Выготский Л.С.)

Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов

деятельности  человека,  удивительный  феномен  нашего  существования. По  определению,

игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение

общественного  опыта,  в  котором  складывается  и  совершенствуется  самоуправление

поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

—развлекательную  (это  основная  функция  игры —  развлечь,  доставить  удовольствие,

воодушевить, пробудить интерес);

воодушевить, пробудить интерес);

—коммуникативную: освоение диалектики общения;

—самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

—игротерапевтическую:  преодоление  различных  трудностей,  возникающих  в  других

видах жизнедеятельности;

—диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в

процессе игры;

—коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

—  межнациональной  коммуникации:  усвоение  единых  для  всех  людей  социально-

культурных ценностей;

—  социализации:  включение  в  систему  общественных  отношении,  усвоение  норм

человеческого общежития.

В  структуру  игры  как  деятельности  органично  входят  целеполагание,  планирование,

реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя

как  субъект.  Мотивация  игровой  деятельности  обеспечивается  её  добровольностью,

возможностями  выбора  и  элементами  соревновательности,  удовлетворения  потребности  в

самоутверждении, самореализации.

В  структуру игры как процесса входят:  а) роли, взятые на  себя играющими; б) игровые

действия  как  средство  реализации  этих  ролей;  в)  игровое  употребление  предметов,  т.е.

замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д)

сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игру  как метод  обучения  и  воспитания,  передачи  опыта  старших  поколений  младшим

люди использовали  с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в

дошкольных  и  внешкольных  учреждениях.  В  современной  школе,  делающей  ставку  на

активизацию  и  интенсификацию  учебного  процесса,  игровая  деятельность  используется  в

следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и :даже раздела

учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-   в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

-    как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.).

Игровая  форма  занятий  создаётся  на  уроках  при  помощи  игровых  приёмов  и  ситуаций,

которые  выступают    как    средство    побуждения,      стимулирования    учащихся    к  учебной

деятельности.  Реализация    игровых    приёмов    и    ситуаций    при    урочной  форме  занятий

происходит  по  таким  основным  направлениям:  дидактическая  цель  ставится  перед

учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент  соревнования,  который  переводит  дидактическую  задачу  в  игровую;  успешное

выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во

многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —

чётко  поставленной  целью  обучения  и  соответствующими  ей  педагогическими

результатами,  которые  могут  быть  обоснованы,  выделены  в  явном  виде  и

характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр

В  первую  очередь  следует  разделить  игры  по  виду  деятельности  на  физические

(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы ир:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)  коммуникативные,  диагностические,  профориентационные,  психотехнические  и

другие.  

Важнейшие  из  других методических  типов:  предметные,  сюжетные,  ролевые,  деловые,

имитационные и игры-драматизации.

По  содержанию  игры  с  готовыми  правилами  различают:  все  предметные  (ма-

тематические,  химические  и  т.д.),  спортивные,  подвижные,  интеллектуальные  (ди-

дактические),  строительные  и  технические,  музыкальные  (ритмические,  хороводные,

танцевальные),  лечебные,  коррекционные  (психологические  игры-упражнения),  шуточные

(забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

Специфику  игровой  технологии  в  значительной  степени  определяет  игровая  среда:

различают  игры  с  предметами  и  без  предметов,  настольные,  комнатные,  уличные,  на

местности, компьютерные и с ТОО, а также с разными средствами передвижения.

И,  наконец,  по  форме  (форма  есть  способ  существования  и  выражения  содержания)

можно  выделить  в  самостоятельные  типовые  группы  следующие  игры:  игры-празднества,

игровые  праздники;  игровой фольклор;  театральные  игровые  действия;  игровые  тренинга  и

упражнения;  игровые  анкеты,  вопросники,  тесты;  эстрадные  игровые  импровизации;

соревнования,  состязания,  противоборства,  соперничества;  конкурсы,  эстафеты,  старты;

свадебные  обряды,  игровые  обычаи;  мистификации,  розыгрыши,  сюрпризы;  карнавалы,

маскарады; игровые аукционы и т.д.

Особенности игровых технологий

Все  следующие  за дошкольным  возрастные периоды  со  своими  ведущими  видами

деятельности  (младший  школьный  возраст  —  учебная  деятельность,  средний  -

общественно  полезная,  старший  школьный  возраст  —  учебно-профессиональная

деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса —

одно из самых сложных действий педагогов.

Развивающий потенциал игры  заложен  в  самой  её природе. В игре одновременно

уживаются  добровольность  и  обязательность,  развлечение  и  напряжение,  мистика  и

реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и

рациональность,  личная  заинтересованность  и  коллективная  ответственность.  Педагогическая

ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором,

ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,

лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в

игровую, самостоятельно организуются в  групповую игру, продолжают игры с предметами,

игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую

ситуацию: проблемную  ситуацию участники проживают в  её игровом воплощении, основу

деятельности  составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-

игровом плане.

Ребята  действуют  по  игровым  правилам  (так,  в  случае  ролевых  игр —  по  логике

разыгрываемой  роли,  в  имитационно-моделирующих  играх  наряду  с  ролевой  позицией

действуют  «правила»  имитируемой  реальности). Игровая  обстановка  трансформирует  и

позицию  учителя,   который   балансирует  между  ролью   организатора,   помощника  и

соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный

результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия,

анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью.

Важнейшая роль в данной модели принадлежит  заключительному ретроспективному

обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры,

соотношение игровой  (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-

игрового  взаимодействия.  В  арсенале  педагогики  начальной  школы  содержатся  игры,

способствующие  обогащению  и  закреплению  у  детей  бытового  словаря,  связной  речи;  игры,

направленные  на  развитие  числовых  представлений,  обучение  счёту,  и  игры,  развивающие

память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.  

Результативность  дидактических  игр  зависит,  во-первых,  от  систематического  их

использования;  во-вторых,  от  целенаправленности  программы  игр  в  сочетании  с  обычными

дидактическими упражнениями.

Игровая  технология  строится  как  целостное  образование,  охватывающее  определённую

часть  учебного  процесса  и  объединённое  общим  содержанием,  сюжетом,  персонажем. В  неё

включаются  последовательно  игры  и  упражнения,  формирующие  умение  выделять  основные,

характерные  признаки  предметов,  сравнивать,  сопоставлять  их;  группы  игр  на  обобщение

предметов  по  определённым  признакам;  группы  игр,  в  процессе  которых  у  младших

школьников  развивается  умение  отличать  реальные  явления  от  нереальных;  группы  игр,

воспитывающих  умение  владеть  собой,  быстроту  реакции  на  слово,  фонематический  слух,

смекалку  и  др.  При  этом  игровой  сюжет  развивается  параллельно  основному  содержанию

обучения,  помогает  активизировать  учебный  процесс,  осваивать  учебные  элементы.

Составление  игровых  технологий  из  отдельных  игр  и  элементов —  забота  каждого  учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...